Константин Тряпицын: «Каков путь конкурентной бизнес-идеи»

Как остаться реалистом в финансовых расчетах, и чем опасно для бизнеса ваше самопогружение в мир «сказок»? Каким образом бизнес-школа может сформировать выпускникам личный совет директоров, и как это работает? Каков путь конкурентной идеи – от момента ее зарождения до освещения профессором на MBA и реализации в бизнесе на мировых рынках? Почему рынок российских стартапов слаб, и в какой стране у начинающего предпринимателя есть право на ошибку?

Об этом Executive.ru побеседовал с Константином Тряпицыным, выпускником Chicago Business School, вице-президентом по развитию бизнеса управляющей компании FinEx Plus.

Executive.ru: Когда вы впервые задумались о бизнес-образовании? Что послужило основным мотивом?

Константин Тряпицын: Впервые – о Гарварде, в 1999 году, работая в Alcatel. Но тогда я решил вначале заработать на обучение: было нужно $120 тыс. Это было ошибкой, ведь основной фактор поступления – не наличие денег, а время. Чем дальше вы откладываете, тем сложнее будет потом, когда появится второй ребенок, успешно сложится карьера…

Позже, работая в стартапе в совете директоров и отвечая за инновации (новые идеи, новую технику, новые направления), я решил пробовать поступать в IMD. Приехал на кампус, повстречался с выпускниками (теми, кто из России) и... сильно разочаровался в МВА. По их словам, знания они получили в российских вузах, а школа не продвинула дальше. Хотя это не помешало им найти хорошую работу после школы.

Только в 2007 году я вернулся к мысли о получении дополнительного образования вновь. Перейдя работать в Microsoft и отвечая за весь бизнес в компании в Уральском регионе, я понял, что в профессиональном смысле уперся в потолок. В первую очередь, связано это было с тем, что я решил делать международную карьеру. Ведь каким бы вы ни были супер-управленцем, вы компетентны именно на российском рынке.

Executive.ru: По какому принципу вы выбирали школу?

К.Т.: В первую очередь, я ориентировался на международные рейтинги, особенно на те, которые основаны на мнениях международных рекрутеров. Ведь это, своего рода, оценка качества рынком. Я понимал, что смотреть школы в рейтинге ниже ТОП-10 бессмысленно. Со временем я только утвердился в этой мысли. У моего однокурсника жена училась в одной из европейских бизнес-школ, не входящих в число лидеров – разница колоссальная, особенно, в объеме преподаваемого материала.

Chicago2.jpgExecutive.ru: Что больше всего повлияло на ваш выбор?

К.Т.: «Нужно выбирать школу, которая сделает тебя наиболее успешным с учетом индивидуальных способностей»,- этот ответ я услышал от Вахе Тороссяна, вице-президента Microsoft по Восточной Европе, когда работа в компаниисвела меня с ним. В то время он учился на Executive MBA в Chicago Business School, предпочтя ее Insead, которая находилась в шаговой доступности от него. Его ответ заставил меня по-другому посмотреть на имеющиеся варианты. Chicago – это, в первую очередь, финансы и экономика. Для сравнения, если выпускник Insead показывает вам свой бизнес-план, то, скорее всего, идея будет блестящей и новаторской, а экономическая часть – слишком оптимистичной. После Chicago финансовая часть вашего проекта как бы суммирует все остальные аспекты бизнеса, ваши расчеты четкие и реалистичные. Это значит, что работодатель будет уверен: с точки зрения операционного менеджмента и финансовых расчетов вам можно полностью доверять и, если сама идея бизнеса разумна, есть шансы на успех.

Executive.ru: Почему Executive MBA?

К.Т.: Full-time MBA изначально я рассматривал наравне с EMBA, но в итоге понял, что больше отдам, чем получу. У большинства слушателей MBA на момент поступления опыта работы два-три года – у меня было больше 12 лет. С точки зрения networking – из того, кто сегодня на full-time MBA, может быть, что-то вырастет через 5-6 лет, а, может быть, и нет. На EMBA у всех слушателей не менее 10-15 лет опыта работы в бизнесе (а то и больше), и у каждого можно почерпнуть оригинальные знания, спросить совета по ситуациям, которые в 25-27 лет на уровне среднего менеджмента едва ли представляешь.

