Личная эффективность1885428

Что делать, если ваш руководитель – микроменеджер?

В чем причины появления микроменеджмента в компании? Какие бывают типы микроменеджеров, и как с ними работать?

Где бы и кем бы я ни работал, везде встречал микроменеджмент. Он есть везде, в больших и малых компаниях, а в энтерпрайзах так он вообще свой парень! Но плохо ли это? Для меня ответ неоднозначный.

Я обратился к истокам термина «микроменеджмент», чтобы разобраться в этом понятии. Очень уж много разных случаев я видел в своей практике. Много статей написано на эту тему, но многие из них об одном и том же. Слишком однобоко. «Шеф, усё пропало!» С этой известной фразой в голове я решил разобраться в микроменеджменте и о том, что с ним делать мне как сотруднику.

История

Жил на свете товарищ Дуглас МакГрегор – философ, психолог. Написал в 1960 году известную книжку "The Human Side of Enterprise". В ней он сформулировал Теорию Х и Теорию Y. Они прямо противоположны друг другу. Много критиковались в свое время, но были очень популярны. Да и сейчас критикуются, особенно Теория Х. И современные работники часто имеют разные точки зрения на эти теории.

На мой взгляд, МакГрегор описал в своей Теории Х что-то похожее на понятие микроменджмент. Да, немного однобоко и недостаточно полно, но все-таки. Судите сами. Из Теории Х:

Поэтому тотальный контроль, система штрафов и командный стиль руководства – это основные элементы управления в Теории Х. Напомню 1960 год! А что сейчас известно о микроменеджменте?

Текущее понимание

Через 60 лет после книги МакГрегора микроменеджмент описывается похожими словами:

По-моему, очень схожие представления, а разница в причинах возникновения понятий.

МакГрегор исходил из того, что в Теории Х работники ненавидят работу и не хотят работать, поэтому ими надо управлять и заставлять работать. На мой взгляд, современный микроменджмент исходит из других предпосылок и является более глубоким и широким понятием. Далее я опишу всем известные факты и несколько своих наблюдений.

Причины микроменеджмента

Микроменеджмент возникает:

Сознательное использование микроменеджмента:

Неопытность может вести к микроменеджменту:

Типы микроменеджмента

В своей трудовой деятельности я встречал разные проявления микроменеджмента. И выдел три типа:

  1. Чайка-менеджмент. Это крайнее проявление. Несет максимально негативные последствия. Такой менеджер не желает разбираться в текущей ситуации, не желает слушать сотрудников. Приходит неожиданно, когда его и не ждешь. Принижает сотрудников, часто говорит прямыми словами о их некомпетентности. Раздает поручения, обычно абсолютно не в тему и улетает. После него сотрудники приходят в себя и пытаются понять, что же им необходимо делать.
  2. Материнский микроменеджмент. Это другая, противоположная чайке менеджменту, сторона. Часто проявляется, когда менеджер старше подчиненных. Он относится к ним, как к детям. По его мнению – с заботой и из самых лучших побуждений. Постоянные статусные встречи, контроль и раздача поручений. Критериев оценки результатов нет. Декларирование свободы творчества. На самом деле – постоянное и мягкое вживление в голову сотрудников мысли, что без него они не могут ничего сделать правильно. Со временем для инициативы и творчества у сотрудников возможностей уже не остается. Понятие «рабочее время» только на словах.
  3. Обычный стандартный микроменеджмент. Находится посередине предыдущих двух. Также контроль рабочего процесса сотрудников. Замыкание любых решений на себе. Раздача прямых и конкретных поручений. Нежелание слушать и прислушиваться к мнению сотрудников. Считает, что он намного умнее и опытнее своих подчиненных. Критерий приемки результатов один – субъективное мнение менеджера.

Последствия микроменджмента для компании и сотрудников печальны:

Что делать с микроменеджментом

Есть ли положительные черты и положительное влияние микроменеджмента? На мой взгляд, есть. Отмечу непопулярные моменты:

Что делать сотруднику, который столкнулся с микроменеджментом? Из собственного опыта скажу так:

  1. Можно уволиться: здоровье и нервы важнее.
  2. Воевать с ним бесполезно. Не видел выигранной партии.
  3. Изменить его не удастся, но можно подстроиться под микроменеджера. Как?

Общие рекомендации:

Личный опыт

Я старался понять истинные причины действий микроменеджера. Что для него действительно важно? И чего он добивается? Это оказалось не так просто и на поверхности не лежит. Я очень осторожно задавал наводящие нейтральные вопросы. Я анализировал все действия, речь человека на разных встречах, учитывая контекст и окружение. Пытался понять, почему он так делает.

После анализа выдвигал некоторые гипотезы. Старался их проверить. Чаще всего старался действовать на опережение и управлять его ожиданиями. Старался предугадывать их.

К примеру, однажды я сделал вывод, что боссу не хватает на самом деле короткого, прозрачного и простого отчета. Я стал его делать 2 раза в неделю. И о чудо! Напряжение немного спало. Отсылал отчет о проделанной работе на еженедельной основе. В отчете указывал завершенные задачи, открытые вопросы, свои и команды успехи, а также моменты, в которых босс мог бы помочь.

Я всегда встречаюсь со своим руководством и спрашиваю, что они ждут от меня, от команды. Что мне надо улучшить в нашей работе. Такие встречи с некоторыми приходится проводить регулярно.

Конечно же микроменеджмент является злом в целом и в долгосрочной перспективе существования компании и команды. Его необходимо искоренять и инициатива в этом вопросе должно исходить от руководства микроменеджера, от HR, от первого лица компании.

Победить микроменеджмент можно через обучение, осознание проблемы, развитие микроменеджера, компании, команды, через изменение корпоративной системы управления, через поощрение на уровне менеджмента компании инициатив сотрудников, их творчества, через выстраивание коммуникаций, прозрачных правил работы и критериев принятия результатов. 

Читайте также:

Смотреть комментарии