Как руководителю принять правильное решение: три главных фильтра

У настоящего лидера крепкие нервы, иначе он бы не смог каждый день делать то, ради чего его выбрали – принимать решения. Чем выше статус руководителя в компании, тем больше ответственности и зачастую меньше времени. Я проверяю правильность решений через три фильтра.

1. Фильтр будущего

Один из наших клиентов – производитель удобрений – работает на рынке почти 40 лет. Можно подумать, что такой гигант неповоротлив и консервативен в бизнес-стратегиях. Но вы удивитесь, узнав, что компания использует все последние возможности Big Data. Анализирует конкурентов и данные по рынку, затем планирует объемы производства и, что более интересно, назначает цену, которая позволяет получить максимальную прибыль.

Еще 15 лет назад в топ-5 самых дорогих компаний мира по рыночной капитализации входили нефтяные гиганты, банки и розница. Сегодня самые дорогие – IT-компании. Их основной актив – информация, которую они умеют собирать и анализировать. Например, когда мы выбираем книги на онлайн-витрине, ставим лайки к постам в социальных сетях или слушаем музыку на «айфоне», наши действия фиксируются. Программы выявляют закономерности в поведении и делают предложения, которые нам действительно интересны. И компании, которые умеют делать это лучше всех, с каждым годом стоят дороже.

Даже магазин, который находится рядом с домом, должен собирать и анализировать данные о покупателях. Если бизнес не погружен в интересы клиентов, не изучает рынок и конкурентов, можно сказать, он уже в прошлом. Это правило актуально даже для лидеров отрасли. Отчасти это происходит потому, что они больше работают с товарными потоками, чем с детальной персонифицированной информацией о каждом своем потребителе.

Диджитализация – один из примеров. Глобальные изменения происходят под воздействием множества драйверов. Пройти фильтр будущего – значит, осознать, как изменится бизнес через пять лет, и начать подготовку уже сейчас.

Вывод: решения, которые лидер принимает сегодня, должны основываться на взгляде из будущего. Вы именно такой лидер или вы – лидер реакционный, который начинает действовать, когда изменения уже произошли? Какие данные о клиентах и конкурентах вы собираете? Вы можете прогнозировать тенденции в отрасли на основе этих данных?

2. Фильтр последствий

Месяц назад я консультировал компанию, которая находилась на грани выживания. Передо мной сидел акционер, готовый закрыть бизнес, и наемный директор, уверенный, что шанс есть. Пессимист и оптимист. И я как третья независимая сторона. Спустя несколько часов мы пришли к выводу, что выжить можно. Я видел, как участники встречи приободрились, ведь для любого руководителя обанкротить компанию – значит, проиграть.

В кризисной ситуации руководитель может принять решение, основываясь лишь на краткосрочном видении. Но оно редко приносит долгосрочные результаты. Фильтр последствий позволяет увидеть все возможные сценарии и выбрать наиболее подходящий.

В истории нашего клиента специалисты по продажам получали фиксированную зарплату, при этом уже полгода не выполняли план. Ставка бухгалтера была в три-четыре раза выше рыночной, и это при условии, что реальная занятость снизилась до шести часов в неделю. Один из сценариев – оставить все как есть. Но последствия от «раздутого» штата неминуемо приведут к закрытию бизнеса. Другой сценарий – внедрить новую систему оценки труда, когда сотрудник сам фиксирует количество потраченного времени и полученный результат. Исходя из этого выплачивается зарплата.

Мы пересмотрели все финансовые потоки и составили план изменений по каждому пункту. Если мы решаем спасти бизнес, нужно понимать последствия и действовать решительно.

Вывод: лидер обладает видением и принимает решения, соизмеряя их с долгосрочной целью. Определите проблему – отправную точку. Включите таймер и в течение одной минуты напишите все варианты решений. На этом этапе можно привлечь команду. Далее оцените плюсы и минусы каждого варианта. Какой у вас пункт назначения? Что позволит избежать худших последствий как можно дольше? Какой сценарий или сочетание сценариев приведет к цели?

3. Фильтр ценностей

Настоящий лидер имеет сильные личные убеждения и предан своим ценностям. Можно относиться к этому формально, но ценности создают корпоративную культуру и формируют доверие клиентов. Это мощные критерии при принятии решений.

Один из наших клиентов – владелец порядка 15 разношерстных бизнесов. Раз в неделю он встречается с ключевыми руководителями, разбирает сложные кейсы и описывает их решение со своей позиции. У этих собраний есть важный эффект: через руководителей лидер транслирует ценности сотрудникам своих компаний и буквально «сшивает» их едиными идеями и подходами в работе.

У каждого лидера свои ценности, и команда рано или поздно адаптируется под них. Я увидел это на реальном примере, когда в нашей компании сменился один из руководителей. Для моего прошлого коллеги были важны результаты. К графику работы он относился лояльно, поэтому сотрудники формировали его под себя. Подход нового руководителя оказался противоположным. Он поставил трудовую дисциплину на первое место, и команда перестроилась спустя пару месяцев. Кто не совпал по ценностям с новым руководителем, вскоре покинул компанию. Ведь, как говорят, люди приходят в конкретную компанию, а уходят от конкретных руководителей.

Фильтр ценностей отсекает решения, которые противоречат тому, во что лидер верит.

Вывод: лидер – человек, за которым идут. Это возможно, если команда осознает и разделяет его идеи. Во что вы верите? Вы уверены, что ваша команда знает и разделяет ваши ценности? Как часто вы транслируете их сотрудникам? Как вы можете идеологически «скрепить» команду?

* * *

Мы живем в увлекательное время, в котором будущее из футуристических книг и фильмов создается каждый день на наших глазах. Внедряя инновации, придерживаясь цели впереди, как маяка, и сохраняя верность ценностям, лидер способен сделать компанию великой.

Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Новости
Академия CiBest подготовила тест на проверку грамотности по внутреннему аудиту

Вы сможете оценить свои способности работать внутренним аудитором, искать и находить слабые места в компании.

В ЦНТИ Прогресс прошел семинар по сложным вопросам документации

Валентина Андреева провела семинар по новеллам трудового законодательства для слушателей ЦНТИ Прогресс.

МРЦ запустил набор на курсы для поступающих на Президентскую программу

Программы «Бизнес-проектирование» и «Деловой английский язык» разработаны с учетом критериев оценки кандидатов при прохождении конкурсных испытаний.


Компания Columbus автоматизировала передачу данных в сети магазинов «Гроздь»
Cеть начала работу со специализированным ПО для передачи данных в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).