Executive.ru: Как строится обучение?

К.Т.: Бизнес-школа заставляет вас учиться. Вам не ставится задача просто быстро бегать, ваша задача – бежать быстрее других. Обязательное условие – чтобы вы параллельно с учебой работали. То есть то, что учите, тут же применяете на практике. Что не получается, сразу обсуждается с преподавателями и сокурсниками.

Мы учились по группам и на трех кампусах: Чикаго, Лондон и Сингапур. Ездить только в один кампус невозможно, - обязательно придется поучиться на всех трех. Стоит упомянуть еще одну особенность – если необходимо полностью сконцентрироваться на работе, вы можете растянуть учебу на пять лет. У нас в группе были такие примеры.

Executive.ru: Каким основным урокам вас обучила бизнес-школа?

К.Т.: «Самое страшное в жизни, - как говорил один из наших профессоров, - это поверить в собственные сказки (The worst thing in live is to believe in your own bullshit)». Вы можете придумать самый фантастический проект, но он действительно чего-то стоит, только если на следующем шаге вы сможете придумать пусть и очень витиеватую, но логичную последовательность того, как это может стать реальностью.

Главное, что лично я вынес из Чикаго – как принимать решение в ситуациях полной неопределенности. Не отбрасывая интуицию, Чикаго дает инструменты – как проверить правильность своего выбора. Вы решаете кейсы с профессором или консультируетесь с коллегами… и получаете более 100 лет опыта. После обучения вы можете разложить на составляющие и проверить правдивость самых сладких увещеваний и самых грозных предсказаний в любых аспектах бизнеса. И это не только потому, что вы сами научитесь задавать правильные вопросы. Вы всегда будете знать, кому можно позвонить и проконсультироваться, не всегда бесплатно и по-дружески» (смеется), по культурным особенностям бизнеса или отдельным узким вопросам.

Executive.ru: Чувствуете разницу между собой и теми менеджерами, у кого нет MBA?

К.Т.: Считаю, что МВА не заменит талант и отраслевой опыт, но способен научить думать, видеть взаимосвязи и картину в целом, и, что важно – помогает поставить технику.

На лекции вы приходите, уже прочитав учебники, и вам рассказывают то, чего нет в книгах сейчас или не будет никогда. Книгу Ричарда Брейли и Стюарта Майерса «Принципы корпоративных финансов»,к примеру, нам рассказали за неделю, после чего перешли к актуальным проблемам и инструментам в этой области. Не знаю, как им это удается – вложить в головы такой объем структурированных знаний за короткий срок – но когда я открыл книгу в конце курса, то понял, что знаю больше, чем там написано, и уже умею и применяю это на практике на уровне привычки.

Можно ли не получать MBA, а приобрести подобный опыт в ходе работы? Да, можно. Но вам придется потратить значительно больше времени, много читать и набивать существенно больше собственных «шишек».

Executive.ru: Кроме вас были еще слушатели из России?

К.Т.: Конечно, российская когорта, или как нас звали «Russian Corner», устоявшееся и заметное явление из 8-12 человек (общий класс состоит из 70 человек).

Из России со мной учились: Дмитрий Лопотухин, директор по операциям Tele2 Россия; Филип Генс, CEO ECS Group и сын участника ТОП-10 российских IT-миллионеров Георгия Генса; Анна Кувшинова,финансовый директор HUBER Packaging Group Russia; Евгений Ковалишин,управляющий директор Института финансовых исследований; Федор Крупянский (COO инвест-фонда, а во время учебы VP Маркетинг компании «ТрансТелеКом») и другие заметные личности.

Group-Chicago-1.jpgExecutive.ru: Сложилось ли среди выпускников настоящее «чикагское братство»?

