Кто и зачем сегодня в России получает МВА-степень

Последние годы стали для российского рынка особо насыщенными. Изменения затронули практически все сферы и потребовало особо активного участия руководителей и предпринимателей. Какие трансформации претерпела их образовательная стратегия? Чему сегодня важно учить российскую бизнес-элиту? Об этом в интервью Executive.ru рассказал академический руководитель программы МВА, профессор практики Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Владимир Копцев (на фото в анонсе).

Как изменилась программа MBA за последние годы

Executive.ru: Владимир Сергеевич, оцените, пожалуйста, интерес российских руководителей к обучению в рамках программ МВА. Как он коррелируется с изменениями российского рынка и геополитическими событиями? 

Владимир Копцев: С одной стороны, прямой корреляции с геополитическими или другими значимыми событиями мы не наблюдаем. Интерес к нашей МВА-программе со стороны руководителей и предпринимателей стабильно высок, ведь она дает актуальные знания и навыки, которые ускоряют развитие карьеры и бизнеса, помогают возможности ответить на все вызовы роста.

Скажу больше, на наш взгляд, спрос на МВА у российских специалистов в последнее время даже вырос. Он вызван качественными изменениями в образе мышления руководителей – в нынешних реалиях им требуется системное бизнес-образование.

Другое дело, что мировые события и скоростное развитие технологий мотивируют нас постоянно вносить изменения в образовательную программу. Например, уделять все больше внимания различным аспекта предпринимательства, внедрению цифровых технологий в бизнес, новым международным цепочкам поставок.

Executive.ru: Как конкретно ВШЭ скорректировала МВА-программу с учетом событий последних лет?

В.К.: Из-за изменений международной ситуации многие предприниматели столкнулись с необходимостью переориентации своих цепочек поставок. Торговые и финансовые операции требуют оперативной адаптации к существующей инфраструктуре и новым реалиям бизнеса. Поэтому мы смещаем акценты и в обучении, например, более детально проговариваем сценарии действий в условиях неопределенности. 

Второй важный триггер, который мы отслеживаем, связан с изменением технологического ландшафта. Технологическая база сегодня является основой любого бизнеса – запуск новых продуктов и направлений невозможен без технологий. Идет активное развитие нейросетей, более того, звучат прогнозы, что нейросети могут заменить часть специалистов, которые участвуют в запуске и развитии бизнесов. Это тоже важно держать в фокусе. 

Оба тренда тесно связаны. При изменениях международных цепочек поставок, доступа к международным финансовым рынкам, возникают в том числе вопросы новой и финансовой инфраструктуры и, например, современных инструментов финансирования бизнеса. В эти сферы проникают блокчейн, криптовалюты, децентрализованные финансы и другие инструменты. Мир активно изучает и внедряет эти и другие технологии, и мы не можем игнорировать эти тенденции

Executive.ru: Российский бизнес переориентируется на Восток. Как вы интегрируете международный опыт и базу знаний?

В.К.: Да, многие бизнесмены начинают строить бизнес в Азии, и мы отвечаем и на эту историю. 

У нас есть модули, посвященные ведению дел в Азии, в частности с Китаем. Эти знания способствуют повышению бизнес-компетенций на разных уровнях – начиная от культурных и ментальных особенностей и заканчивая конкретными ситуациями, например, ведением переговоров и построением логистических цепочек.

Выездной модуль позволяет максимально погрузиться в среду и бизнес-контекст. Мы проводим его совместно с CEIBS (China Europe International Business School в Шанхае), делая особый акцент на технологиях и новых бизнес-моделях. В рамках проекта проводим пять дней на кампусе школы в Шанхае с выездами в местные компании, что позволяет подкрепить теорию практикой.

С другой стороны, в последнее время все больше вопросов о развитии российских брендов, направленных на широкий потребительский рынок. Как создать классный продукт и бренд? Как собрать команду? Как успешно запуститься и масштабироваться? Это тоже новый востребованный фокус бизнес-образования и нашей МВА-программы.

Западное vs российское бизнес-образование

Executive.ru: Стоит ли перед абитуриентами сейчас выбор – получать МВА за границей, например, на Западе, или же в России? 

В.К.: Раньше многим в России казалось, что западный МВА – особая история с точки зрения и контента, и преподавателей. Сегодня качественный подход и базу знаний можно организовать и в российской бизнес-школе. Поэтому о конкуренции между российскими и зарубежными говорить уже не приходится.

Более того, уровень опыта и знаний нашей программы позволяет успешно конкурировать с любой западной топовой бизнес-школой. Российское бизнес-образование к тому же усилено тем, что базируется на российских кейсах и проблемах. Это дорогого стоит, особенно учитывая, что вы обсуждаете эти проблемы с преподавателями, которые отлично знают предмет и готовы помочь вам разрешить все возникающие и потенциальные сложности.

Возможность получить отличное бизнес-образование, адаптированное под наш бизнес-ландшафт и тут же успешно применить его к российской действительности – такого на Западе не предложат.

Особенности программы MBA в ВШБ НИУ ВШЭ

Executive.ru: Почему слушатели выбирают именно МВА-программу ВШЭ?

В.К.: Большой процент наших новых слушателей приходят к нам по сарафанному радио. Мы часто встречаем такие рекомендации на вступительных собеседованиях. Мы оцениваем этот эффект достаточно высоко и считаем, что это в том числе результат того, что мы постоянно «подкручиваем» программу и стараемся сделать ее максимально отвечающей требованиям существующего рынка.

