HR-менеджмент1647535

Кому поручить работу дворника, если содержать дворника невыгодно?

Насколько это правильно, когда сотрудник выполняет работу, которая не относится к его должностным обязанностям? Как избежать «многостаночничества» в компании?

В средних и маленьких организациях принято, чтобы сотрудники совмещали разные функциональные обязанности в одной должности. Для экономии ФОТ. Хорошо это или плохо, зависит от многих факторов. Попробуем разобраться: почему это происходит и есть ли другие варианты. Начнем с примеров.

Токарь

В ремонтную службу завода требуется токарь. Понятно, что он должен быть универсалом, потому что задачи хоть и типовые, но все разные. Иногда нужна фрезеровка. Как быть? Нанимать фрезеровщика, который будет два раза в неделю работать, а остальное время сидеть, или возложить эти обязанности на токаря? Конечно, второй вариант целесообразнее. Иногда нужно просверлить или подточить, что тогда? Принимать на работу слесаря-инструментальщика? Понятно, что когда объем работ наберется на двух человек, нужно принять двоих, но когда есть только на 1,5 или 0,5 или 1,35?

Инженер КИПиА

На заводе много контрольно-измерительных приборов: датчики температуры, давления, расхода, лабораторное оборудование, весовое, манометры и так далее. Логично иметь своего инженера или слесаря КИПиА. Или нелогично? Может, эти обязанности возложить на инженера-электрика? Допустим, приняли инженера КИПиА, он быстро вник в суть работы, составил график ППО, график проверок и сидит в кабинете листает ленту соцсетей. Нужно его нагрузить. «О, есть еще охранно-пожарная сигнализация, будешь еще и ее обслуживать». И получилось чуть больше его возможностей. В итоге он не успевает то одно, то другое. А может он просто саботирует?

Инженер-строитель

Маленькая строительная фирма. Офис-менеджер не нужен, но нужно кому-то отвечать на звонки. И появляется инженер с обязанностями секретаря. Примеров много: начальник отдела логистики, он же начальник АХЧ, методист, преподающий географию, системный администратор, отвечающий за видеонаблюдение, инженер ПТО, отвечающий за выдачу инструмента...

Очевидные минусы:

Как руководители обосновывают свои решения относительно «многостаночничества»

1. Зачем держать сотрудника, у которого недостаточно работы на полный рабочий день?

Варианты ответов:

2. Зачем нагружать сотрудника дополнительной работой, в которой он не разбирается?

Варианты ответов:

Как устранить в компании «многостаночничество»

  1. Описать процессы. Первое, с чего нужно начать. После этого можно принимать решение, что дальше делать.
  2. Передать на аутсорсинг. Самый простой выход, а для многих задач еще и экономически выгодный.
  3. Расширить географию. Системный администратор может обслуживать еще одну организацию. А как ему платить, вариантов масса.
  4. Уменьшить время работы: 2 дня в неделю, 4 часа в день. У нас так работают уборщицы: с 8 до 12, но три человека. Инженер КИПиА работал 4 дня в неделю, а один день работал в другом месте.
  5. Не делать некоторую работу. Не заправлять картриджи, а менять. Заправка, конечно, экономит деньги, но тратит время и может испортить оборудование.
  6. Принять сотрудника низкой квалификации, который будет выполнять работу медленнее, но и платить ему можно будет меньше. Например, студента. Или наоборот, принять профессионала, который за зарплату на 30% больше перекроет полторы клетки.
  7. Автоматизировать процесс. Выполнял человек, теперь выполняет робот. Но автоматизация опасна тем, что работа по обслуживанию робота стоит дороже работы, которую автоматизировали.

Как видите, варианты есть и все они простые. Но большинство решает, что если сотрудник недогружен, нужно ему подкинуть задач из другой профессиональной области, пусть развивается. Это напоминает старую шутку: «Лечим алкоголизм методом наркомании».

Также читайте:

Смотреть комментарии