К.Т.: Chicago Alumni – это когда люди откладывают все свои дела и откликаются на вашу просьбу о помощи. С такой поддержкой не страшно браться за проекты в новых сферах. Это когда, например, вы понимаете, как делать те или иные операции, - но не как их применяют в конкретном бизнесе в заданной географии? А сокурсник в этом эксперт, и за пару минут все доходчиво изложит. Параллельно вы учитесь взаимодействовать и договариваться: во время учебы вы вместе создаете групповой проект, будучи раскиданы по всему миру.

Сокурсники могут помочь встретиться с полезными людьми, рассказать об особенностях рынка в той или иной стране. Причем и о том, как дела делаются на самом деле – вид изнутри, особенности законодательства. Например, Япония абсолютно самодостаточна и не расположена к сотрудничеству с другими странами. Отношение к иностранному бизнесу прохладное. И даже контракты на несколько миллионов долларов не поменяют их отношения к вам. Как работать с такими особенностями стран вас и подготовят местные Chicago Alumni. Можно сказать, что когда вы учитесь, у вас формируется личный совет директоров.

Executive.ru: Почему вы покинули Microsoft?

К.Т.: Когда в 2008 году я начал готовить документы на обучение, встал вопрос с моим графиком присутствия в компании. Мне дали четко понять, что не готовы отпускать каждый месяц на 10 дней, и в политике организации не приветствуется спонсирование EMBA в иностранных школах (вот в российских – пожалуйста). Наступил момент истины – понять, что важнее. Посчитав, что в кризис самое время учиться, я покинул компанию, перейдя работать в небольшой частный фонд, занимавшийся инвестированием капитала в Центральной и Восточной Европе.

Кстати, крайне не советую менять работу во время учебы – просто разорветесь и погубите или карьеру, или семью, или здоровье.

Executive.ru: А когда лучше менять работу?

К.Т.: Не позднее, чем за полгода до начала учебы, - иначе это большой стресс и риск того, что вы потонете в потоке новой информации и не сможете уделять нужное количество времени учебе.

Могу сказать, что после обучения большинство тех, кто со мной учился, успешно поменяли работу. Career Service Chicago Booth в начале программы делает объемное профессиональное тестирование и помогает разобраться в себе, понять свои истинные интересы и мотивы. Потом вас учат работать с результатами: как распорядиться имеющимися способностями; как понять, в чем вы сильны, и поднять это до высшего мирового уровня. Если какие-то задачи не ваши – как выработать свой подход, чтобы с ними справляться.

Executive.ru: Есть ли смысл обновлять MBA-знания на программах EMBA?

К.Т.: Да. Потому что все, чему вас учили NN лет назад, сегодня становится историей менеджмента. В области финансов и маркетинга имеет смысл устраивать себе «встряску» раз в три года в виде отдельных курсов. Объясню, почему.

Как построена система бизнес-образования за рубежом? Ведущий профессор в университете делает исследование: находит идею или решение, которое может дать заметное конкурентное преимущество. Он продает это знание в виде нескольких коротких и очень дорогих семинаров одной из компаний – мировому лидеру. Компания обучается, внедряет это и получает отдачу. Через год идея начинает набирать обороты успешного применения на рынке, и ее замечают другие ведущие игроки. Тема попадает в открытые краткосрочные программы для топ-менеджеров и EMBA. Почему? Ответ профессоров: «ребята, вы уже топы. И мы стремимся с вашей помощью доработать и развить первоначальную идею». Еще через два года, когда TA (Teaching assistant) защищает PhD и начинает сам преподавать, идея доходит до слушателей MBA. А еще через два года какой-нибудь слушатель из России, окончив MBA за рубежом, едет на родину и начинает ее внедрять.

Executive.ru: Как складывалась ваша карьера после учебы?

К.Т.: Имея несколько предложений, я вернулся в Россию и остановил свой выбор на компании NVisionGroup. Однако мне предстояло столкнуться с проблемой межкультурной несовместимости. Спустя три месяца я понял: либо остаюсь в российской компании только по финансовым соображениям и отказываюсь от своих ценностей и взглядов на ведение бизнеса, либо выбираю иной путь. Тогда мои знакомые рассказали мне про фонд FinEx, деятельность которого направлена на три страны: США, Япония, Россия. Куда я и перешел работать. Сегодня моя зона ответственности – венчурные проекты и инвестирование в реальный сектор рынка.

