Первые лица Московского института психоанализа получили Благодарность от Президента РФ

Руководящий состав Московского института психоанализа и деканы факультетов получили Благодарность от Президента РФ Владимира Путина за активное участие в организации и проведении общественных проектов, направленных на социальную поддержку граждан в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российский Федерации. 

Благодарности были вручены: ректору института Сурату Льву Игоревичу, первому проректору Соловьевой Екатерине Валерьевне, первому проректору Демидову Александру Александровичу, проектору по практике Шляпникову Владимиру Николаевичу, декану факультета клинической психологии Белопольской Наталии Львовне, декану факультета психолого-педагогического и специального образования Григорович Любови Алексеевне, руководителю Высшей школы логотерапии Штукаревой Светлане Владимировне, научному руководителю программ дополнительного образования в области клинической психологии Сенкевич Людмиле Викторовне и руководителю НПЦ «Виртуальная клиника» Валаевой Ольге Георгиевне. 

На вручении Лев Сурат поблагодарил сотрудников и подчеркнул, насколько значимой и необходимой была их работа в столь тяжелое для жителей страны время. 

С первых дней введения в РФ режима самоизоляции Московский институт психоанализа активно включился в работу по оказанию психологической поддержки различным группам населения страны.

Практически сразу же после того, как обучение в России было переведено в дистанционный формат, Московским институтом психоанализа был запущен специальный открытый онлайн-курс для преподавателей различных учебных заведений РФ. Первый вебинар был проведен 21 марта 2020 года. В мероприятии приняло участие более 2 тыс. человек, включая преподавателей, учащихся и их родителей.

Результаты встречи показали неготовность учащихся и педагогов к резкому переходу к новому формату обучения и позволили выявить основные проблемы, связанные с переходом на дистанционное обучение:

  • школьники и студенты, обучающиеся в онлайн и офлайн-форматах, различаются по структуре мотивации к учебной деятельности. В связи с этим учащиеся, переведенные на дистант, оказались не готовы к обучению по форме, которую они не выбирали
  • обучение в онлайн-формате традиционно предъявляет повышенные требования к саморегуляции учащихся, которые должны самостоятельно организовывать учебную деятельность. Соответственно, учащиеся, переведенные на дистант, испытывали существенные трудности с самоорганизацией обучения на дому
  • несмотря на то, что вот уже более 10 лет цифровые технологии активно внедряются в российское образование, многие учащиеся и педагоги оказались не готовы к обучению в дистанционном формате, поскольку он требует других педагогических и ИКТ-компетенций
  • учащиеся и педагоги, как и большая часть населения РФ, были травмированы событиями, связанными с пандемией и самоизоляцией. Высокий уровень стресса сказался на когнитивных функциях, психоэмоциональном состоянии, межличностных отношениях, что неизбежно оказывало негативное влияние на эффективность учебной деятельности
  • наконец, общение со слушателями показало, что родители также оказались не готовы принять на себя роль домашнего учителя, воспитателя, тьютора дистанционного обучения, что стало причиной роста внутрисемейной напряженности

Обозначенные проблемы стали основной для разработки программы открытого онлайн- курса, работа которого продолжалась на протяжении апреля – мая 2020 года.

Также на портале Правительства РФ стопкоронавирус.рф была организована «Горячая линия» круглосуточной службы психологической помощи населению. Линия проработала с 27 марта по 31 мая 2020 года. К работе службы было привлечено более 200 специалистов: практикующих психологов, преподавателей, слушателей программ ДПО, а также студентов магистратуры Московского института психоанализа. На Линию помощи обращались люди, столкнувшиеся с проблемами в процессе самоизоляции. За все время работы Линии помощи было обработано более 8 500 обращений, наибольшее количество которых пришлось на конец апреля-начало мая. 

Благодаря этому Линия помощи стала важным источником информации о состоянии российского общества:

  • во-первых, Линия помощи позволила выявить наиболее распространённые проблемы, с которыми сталкивались граждане, проживающие в различных регионах РФ, в условиях пандемии и самоизоляции (страх заражения, страх госпитализации, проблемы с родственниками, экономические страхи и т.д.)
  • во-вторых, социально-демографический анализ обращений на Линию позволил выделить наиболее уязвимые группы населения и определить круг специфических для них социально-экономических и психологических проблем (пенсионеры, одинокие люди, социально-незащищенные граждане, люди с различными хроническими заболеваниями, в том числе, имеющие психиатрический статус и т.д.)
  • в-третьих, динамика и характер содержания обращений на Линию помощи позволили выделить и описать этапы прохождения самоизоляции различными группами населения, обозначить круг основных психологических проблем, характеризующих каждый из этапов, а также набор мер по их профилактике
  • в-четвертых, информация об обращениях на Линию помощи позволяла определить реакцию граждан на события в мире и России, а также действия властей. В частности, много опасений вызывали введение и отмена пропускного режима, возвращение на родину граждан, пребывающих за рубежом и т.д

Линия помощи стала своеобразным барометром социальных настроений российского общества в целом. На основании информации об обращениях на Линии помощи были подготовлены методические рекомендации по работе с различными группами населения для психологов, педагогов, работников социальных служб, представителей СМИ. 

На основании информации об обращениях на Линии помощи был организован «Марафон открытых вебинаров».

Главная цель проекта – содействие психологической адаптации к условиям самоизоляции для различных групп населения РФ. К участию в проекте были привлечены ведущие российские и зарубежные психологи и педагоги (Италии, Германии, США).

К циклу вебинаров присоединились и партнеры института: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Московская школа практической психологии (МШПП), Школа Системной Нормализации Веса REформа.LIFE, представители Правительства Москвы и другие.

Ключевые темы проекта: гармонизация детско-родительских отношений в условиях самоизоляции, поддержание психического и физического здоровья, карьерное развитие и т.д. Всего было проведено около 100 вебинаров, в которых приняло участие более 30 000 слушателей из различных регионов РФ.

В настоящий момент материалы проекта размещены на свободном доступе на Youtube-канале института.

Компания: Московский институт психоанализа
Расскажите коллегам: