Рынок труда1214214

Фриланс-2022: что изменилось на рынке, и кто больше всего пострадал

Как события 2022 года повлияли на доходы и востребованность российских фрилансеров? Как исполнители выстраивают отношения с заказчиками в новых реалиях?

Согласно исследованиям PwC, два года назад Россия вошла в топ-10 стран по объему рынка фриланса. Эксперты наблюдали взрывной рост в этой области вплоть до недавних событий. Это было связано с ограничениями из-за пандемии: многие люди лишились работы и перешли на фриланс. В прошлом году прогнозировалось, что к 2025 году российский рынок фриланса увеличится до $13 трлн. Но все это – просто цифры. Давайте взглянем на фриланс со стороны самих исполнителей и выясним, какие изменения они наблюдают в своей работе.

Положение на рынке фриланса

Qiwi и Национальная Гильдия Фрилансеров провели исследование, которое показало, что 60% специалистов сохранили не только уровень дохода, но и количество клиентов. Большинство респондентов работают в сфере веб-разработки и графического дизайна. Копирайтинг – третье по популярности направление. 79% опрошенных не заметили снижения спроса или падения уровня заработка. Наоборот, с февраля по август многие даже повысили расценки на свои услуги.

При этом нашлись и недовольные: на снижение заработка пожаловались 21% опрошенных, а 20% из них указали на значительное сокращение объема заказов. Некоторые совсем потеряли доход и работу. С чем связан такой разброс?

Основной удар пришелся на сферу продвижения в интернете

Собственников бизнеса пугают текущие реалии: непонятно, как сохранять клиентскую базу и искать новых партнеров. Кроме этого, произошедшие события кардинально изменили подходы в маркетинге. Самые острые проблемы в digital-сфере на текущий момент:

Геополитические страсти, косвенно влияющие на сферу, развиваются очень стремительно. Дальнейший сценарий невозможно предсказать. Поэтому среди маркетологов много опасений о ближайшем будущем, в основном, всех беспокоят следующие риски:

Пока все перечисленные сервисы работают в привычном режиме, и объективных поводов для беспокойства нет. Но в целом, когда наступают тяжелые времена, бюджет на маркетинг ужимают первым. А это сильно бьет не только по фрилансерам, но и по крупным маркетинговым агентствам. Конечно, у всех разное положение, но есть ряд проблем, которые коснулись большинства исполнителей:

По этим причинам многие маркетологи и креаторы покинули Россию или перешли в другую сферу занятости.

Кто теперь будет продавать?

СМИ говорят об оттоке IT-специалистов, но процент уехавших или бросивших работу среди них гораздо ниже, чем в маркетинге. По оценкам новостного портала Sostav.ru, в текущем году страну покинули на 30% больше маркетологов, чем программистов.

Также за этот период снизился спрос на экспертов в рекламе. Процент востребованности креативщиков испытывает дефицит: показатель изменился с 0,4 до 9,6%, эта тенденция крайне критична для отрасли. Оптимальным коэффициентом считается пропорция 1 к 2. Когда происходит перекос в одну из сторон, жизнь сферы нарушается.

Есть и хорошие новости: аналитики сервиса SuperJob говорят о тенденции к восстановлению рынка маркетинга в последние несколько месяцев. За июнь спрос восстановился на 11% от исходного значения. Средний показатель прироста за неделю составляет 6%.

Почему фриланс-занятость становится трендовой

Несмотря на временные трудности, все больше людей выбирают фриланс, причин множество: свободный график, удаленная работа, отсутствие начальства... Многие компании ищут именно удаленных специалистов, а логистика работы из «домашнего офиса» становится все более продуманной. Вот три основные тенденции, которые сделали фриланс популярным.

1. Разрушение географических барьеров

Благодаря технологиям бизнес-процессами можно управлять из любой точки мира. Поиск сотрудников теперь не ограничен конкретным городом, регионом и даже страной. Поэтому у компаний появилась возможность открыть для себя гораздо больше достойных кандидатов.

2. Экономия денег на оплату труда

Работа с фрилансерами предполагает оплату за выполнение конкретных задач. В отличие от привычного оклада за часы, новый формат диктует правило: «нет работы – нет оплаты». Также можно сэкономить на поиске сотрудников, налогах, больничных и отпусках. Нет необходимости брать в аренду помещение под офис и оплачивать коммунальные услуги. Сами исполнители тоже экономят: не нужно тратиться на проезд, покупать кофе с собой и дорогие обеды.

3. Создание баланса между работой и жизнью

Люди выбирают фриланс, потому что такой формат работы позволяет контролировать собственное время и распределять ресурсы. Это повышает качество жизни и улучшает эмоциональное состояние исполнителей. И вот почему:

Выводы

Экономические трудности закономерно затрагивают все сферы трудовой деятельности, но фриланс показал себя одним из самых жизнеспособных и перспективных направлений. Многие эксперты сходятся во мнении, что такой вид занятости сохранит высокие темпы роста, ведь компаниям выгодно оптимизировать бизнес-процессы с помощью удаленной работы. Это более гибкий и менее затратный способ сотрудничества со специалистами.

Фото: freeimages.com

Также читайте:

Смотреть комментарии