Как сэкономить 43% от стоимости при покупке автомобиля

Вы – владелец компании или индивидуальный предприниматель, и решили приобрести автомобиль, располагая для этого, например, 4 млн выручки. Если вы соберетесь купить авто за счет своей зарплаты, то из этих 4 млн у вас на покупку будет всего 2 268 579 руб. За счет дивидендов – 2 359 322 руб. А если за счет компании – то все 4 млн руб. При этом компании традиционно приобретают транспорт в лизинг, когда первоначальный взнос из этих 4 млн может составить 2 млн или меньше (часто – без переплаты), а оставшуюся сумму оставляют на развитие своего бизнеса.

Итак, наступил период, когда автомобиль стал крайне необходим, и вы, как финансово грамотный потребитель, решили задуматься о способе покупки. Существует несколько вариантов приобретения «четырехколесного друга», которые варьируются в зависимости от предусмотренного для них вида налогообложения. Взвешивая все «за» и «против», следует тщательно продумать, какой из этих вариантов подходит именно вам.

Мы попытались выжать максимум из каждого варианта. Предположив, что в каждом случае у фирмы есть 4 млн рублей «свободной» выручки, которую вы намерены потратить на приобретение автомобиля, мы рассчитали, сколько денег у вас останется на его покупку после уплаты всех налогов:

Рассмотрим подробнее:

Варианты приобретения автомобиля
Покупка на организацию с общим режимом налогообложения (в т.ч. в лизинг) За счет дивидендов За счет заработной платы
Выручка организации с НДС 4 000 000 4 000 000 4 000 000
Выручка организации без НДС, направленная на покупку ТС 3 389 831 3 389 831 3 389 831
Себестоимость: -3 389 831 0 -3 389 831
Амортизация -3 389 831 0 0
Заработная плата до уплаты НДФЛ 0 0 -2 607 562
Страховые взносы на ФОТ 0 0 -782 269
Налогооблагаемый доход по налогу на прибыль 0 3 389 831 0
Налог на прибыль 20% 0 -677 966 0
Налог на дивиденды 13% 0 -352 542 0
НДФЛ 13% 0 0 -338 983
Выплачено наличными физическому лицу 2 467 797 2 268 579
Максимальная стоимость покупки ТС (с НДС) 4 000 000 2 359 322 2 268 579
Автомобиль Toyota Land Cruiser 200, BMW X5, Mercedes GLE или V-Class Nissan Murano, Hyundai Grand Santa Fe Mercedes-Benz GLA, Kia Sorento Prime
Потери в % 0% -41% -43%

Рассмотрим все варианты подробнее.

1. Автомобиль на зарплату: Капитан Очевидность

Наверное, самый очевидный вариант. В этом случае вы, как владелец бизнеса, можете выплатить самому себе зарплату в размере стоимости нужного автомобиля. Кажется, все просто – руководитель решает приобрести автомобиль и сам же его покупает. Выбор очевидный, но есть несколько моментов, о которых нужно задуматься. Главный вопрос – налоги.

Считаем: страховые взносы в пенсионный фонд (22%) и фонд социального страхования (2,9%), плюс обязательное медицинское страхование (5,1%) [Для упрощения расчетов (так как сумма выплаты зарплаты может быть разной – как и стоимость приобретаемого автомобиля) мы не учитываем, что с выплат более 796 000 (в ПФР) / 718 000 (в ФСС) рублей в 2016 году применяются пониженные тарифы страховых взносов (согласно ФЗ №212)]. Дополнительно необходимо заплатить налог на доходы физических лиц, равный 13%. В итоге мы имеем переплату в 43% от стоимости необходимого автомобиля.

Плюсы:

  • Очевидность
  • Вся прибыль направлена на выплату зарплаты, поэтому нет налогов на прибыль
  • Не платим дивиденды, поэтому нет налога на дивиденды

Минусы:

  • Налоговые потери 43% от себестоимости авто (страховые взносы, НДФЛ, НДС)

Резюме: Нам сложно сказать, в каком случае этот вариант является предпочтительным. Вероятно, исключительно в случае нежелания вашей бухгалтерии заниматься операциями сложнее, чем выплата заработной платы (или дивидендов – см. второй вариант покупки авто). Но тогда зачем нужна такая бухгалтерия?

