Как превратить корпоративное обучение в игру «Форт Боярд»

Если бы перед вами была поставлена задача обучить сразу 70 человек – повысить их управленческие компетенции, то, наверное, вы представили бы себе некий лекционный зал, заполненный людьми. Все слушают гуру, пишут или печатают. А поскольку за обучение платит компания, слушатели выходят из аудитории – и тут же забывают о прослушанном, погружаясь в вихрь ежедневной рутины.

Недавно я получила интересный опыт проведения корпоративного обучения. Одним из подразделений Газпрома была поставлена задача – повысить менеджерские компетенции 70 специалистов! Подрядчик пригласил меня и заявил, что теория уже никому не нужна, хочется практики. Опыт преподавания у меня имеется, но имя заказчика, количество слушателей и задача были немного неформатными. В итоге получилась «феерия», которую, на мой взгляд, можно тиражировать. Отработали мы, что называется, как для себя, получив отзыв: «За все годы это лучшее, что мы видели». Поэтому я решила, что придуманный нами формат имеет право на жизнь и распространение.

Итак, передо мной оказалась задачка. Дано: 70 специалистов огромной корпорации, девять рабочих часов, три управленческие компетенции. Найти: путь, как повысить компетенции слушателей и «оставить след» в их жизни.

Режем «слона»

Ну, что же, глаза боятся, а руки делают. В задаче было три составляющих: лидерство, тайм-менеджмент и поведение в конфликтах. Немедленно «слон был разрезан на бифштексы»: 70 человек разбиты на три группы, приглашена еще пара преподавателей-соратников и решено вести мастер-классы параллельно, пуская студентов «по кругу». Итого каждому преподавателю предстояло провести три мастер-класса для трех групп. Решили, что третий, последний мастер-класс, у нас должен получиться самым удачным. И все почти так и было.

Уточняем запрос

Благословенен тот момент, когда мы решили лично уточнить письменный запрос клиента. В итоге изложенное ранее на бумаге, поменялось практически до неузнаваемости. Хорошо, что писали мы тезисно.

Главное – нескучно

Главное – нескучно, твердили мы уже втроем. А лучше – весело и увлекательно. Нужна была креативная идея, которая родилась в голове у моей коллеги, дай ей бог здоровья и много таких идей. «Соревнование! «Форт Боярд!» – выпалила она уже на следующее утро после нашей скайп-сессии. И вот у нас уже не просто мастер-класс, а необычный соревновательный формат. Участникам нашего образовательного мероприятия предстоит штурмовать замок знаний, получать бонусы, а в финале – побороться за звание лучших.

Вспоминаем «истоки»

Наполнение. Это тоже главное, конечно, после «нескучно», после того, что мы называем геймификацией. О да, здесь было несколько частей.

Первая – вспомнить, с чего же мы сами начинали, когда осваивали навыки, я ведь не сразу начала планировать задачи в Outlook, синхронизировать, разбивать задачи на части, слушать книги в машине, успевать все на работе и дома, а еще ходить в регаты… Нет, нет и нет! Раньше мне жилось спокойнее, не то что после освоения техник тайм-менеджмента.

Вторая часть – вспомнить, что же меня подвигло измениться. Третья – перечитать гору литературы и изучить новые концепции.

Выявляем проблемы

Времени у нас было немного, нужно было расставить приоритеты. Решили, что лучше сделать просто, но конкретно: отработать по каждой теме две-три главные идеи.

Обучение вряд ли перейдет в практику, пока ты не увидишь свои проблемы. Поэтому каждый мастер-класс мы начинали именно с выявления проблемы. Старались делать это в формате практического задания или, если получалось, игры. Например, начиная занятие по тайм-менеджменту, мы попросили участников нарисовать картинку своего предыдущего рабочего дня, расписанного по часам. Затем предложили каждому задать себе вопрос: «Как я провел этот день? Сколько времени я, на самом деле, потратил на главные цели моей работы?». Обычно ответ был неутешительным: до главного руки часто не доходят, так как много срочных задач и заданий.

Когда мы коснулись темы конфликтов, то смотрели отрывки из кино и определяли, где конфликт, а где – нет, узнавали свои ситуации. А проходя тему лидерства, удивлялись тому, что надо не только давать подчиненным обратную связь, но и получать ее от них, а затем меняться самим.

К изменениям – через практику

Затем были короткие десятиминутные блоки теории, отработка новых навыков в парах, с помощью мозговых штурмов и немного игр, иллюстрирующих проблему. Например, вроде бы просто научиться выделять важные и срочные дела из нескончаемого потока задач. Но поначалу кажется, что важное и срочное в жизни все. «Распутать» ситуацию помог мозговой штурм. В итоге наши студенты научились-таки раскладывать дела на четыре «кучки», нещадно вычеркивая из ежедневника или делегируя все несрочное и второстепенное.

Далее про «воров времени». Для пущей убедительности мы устроили игру и перекидывали «воров» – скомканные бумажки летели на территорию условного противника – второй подгруппы. А еще полезным оказалось посчитать стоимость рабочего часа руководителя и провести аналогию с тем, что воровство может быть скрытым. Например, пришел к руководителю неподготовленный, не вовремя – считай, умыкнул из кошелька пару банкнот.

А когда мы проходили тему управления конфликтами, то предложили своим студентам кейс из жизни. Нужно было прочитать описание конфликтной ситуации, встать на место одного из ее участников и предложить свои варианты ответов на упреки противоположной стороны, чтобы вернуть ситуацию в безопасную зону общения.

Выводы, к которым подводили игры и упражнения, не ограничивались запланированными преподавателями. В одной из игр участники набирали очки. Одна команда обогнала две другие в два раза. Конечно же, возникли подозрения, что ее счет несколько преувеличен. И это подвело студентов к мысли о том, как важно контролировать показатели в работе своих подчиненных. Они поняли это без подсказки преподавателей. Таких иллюстраций к повседневной практике было множество. Узнавая знакомые ситуации, обучающиеся предлагали решения, позволяющие выйти из конфликтов и лучше решить задачи. Каждый мастер-класс заканчивался практическим заданием: «Как будете жить после окончания обучения, что будете делать по-новому?».

Эффектный финал

Сейчас модно в конце занятия запросить обратную связь: что узнали, что запомнилось? Но мы решили пойти немного дальше. По итогам каждого мастер-класса участники получали ключевые слова и должны были составить из них вдохновляющий лозунг и, самое главное, креативно продемонстрировать все, что запомнилось по итогам обучения. После 20 минут подготовки нам продемонстрировали сценки «один день из жизни руководителя», песни в стиле рэп и стихотворения на тему «до и после» обучения. Мы были потрясены, слушатели тоже. Занавес.

Собираюсь повторить такой формат обучения в другой группе. Буду рада, если идея пригодится коллегам.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Гранкин, Ярослав Дворак
Нач. отдела, зам. руководителя, Литва

великолепный опыт и спасибо за то что поделились!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В бизнес-школе АМИ прошел первый интенсив по стратегическому видению руководителя

Участники разбирались с интуитивным и аналитическим способами понимания будущего.

Проект аспирантки ВШБ НИУ ВШЭ представили на выставке «Россия»

Проект «Сибирские сказки» представляет на выставке Новосибирскую область.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ презентовала программы развития руководителей

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялась презентация нового семейства образовательных программ — Open Executive education.

В бизнес-школе АМИ завершилось обучение 13-й группы Executive MBA

В качестве дипломной работы каждый слушатель подготовил бизнес-проект для своей компании.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.