Рынок труда81129

Как зумеры меняют рынок труда

Представители «поколения Z» постепенно трудоустраиваются. Как работодателям адаптировать бизнес-процессы под ценности и особенности поведения молодых сотрудников?

Люди поколения Z (или «цифровые аборигены», «центениалы») родились в период, когда научно-технический прогресс активно набирал обороты, поэтому они не особо разделяют реальный и виртуальный мир, быстро переключаясь между ними. Им незнакома реальность без интернета. Зумеры могут одновременно воспринимать информацию с телефона, планшета и ПК, им проще считывать зрительно, чем слушать или читать.

Изучая представителей поколения Z, социологи определили, что для них свойственна тяга к безопасности, а удовольствие и интерес от работы важнее заработка. Эти люди хотят изменить общество к лучшему и готовы самостоятельно обучаться. Бунтарское поведение для зетов не свойственно, часто они находятся под влиянием лидеров мнений или родителей.

Центениалы оберегают свое личное пространство и стремятся соблюдать work-life balance, поэтому им важны подробные инструкции и критерии, чтобы понимать, что от них требуется и какой конкретно нужен результат от работы для выстраивания своего плана. В этом они отличаются от представителей предыдущих поколений, для которых важен был сам факт присутствия на рабочем месте. Для зумеров главное – результат, поэтому сидеть в офисе с 9:00 до 18:00 – не их формат.

Как пандемия отразилась на зумерах и их карьерных ожиданиях

Представители «поколения Z» уже успели привыкнуть к рекордному уровню безработицы, вызванному еще кризисом 2008 года, однако пандемия и последствия, которые она за собой повлекла, внесли в ожидания зумеров еще больше неопределенности. Тем, кто только устроился на работу, не повезло – недавних выпускников увольняли первыми. Таким образом, уже с самого старта карьеры им пришлось столкнуться с серьезными трудностями.

Компаниям было невыгодно нанимать дешевую рабочую силу в виде юных работников, основной фокус сместился на поиск опытных сотрудников, которые могли сразу дать результат. Безработица среди молодых людей 15-19 лет по итогам первого квартала 2020 года составила 21%, а среди молодых специалистов 20-24 лет – 11,7%, отмечают специалисты Росстата.

Количество новых рабочих мест во многих сферах из-за ограничительных коронавирусных мер, применяемых правительством, значительно снизилось. По данным HeadHunter, если в целом по рынку число размещенных вакансий в России в первом полугодии 2020 года уменьшилось всего на 2%, то рынок труда молодых специалистов просел на треть. Причем уменьшение спроса на кандидатов без опыта наблюдалось во всех регионах Российской Федерации.

Какие требования предъявляют зумеры к работодателю

Безусловно, новое поколение оказывает влияние на рынок труда, трансформируя его под свои нужды. Как уже говорилось выше, работа для зумеров – как стиль жизни, должна приносить пользу и удовольствие. Они не хотят тратить свое время впустую. Их представления о карьерном развитии сильно отличается от предшественников. Зумеры более амбициозны, их запросы выше, а традиционные ценности миллениалов кажутся им неприемлемыми.

Построение долгой карьеры в привычном понимании, от стажера до руководителя, с медленным ростом – не их вариант. Для зумеров характерен горизонтальный тип карьерного развития, при котором они могут сменить несколько разных профессий.

Основные моменты, которые привлекают представителей «поколения Z» при выборе работы: масштаб компании, корпоративное обучение, наличие гибкого графика, быстрого роста карьеры и возможность проявить свою творческую составляющую. Эти люди легко генерируют идеи, креативные и не боятся менять привычную среду вокруг себя: легко могут сменить место жительства или профессию. Поэтому HR-специалистам нужно учитывать эти моменты при рассмотрении кандидатов-зетов.

Если для поколения Y и X работа была смыслом жизни, ее отсутствие порицалось и болезненно воспринималось человеком, то для зумеров само наличие работы неважно, главное – ее ценность и понимание, на что уходит время. Люди нового поколения не хотят начинать с низших позиций, у них нет для этого мотивации, стать начальником для них – не вершина карьеры.

Часто на собеседовании можно услышать конкретный уровень ожидаемого заработка. Обосновывают они это своими потребностями, а не умениями, как было принято у миллениалов. Запросы и пожелания кандидатов «поколения Z» часто приводят в недоумение HR-менеджеров, но зумерам проще вообще не работать, чем «торчать на нелюбимой работе за копейки».

По данным исследования компании Universum, основное требование, которое предъявляют студенты вузов к потенциальным работодателям – возможность высокого заработка в будущем. Для них также важна здоровая атмосфера в коллективе – отсутствие токсичных коллег и неуравновешенного начальника.

Можно выделить несколько пунктов, которые отталкивают зумеров при выборе вакансии: они не хотят терпеть ненормированный график, долгие поездки до работы и разделение заработка на оклад и бонусную часть.

Представители «поколения Z» формируют новые тренды:

Положительные и отрицательные черты сотрудников поколения Z

Из плюсов можно отметить:

Из минусов:

Может показаться, что у зетов слишком много специфических требований к работе. Отчасти это правда, но если вы готовы пойти навстречу сотрудникам-зумерам, они в свою очередь станут генераторами идей и быстро справятся с большинством задач.

Читайте также:

Смотреть комментарии