2. Авто на дивиденды: долгий путь к потерям

Второй сценарий – дивиденды. Вы выплачиваете себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли предприятия. Здесь вы платите налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%). В результате, как видно из сравнительной таблицы, результат стал немного лучше по сравнению с вариантом начисления себе заработной платы – издержки составляют «всего» 41%.

Также стоит учесть, что в большинстве случаев в уставе организации прописывается определенная периодичность выплаты дивидендов, чаще всего – раз в квартал или раз в год. Поэтому вы не всегда сможете немедленно перечислить себе требуемую на покупку авто сумму – придется ждать.

Плюсы:

  • Вы выигрываете 5% по сравнению с вариантом покупки авто на зарплату
  • Нет НДФЛ, так как НДФЛ не взимается с полученных физлицом дивидендов
  • Нет страховых взносов, так как не выплачивается зарплата

Минусы:

  • Потери в размере 41% от себестоимости авто
  • Средства на покупку авто доступны в зависимости от периодичности выплат дивидендов

Резюме: Что ж, этот вариант выглядит немного лучше, но явно не идеален. Вы теряете деньги и вынуждены ждать конца отчетного периода. Двигаемся дальше.

3. Авто на фирму: неужели это так выгодно и просто?

Сколько переплатит руководитель, если оформит машину на свою фирму? Ничего! Нет налогов или каких-либо других взносов, которые он был бы обязан внести сверх стоимости автомобиля.

Более того – при использовании автомобиля, оформленного на фирму, все затраты на бензин, масло, сервис, стоянку и т.д. можно отнести на расходы компании. Уменьшив таким образом налогооблагаемую базу, компания получает экономию по налогу на прибыль.

Еще один аспект. При покупке автомобиля на компанию НДС со стоимости автомобиля можно поставить к зачету – таким образом, фактическая стоимость приобретения будет равна цене автомобиля за вычетом НДС. Это дает возможность сэкономить дополнительно примерно 15% от цены автомобиля, по которой ее приобрело бы физическое лицо (при ставке НДС 18%).

Плюсы:

  • Нет налога на прибыль
  • Нет страховых взносов на ФОТ
  • Нет НДФЛ
  • Уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения на расходы компании затрат, связанных не только с приобретением, но и с использованием автомобиля
  • Оформлением договора купли-продажи или лизинга займется ваш юрист, а не вы сами

Минусы:

  • Собственником автомобиля являетесь не вы, а компания. Но ведь вы же являетесь собственником компании, верно? А значит, автомобиль все равно ваш и ничей больше.

Резюме: Никаких дополнительных издержек при минимальных трудозатратах. Вы приобретаете автомобиль классом выше, чем при альтернативных вариантах покупки. Идеальный вариант, как нам кажется.

Вполне возможно, что существуют обстоятельства, когда по каким-то причинам удобнее купить авто на зарплату или дивиденды – но мы отнесем их к исключительным. А наиболее рациональный вариант – это покупка автомобиля на свою компанию. Здесь стоит напомнить, что юридические лица часто предпочитают приобретать авто в лизинг – ведь это существенно снижает финансовую нагрузку на их бизнес и делает вариант покупки машины на компанию еще выгоднее.

Какие преимущества дает автолизинг для юридических лиц?

1. Вы приобретаете автомобиль со скидкой от производителя. Как это работает? Лизинговые компании имеют партнерские отношения с автопроизводителями и получают скидки на авто, которыми делятся с клиентами. В результате размер скидки для покупателей популярных моделей автомобилей может доходить до 13%, что вполне сравнимо со скидками в рамках недавно закончившейся госпрограммы льготного автолизинга.

2. Приобретая авто в лизинг, нет необходимости выплачивать всю стоимость целиком. У клиента всегда есть выбор – внести 50% в качестве аванса (переплатив в итоге 2-4% – менее чем рентабельность бизнеса) или внести минимальный аванс от 10%.