Chicago3.jpgExecutive.ru: Почему российский рынок остается непривлекательным для иностранных инвесторов?

К.Т.: Иностранцы не знают, насколько хорошо будут защищены их интересы в России, ведь правила игры могут в любой момент поменяться. Бизнесу нужна стабильность, и иностранные инвесторы говорят: « Россия – это здорово, но мы боимся, потому что у вас не понятно, как исполняются судебные решения, не понятно, что будет с налогами через год».

И если говорить о перспективности бизнеса среди развивающихся стран в целом, то на первом месте для крупных инвесторов стоит Китай и Азиатский регион.

Executive.ru: Как вы оцениваете российские стартапы?

К.Т.: К сожалению, хороших не так много, и это, скорее, исключения. Одна из причин – непродуманность идеи. Проблема большинства современных руководителей (не только в России, но и в мире в том числе) – заинтересованность только в краткосрочном результате. В то время как от удачных проектов отдача может прийти лет через пять-семь. Соответственно, за выполнение долгосрочных планов такой человек не возьмется, а выберет то, что принесет деньги здесь и сейчас.

К тому же в России практически нет структур, которые помогли бы начинающим бизнесменам с постройкой качественного бизнес-плана: как двигать проект, каковы риски, какие первостепенные задачи нужно решать и как это делать. Далеко не все инвесторы готовы помочь не только деньгами, но и поддержкой другого рода. Я говорю о менторстве и нетворкинге, ведь зачастую успешность стартапа обусловлена наличием тех или иных связей. Важно не только то, что ты знаешь, но и кого ты знаешь.

Не отлажена система финансовой связи «крупная компания – стартап». Многие собственники крупного российского бизнеса не понимают, зачем им покупать стартапы – как интегрировать их в свою деятельность с выгодой. В Азии, США и Японии подходы другие. Ведь если одна хорошая идея взлетит – она перекроет неудачи всех остальных. И там, у стартаперов есть серьезные возможности, бюджеты, поддержка. А главное, есть право на ошибку. В России же цена ошибки оказывается слишком велика.


Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Отлично рассказано и разложено...с ответом почему.
Часто именно с такими вопросами сталкиваются поступающие.
Было бы интересно продолжение ))

Директор по продажам, Москва

Статья понравилась.
На мой взгляд ещё страшнее то, что через это самое страшное хотя бы один раз в жизни, но проходит каждый, который хотя бы пытается двигаться. :)
А вообще слово страшно совсем неудачное в данном контексте, т.к. бояться волков в лес не ходить... :)
Да, и ещё сама по себе фраза ''самое страшное'' звучит вычурно, по-максималистски, что не есть хорошо...

Менеджер, Казахстан

[[COLOR=red=red] Но тогда я решил вначале заработать на обучение: было нужно $120 тыс. Это было ошибкой, ведь основной фактор поступления – не наличие денег, а время. Чем дальше вы откладываете, тем сложнее будет потом, когда появится второй ребенок, успешно сложится карьера… [/COLOR]
Где взять столько денег сразу.... :))
Очень интересная статья, наверное не каждый может так легко ставить на чашу весов - сложившаяся карьера или учёба... Успехов Вам,Константин!

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Стоило ли отдать столько лет учебе, чтобы осознать, что основным слагаемым успеха является наличие знакомств и контактов с нужными людьми.

Директор по производству, Украина
>>> «[COLOR=blue=blue]Самое страшное в жизни, - как говорил один из наших профессоров, - это поверить в собственные сказки[/COLOR]». НЕТ. Самое страшное в жизни – это поверить в ЧУЖИЕ сказки. Первая «самая страшная сказка» в обсуждаемой статье – это сказка о том, что для людей, уже имеющих базовое образование и опыт работы «топом», источником знаний являются профессора. Вторая «страшная сказка» – это сказка о том, как появляются новые знания: «[COLOR=blue=blue]Ведущий профессор в университете делает исследование: находит идею или решение, которое может дать заметное конкурентное преимущество. …[/COLOR]» =====================================. Не надо бы представлять меня нигилистом. Я благодарен университету за базовое образование. И его качество проиллюстрировал однажды, кратким описанием своей первой практической работы. Спец сам создаёт новые знания. Поэтому, диким или лживым является представление о том, что, знания спеца устаревают и ему необходимо периодически возвращаться к профессорам, для переподготовки. Бизнесмены от образования возразят, что-де у профессоров более широкий охват и так далее. На возражение отвечу в стиле «я вас умоляю». Не надо бы представлять спеца личинкой, заключенной в коконе. Ученые и инженеры более чем кто-либо, осведомлены обо всём новом, что происходит по их специальностям и по смежным специальностям. Также, не надо бы представлять моё мнение, как отрицание пользы от МВА и т.п. Я всего лишь возразил двум конкретным «страшным сказкам» (вышеупомянутым, как первая и вторая).
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

[quote]Кирилл Роменский пишет:
Стоило ли отдать столько лет учебе, чтобы осознать, что основным слагаемым успеха является наличие знакомств и контактов с нужными людьми.

Кирилл, пожалуй, стоило. Именно в таких школах и появляются контакты и знакомства с нужными людьми.

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина

До сих пор верю в собственные сказки. Я их пишу и заставляю в них поверить других людей. Это тоже источник знаний и мотив двигаться вперед.

Директор по развитию, Москва
Лариса Олифирова, Это сказки, говоря о знакомствах с новыми = нужными людьми, сказки для тех, кто не прошел этап учебы. А для самого себя - некий дополнительный плюс в виде бальзама на душу. Контакты с ''Нужными людьми'' , если так можно выразиться, посходят только в процессе работы.
Директор по производству, Украина
Ромэлла Ловяго, У Вас есть МВА; у меня - нет. Поэтому Ваше мнение о МВА - более обосновано. Но, Если бы Константин Тряпицын (говоря без рекламы, а прямо) сказал бы, что МВА и т.п. - это социальный лифт, я поверил бы его словам. А вот в то, что профессора являются источником знаний для опытного спеца - не поверю. Сомневаюсь, что им могла бы придти в голову такая идея, как, например, ''прогонка векселями''. И дело здесь не в IQ; дело - в доступе к практике.
Финансовый директор, Австрия
Владимир Зонзов пишет: Сомневаюсь, что им могла бы придти в голову тоакая идея, как, например, ''прогонка векселями''. И дело здесь не в IQ; дело - в доступе к практике.
7 июня 1930 года, СССР подписал Женевскую конвенцию, составной частью которой был '' Унифицированный закон о переводных векселях'' на базе конвенции Было принято постановление СНК СССР, которое регулировало '' прогонку векселей'' до 90-х годов включительно. Разумеется, об этом рассказывали в финансовых институтах , и когда практика внутренней экономической жизни России , позволила применить юридический документ, он был применен.Конечно, же прежде всего, теми, кто хорошо учился и знал об этом инструменте и нормах по его применению из теории. Резюме-практика, конечно дело великое,но послушать лекции по вексельному праву в хорошей школе порой бывает полезно)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Новости
Академия CiBest подготовила тест на проверку грамотности по внутреннему аудиту

Вы сможете оценить свои способности работать внутренним аудитором, искать и находить слабые места в компании.

В ЦНТИ Прогресс прошел семинар по сложным вопросам кадрового делопроизводства

Валентина Андреева провела семинар по новеллам трудового законодательства для слушателей ЦНТИ Прогресс.

МРЦ запустил набор на курсы для поступающих на Президентскую программу

Программы «Бизнес-проектирование» и «Деловой английский язык» разработаны с учетом критериев оценки кандидатов при прохождении конкурсных испытаний.


Компания Columbus автоматизировала передачу данных в сети магазинов «Гроздь»
Cеть начала работу со специализированным ПО для передачи данных в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).