Executive.ru: Обозначьте, пожалуйста, общий портрет слушателя МВА ВШЭ. Как он меняется?

В.К.: Здесь слушателей можно разделить на две группы – профессиональные управленцы и предприниматели, хотя сейчас эти понятия смешиваются и многие компании растут за счет внутренних предпринимательских инициатив. 

Это люди заинтересованы в реализации своих амбиций, потенциала и дальнейшем росте. В этом смысле сам по себе диплом не является самоцелью. Важны перспективны, которые он открывает – выйти самому и вывести на новый уровень карьеру и бизнес.

При этом предпринимателей все больше. Они больше не стараются делать все сами и учиться на своих ошибках, а понимают важность обучения – качественной отстройки процессов, подбора команды, правил успешной конкуренции. Поэтому мы чутко реагируем на эти запросы. 

Executive.ru: Какие еще мотивы для обучения на МВА-программе в мотивационных письмах указывают будущие слушатели?

В.К.: Одной из причин часто называют систематизацию знаний в менеджменте. Людям также важно присоединиться к комьюнити, найти единомышленников и расширить профессиональные связи. 

В последнее время все чаще встречаем идею запуска собственного бизнеса.

Executive.ru: Как вашим слушателям удается совмещать работу и интенсивный образовательный процесс?

В.К.: У нас выстроена модульная система обучения, предполагающая четыре дня очного обучения в месяц. Как правило, мы задействуем два выходных и два рабочих дня. Остальную учебную нагрузку слушатель распределяет самостоятельно в соответствии со своей занятостью и другими факторами. Такая система является достаточно комфортной для студентов. 

Executive.ru: Как сделать эти четыре дня максимально эффективными?

В.К.: Для нас важно регулярно присутствие слушателей, ведь именно на офлайн-занятиях вершится магия образовательного опыта – преподаватель с группой исследует проблему и приходит к ее решению. Поэтому важна вовлеченность и заинтересованность каждого. 

Впрочем, нашим слушателям уговоры не требуются. Это в высшей степени сознательные и ответственные профессионалы, которые понимают зачем и куда они пришли и что без полной самоотдачи выйти на новый уровень будет сложно.

Executive.ru: Нетворкинг имеет огромное значение в современной бизнес-среде. Как выстроено взаимодействие сообщества внутри программы МВА?

В.К.: Мы нередко сталкиваемся с тем, что нашим слушателями на старте программы сложно устанавливать контакты. Чтобы облегчить этот процесс, используем проактивный нетворкинг, то есть используем форматы обучения, в которых слушателям нужно взаимодействовать между собой. Например, командные презентации и переговоры.

Также проводим открытые и закрытые мероприятия, в рамках которых слушатели общаются между группами. Это позволяет расширять круг единомышленников, в том числе по интересам. 

Executive.ru: Запросы каждого слушателя уникальные, у каждого своя «боль». Как ВШЭ персонализирует обучение?

В.К.: Мы применяем предпринимательский подход: еще «на берегу»: подробно выясняем, что привело к нам конкретного человека, чтобы понять как мы в рамках программы можем ему помочь. 

Собранные мотивы систематизируем, составляем общий портрет каждой группы и ее запросы. Ответы на самые больные вопросы наши преподаватели предлагают на своих занятиях. Кроме того, они знают, что интересует слушателей помимо основной программы и в рамках своей дисциплины всегда предоставляют дополнительные консультации. 

Также помогает и работа с проектами, как с основными, так и с промежуточными. Здесь владельцы бизнеса могут разобрать все интересующие вопросы на примере собственного дела и тут же применить полученные знания на практике.

Так и создается наша знаменитая синергия классный образовательный опыт – через дисциплины, преподавателей, обсуждение со слушателями.

Executive.ru: Обязательно ли преподаватель должен быть практиком? Какие компетенции и навыки обязательны?

В.К.: Наша школа бизнеса – это часть ведущего научно-исследовательского университета и мы выступаем за здоровый микс преподавателей, как с выдающимися академическими достижениями, так и с сильным практическим опытом. Специфика программы МВА в том, чтобы уже достаточно сильным и зрелым слушателям выйти на следующий уровень принятия решений на основе реальных бизнес ситуаций и здесь опыт профессоров с практическим опытом работы в сильнейших брендах на рынке, является большим преимуществом, но он удачно дополняется умением размышлять, анализировать, применять логику, анализировать данные, все то, что с большим успехом дают выдающиеся профессора академического трека. 

Executive.ru: Есть ли любимые предметы у студентов?

В.К.: Не скажу, что есть один предмет, который притягивает всех. Но есть набор дисциплин, который традиционно вызывают интерес. Это база, связанная с маркетинговой стратегий, лидерством, принятием решений, инвестициями и управлением командами. Также нашим слушателям интересны дисциплины, в которых нужно активно коммуницировать или что-то презентовать.

Executive.ru: Дает ли степень MBA преимущества при поиске работы или конкурсе на вакансию?

В.К.: Тут с уверенностью можно сказать – да, диплом MBA от ВШБ обеспечивает карьерные преимущества. Мы говорим это не интуитивно, а опираясь на опросы выпускников, которые проводим регулярно.


Набор на программу MBA Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ продолжается. Старт обучения: 14 марта (чт-вс) и 17 апреля (ср-сб) 2024 года.

Обучение проходит в современном кампусе бизнес-школы на Шаболовке.

Подробнее о программе MBA – на сайте mba.hse.ru/mba.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа АМИ провела бизнес-интерактив для сообщества HR PR

Для реализации задачи ведущие выбрали формат World Cafe.

Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.