В Европлане на отдельные марки в рамках совместных акций с автопроизводителем доступен 5% аванс (Toyota и Lexus) и 0% аванс на Skoda Octavia, а Mercedes (GLE или S) или Jaguar F-Pace - без переплат.

В результате вы можете позволить себе любой автомобиль при минимальных первоначальных вложениях. Это избавляет от проблем с нехваткой денежных средств на объемную покупку и позволяет приобретать дорогостоящие активы, не изымая при этом значительные объемы оборотных средств.

3. C лизингодателем можно обсудить более гибкий график платежей: равный, уменьшающийся или сезонный, если заранее оговорить характер использования автомобиля. Существует возможность досрочного погашения или перевода долга на другие компании.

4. Так же, как и при покупке на организацию, лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Начисление амортизации вследствие издержек по содержанию и ремонту автомобиля — хороший, а главное, законный способ снизить налоговое бремя.

5. При лизинге уплаченный лизингодателю НДС подлежит зачету. Таким образом можно сократить свои расходы еще на 18%. Т.е. стоимость автомобиля, фактически, становится еще на 18% меньше.

6. Вы не тратите время и средства на оформление документов в ГИБДД, страховку, сервисное обслуживание автомобиля. В отличие от покупки автомобиля за наличные или в кредит лизингодатель предлагает лизингополучателю дополнительные услуги, которые позволяют минимизировать затраты времени и денег на обслуживание автомобиля: постановку авто на учет, страхование, автопомощь на дорогах, техническое обслуживание, топливную программу, благодаря которой вы сэкономите еще и на бензине.

Благодаря лизингу вы приобретаете автомобиль дешевле минимум на 13%, затем экономите еще 18% на возврате НДС, существенно экономите по налогу на прибыль, не занимаете деньги и не вынимаете из оборотных средств крупную сумму. Вы просто занимаетесь бизнесом с первых дней действия договора лизинга, вы и ваши сотрудники передвигаетесь на новых надежных автомобилях и ваша компания работает без простоев. При этом вы и не вспоминаете о продлении страховки или прохождении ТО — все это за вас, а главное, вовремя, может сделать лизингодатель. Вам остается только вносить ежемесячные платежи.

Дополнительная информация на сайте компании Европлан

Партнерский материал

Executive.ru открыл канал в мессенджере Telegram. Хотите быть в курсе самых главных событий российского менеджмента? Присоединяйтесь!
Комментарии
Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Налог на дивиденды уже давно 13%

Нач. отдела, зам. руководителя, Белгород

вот так прямо и поверишь, что лизинговые компании не вкручивают свои ...дцать процентов за услуги в платежи + КАСКО на период платежей.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Погорелов пишет:
Налог на дивиденды уже давно 13%

Исправили, пересчитали. Спасибо!

Финансовый директор, Ростов-на-Дону

Крупный минус при покупке на компанию - совмещение рисков и имущества.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Это хорошо, если компания своя, а если дядина и через пол года ты переходишь в другую????, либо с авто расстаемся, либо переоформляем на себя но почему-то об этих затратах не слова????

А если в лизинг, то как-то допы лизинг так и не озвучил!!!! А они не махонькие, заставят хорошую сигнализацию поставить, а иначе СОВСЕМ другое КАСКО, да и КАСКО на такие машины накладные. Например на мою Venzy начинаются от 200 тысяч......

Да скорее соглашусь с Сергеем Кузьминых, пиар компания лизинга и только.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Кузьминых пишет:
вот так прямо и поверишь, что лизинговые компании не вкручивают свои ...дцать процентов за услуги в платежи + КАСКО на период платежей.

Конечно, лизинговые компании берут плату за свои услуги. Точно так же, как и банки при кредитовании.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Богданов пишет:
Это хорошо, если компания своя, а если дядина и через пол года ты переходишь в другую????, либо с авто расстаемся, либо переоформляем на себя но почему-то об этих затратах не слова????
А если в лизинг, то как-то допы лизинг так и не озвучил!!!! А они не махонькие, заставят хорошую сигнализацию поставить, а иначе СОВСЕМ другое КАСКО, да и КАСКО на такие машины накладные. Например на мою Venzy начинаются от 200 тысяч......
Да скорее соглашусь с Сергеем Кузьминых, пиар компания лизинга и только.

