Личная эффективность34283

Как провести время на самоизоляции с пользой для бизнеса

Что делать предпринимателям, чей бизнес пострадал из-за карантина? При должной стратегии и старании можно вырасти профессионально и заработать.

Пришел карантин — клиенты пропали, малый бизнес никому не нужен, денег нет и делать нечего. Какие варианты у предпринимателей? Есть бизнес, который может подстроиться под новые реалии и уйти в онлайн. Рестораны — в доставку, фитнес-центры — в формат марафонов и онлайн-тренировок, языковые школы — в онлайн-обучение, а офлайн-магазины и аптеки перейти в интернет-магазины.

Но что делать тем, чей бизнес сейчас совсем не нужен? Владельцам турагентств, ивент-агентств, кинотеатров и гостиниц. Кризис рано или поздно кончится, и все вернется на круги своя. Значит, нужно только переждать и провести это время с максимальной пользой для себя и бизнеса.

Подумайте, как адаптироваться под новую реальность

Не нужно сразу сдаваться и закрывать свое дело до лучших времен. Подумайте, есть ли варианты, которые позволят остаться на плаву и не потерять связь с клиентами. Возможно, есть смысл расширить спектр услуг или сосредоточиться только на одной составляющей бизнеса.

Например, Максим до карантина оптом продавал шоколадки специального дизайна для В2В-конференций. Сейчас их перестали проводить, и он сидит без дела. Но есть варианты — можно договориться с новым интернет-магазином детских товаров и предложить им разработку брендированных шоколадок, которые они будут прикладывать в подарок к каждому заказу от 1000 рублей.

Чтобы придумать варианты для смены бизнес-модели, изучите опыт зарубежных и столичных компаний аналогичной направленности. Хорошо, что российским предпринимателям есть на что ориентироваться в этой трудной ситуации.

Для анализа нужно выбрать метод. Знакомые маркетологи рекомендуют анализ 5Р — по нему изучают стратегии конкурентов, оценивают подходы каждого и разрабатывают свой собственный. Есть модели 4Р и 7Р, но первая не учитывает влияние других людей на бренд, а вторая больше ориентирована на В2В. Соберите базу компаний-аналогов, и изучите их стратегию по пяти направлениям:

Изучив особо успешных конкурентов, вы сможете перенять для себя лучшие решения и скорректировать стратегию под новую реальность.

Займитесь развитием онлайн-стороны своего бизнеса

Привычные способы коммуникации у офлайн-бизнеса больше не работают. До режима самоизоляции общение всегда было реальным: клиенты лично высказывали свои потребности, пожелания, замечания, приходили и рассматривали товары. Теперь этого делать просто нельзя, да и небезопасно.

Пропадать с радаров клиентов категорически нельзя. Их потребности никуда не исчезли. Все по-прежнему хотят вкусно есть, хорошо выглядеть, учиться и весело проводить время. Если вы не будете поддерживать связь, то даже самые преданные клиенты могут уйти к конкурентам и не вернуться, когда все закончится.

Во время карантина приходится искать новые пути общения. Все сидят дома, а интернет есть практически у каждого. В дело вступают главные убийцы времени — соцсети. Аналитики уже отмечают прирост ежедневной онлайн-активности пользователей практически в два раза. Значит, самый очевидный выход для бизнеса — перенести общение с клиентами в интернет.

  1. Создайте собственный сайт. Можно сделать это самостоятельно на бесплатных конструкторах, например, в «Тильде». Там есть подробные инструкции по разработке и готовые шаблоны.
  2. Развивайте контент-маркетинг для своего бизнеса:
  3. Заведите соцсети — это самый простой и оперативный способ взаимодействовать с клиентами. Рассказывайте об изменениях в режиме работы, новых акциях и скидках, создавайте полезный контент.
  4. Подключите рассылки через мессенджеры или электронную почту. Почти ⅔ бизнеса, задействованного в e-commerce, пользуется этими каналами коммуникаций. Во-первых, это способ держать клиентов в курсе новостей, а во-вторых — дополнительный канал продаж.
  5. Оптимизируйте рекламные кампании. То, что прекрасно работало еще в феврале, может стать абсолютно неэффективным в новой реальности. Отключите неактуальные кампании, и разработайте новые предложения.

Поработайте над собственной репутацией

Если вы отлично разбираетесь в какой-то теме, поделитесь своими знаниями с людьми. Это можно делать в собственных соцсетях и записывать видео для YouTube или поработать более глобально и написать статью для медиа, например, тут — на Executive.ru, в «Лайфхакер» или «ТЖ».

Попробуйте скооперироваться со смежным бизнесом и выступить экспертом. Например, если вы работаете дизайнером интерьера, обратитесь к риелторской фирме и договоритесь о совместном материале на тему «Как выбрать самую эргономичную планировку квартиры». И вам пиар, и им польза.

Еще один вариант — обратиться к инфлюенсерам: профессиональным блогерам или просто популярным потребителям ваших товаров. Например, если вы производите снаряжение для велотуристов, постучитесь в блог к популярному представителю целевой аудитории, и сделайте с ним совместный материал о подходящей одежде для весенних велопоходов. Если шьете нижнее белье, и содержите небольшой магазин, предложите подарить свои изделия блогеру за отзыв.

Раскройте скрытые таланты и найдите подработку

Если бизнес заморозился, и больше не приносит денег, то приходится искать альтернативные источники дохода. Подумайте, что вы умеете делать лучше других, и предложите свои услуги на биржах труда. Кризис наступил в офлайне, но онлайн-сфера продолжает развиваться. Спрос на удаленных сотрудников и специалистов в онлайне только растет.

Есть два варианта подработок: удаленно устроиться в штат или заняться фрилансом. На рынке пользуются спросом:

По мнению Александра Джабарова, руководителя пресс-службы HeadHunter, наименее уязвимые профессии — работники ритейла, логистики, складов, производители фармацевтики, репетиторы и няни.

Развивайтесь личностно и профессионально

Успешным предпринимателем становится тот, кто непрерывно учится и с каждым днем узнает все больше и больше нового. Мысли о том, что вы самый крутой спец в мире и умеете все, нужно гнать прочь — они главный тормоз развития.

Бизнесмен должен развиваться не только в профессиональной, но и в личностной сфере. Мы подобрали несколько общих компетенций, развитием которых вы можете заняться в период самоизоляции.

Такую же карту с нужными для себя компетенциями вы можете составить в любом сервисе для создания майндмэпок, например, Xmind. Главное — ориентироваться на то, что важно именно вам.

Пока действует режим самоизоляции, с практическим и очным обучением есть проблемы. Но многие компании, которые занимались офлайн-образованием, начали выходить в онлайн, а те, кто давно работал в онлайне, дарят обучающие курсы или делают на них большие скидки. Учиться можно по книгам, видео, аудиоматериалам и даже онлайн-конференциям. Выберите подходящие варианты из нашей подборки.

Читайте также:

Смотреть комментарии