Речь именно о своей компании.

Аудитор, Краснодар

Мне представляется, что не совсем корректные условия приводят к не совсем корректным выводам. Прежде всего, если имеется 4млн.руб. "свободной" выручки, которую планируется потратить на приобретение авто, то причем тут лизинг, который используется при необходимости оставления выручки в оборотных средствах. Приобретение авто с точки зрения налогообложения всегда выгодней на предприятие (расходы на ГСМ, техобслуживание, возмещение НДС). Вопрос приобретения на физ. лицо, это вопрос рисков владения имуществом, а вопрос вывода денежных средств с преприятия на физ. лицо - это уже другой вопрос. Кстати, если речь идет о предпринимателе, то указанные зарплатные налоги и НФДЛ с дивидендов вообще некорректны, т.к. все имущество предпринимателя принадлежит ему и при использовании имущества в предпринимательской деятельности он имеет право и на возмещение НДС и учесть расходы на его приобретение.

Сравнивать преимущества лизинга (которые несомненно есть) и его недостатки (которые также имеются) следует с другими инструментами привлечения денежных средств при недостатке оборотных и прежде всего с кредитом. С точки зрения налогообложения мне представляются следующие основные плюсы и минусы лизинга в сравнении с кредитом. По сравнению с кредитом более быстрое отнесение на расходы для прибыли благодаря возможности применения ускорренной амортизации. Все расходы при лизинге будут учтены в течение срока действия договора лизинга. При приобретении авто с помощью кредита расходы будут учтены в течение установленного законодателем срока полезного использования (амортизации). Кстати для Лэнд Крузера с объемом двигателя более 3,5л. такой срок будет не менее 7лет и 1 мес., для легковых авто с меньшим объемом двигателя, как правило, от 3лет.1 мес. до 5 лет включительно. Однако заявление НДС к вычету при лизинге будет постепенное исходя из размера лизинговых платежей. При приобретении авто в собственность, в т.ч. на кредитные деньги НДС заявлется к вычету сразу.

Поэтому также несовсем корректно указание в себестоимости стоимости приобретение авто без НДС. Да в конечном счете она будет такая же, но относится на себестоимость будет в течение срока амортизации (или при лизинге в течение срока лизинга). То есть приобрести авто вы можете в декабре, а расходы в уменьшение прибыли могут относится только с января следующего года.

В любом случае, чтобы просчитать все выгоды и затраты необходимо сравнивать приобретение конкрентных автомобилей исходя из конкретных условий, в том числе лизинговых и кредитных. А что бы посчитать налоговые последствия обратитесь лучше к своему бухгалтеру, а не к статьям не специалистов в этой сфере (при всем моем уважении к авторам и комментаторам, которые являютсся специалистами в других сферах).

Юрист, Севастополь

Если надо сэкономить - проводим торги, на лизинг тоже можно, но там на рынке признаки картели наблюдаются. На закупку экономия 10-15%, КАСКО - до 40% (причем, можно свои условия навязать), ГСМ - ~4%, ТО (рамочное) - 5-10%.

Генеральный директор, Москва
Максим Чурсин пишет:
В любом случае, чтобы просчитать все выгоды и затраты необходимо сравнивать приобретение конкрентных автомобилей исходя из конкретных условий, в том числе лизинговых и кредитных

Абсолютно верно.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Цифры и факты
У «Андрея Семенова» – 18% доверия

Опрос дня: Каждый пятый россиянин готов проголосовать за кандидата, которого поддерживает Владимир Путин.

​Почему банки жульничают?

Вывод дня: У собственников банков мало альтернатив сомнительным схемам: дивиденды приносят меньше, чем требуется вложений

Онлайн-кинотеатры хорошо зарабатывают

Факт дня: Доходы онлайн-кинотеатров от платной модели впервые превысили доходы от рекламной.

Санация Бинбанка: кто следующий?

Санация дня: Санация Бинбанка может спровоцировать менее крупные банки обращаться в Банк России за помощью.