Капкан карьерного успеха: почему мы в него попадаем

Жизнь демократична. Всем нам при рождении даются равные стартовые условия. Каждый из нас получает два вида активов, которые начинают автоматически уменьшаться ровно с того момента, как они нам даны. Мы не в состоянии их увеличить, мы не можем давать или брать их взаймы. Единственное, что мы можем делать – это максимально эффективно использовать их в свою пользу и в своих целях. Эти два капитала – наше здоровье и наше время.

Наряду с этим, всем нам дается исключительно одинаковое время в сутки – 24 часа. Никто не получает ни на одну минуту больше или меньше времени. К сожалению, мы сплошь и рядом слышим о том, что не хватает времени. Времени не хватает катастрофически – на спорт, на здоровье, на друзей, на семью, на развитие. В большинстве случаев люди показывают себя жертвами обстоятельств и главная отговорка: нет времени.

Между людьми, начавшими жизнь в одинаковых стартовых условиях, по каким-то причинам начинает появляться различие, и с годами пропасть увеличивается. Кто-то становится более успешным, у кого-то профессиональная жизнь не налаживается. Но потом нередко оказывается, что те, кто добились больших финансовых успехов до 50 лет, внезапно получают инфаркт, либо теряют связи со своими семьями. И окружающие задаются вопросом: это ли успех? Разве стоит финансовая обеспеченность того, чтобы терять ради нее связи со своими детьми либо свое здоровье, чтобы потом при каждом чихе съеживаться и бояться за свое сердце и за свою жизнь?

Типичная история. Человек делает карьеру. Работа, проекты, дела засасывают нас. Клиенты требуют лучшего качества, кризисы в экономике и бизнесе влияют на компанию и карьеру, растет и усиливается профессиональная конкуренция, молодые выпускники престижных университетов наступают на пятки, и с течением времени становится все труднее и труднее выдерживать гонку с ними. Они выигрывают в молодости, энергичности, активности, динамике, современных знаниях, на которые у «опытного» человека нет времени: работы много, некогда совершенствовать себя.

После работы, возвращаясь домой, усталый и раздраженный человек нервно реагирует на многие внешние факторы. Члены семьи требует к себе внимания, понимания, вникания в их проблемы, но ему не до них: он ведь ради них работает, пусть лучше промолчат. Проходят дни, недели, месяцы. С каждым проходящим периодом времени – днем, неделей, месяцем – человек тешит себя тем, что вот еще этот проект закончится, и он сразу проведет время с семьей; вот еще этот год завершить бы успешно, а потом можно будет и отдохнуть, а заодно и посмотреть, чем же заняты дети. Месяцы плавно переходят в годы, проблемам нет конца и завершения. С повышением должности, с увеличением и развитием бизнеса проблем меньше не становится. Наоборот, их становится все больше и больше, и все меньше остается времени на семью и для семьи. С течением времени начинает пошаливать здоровье, что добавляет неприятностей.

И человек попадает в капкан своего же профессионального и карьерного успеха. Что делать? В чем причины? Что делать и чего не делать, чтобы не попасть в эту ситуацию?

Можно ли назвать удачливым человека, который за свой успех платит язвами и проблемами с сердцем?

Можно ли назвать успешным человека, который имеет собственный бизнес, большие деньги, добился профессионального успеха – но потерял психологическую связь со своими детьми, не имея ничего общего с ними, кроме одной крыши над головой?

Можно ли назвать успешным человека, который добился финансового успеха, имеет отменное здоровье, но не имеет никаких моральных ценностей?

В западной литературе до последних пятнадцати лет слово «успех» всегда приравнивалось финансовому успеху, благосостоянию и профессиональному развитию. Но мир давно уже пришел к тому, что успех – это не всегда финансы. Более того, успех – это не только финансы, ибо финансовый успех никогда не позволит приобрести те ценности, которые надо зарабатывать годами, вне зависимости от финансового состояния.

В течение последних пятнадцати лет значение слова «успех» поменялось, и это слово больше не означает только финансовую и профессиональную составляющую нашей жизни. Немаловажное значение имеет также наша коммуникация с близкими людьми – семьей, друзьями и родными.

У каждого из нас в жизни есть роли: роль отца, супруга, работника, руководителя, гражданина. Если какой-то из этих ролей не уделять должного внимания, то результатом этого будет неудовлетворенность результатами и общее недовольство собой. Все это происходит из-за отсутствия у человека баланса ролей. Люди, как правило, придают большое значение карьере, зарабатыванию денег, социальной роли больше внимания, и от этого страдают здоровье, семья и семейные отношения, дружба, моральное и психологическое состояние.

Немаловажное значение в нашей жизни имеет также моральная составляющая: мы должны иметь личную философию, у нас в жизни должна быть любовь, духовные ценности, которым тоже надо уделять время и силы. Наряду с этим мы должны также знать свою религию, чтобы всякого рода проходимцы и мошенники не обманывали нас из-за того, что у нас нет времени уделить немного времени на изучение основ религии.

Важнейшая составляющая нашей жизни, фундамент всей нашей деятельности, активности и энергии – это наше здоровье. И здоровье не только физическое, но и психологическое. Необходимо уделять время и правильному питанию, и спорту, и физической деятельности.

Для полноценного успеха и баланса в жизни необходимо уделять достаточно времени, внимания и энергии всем этим важным составляющим. Наша жизнь – это неделимое целое, состоящее из карьеры и финансов, коммуникации с важными для нас людьми – семьей, друзьями, родителями, нашего духовного мира и личной философии, нашего здоровья, являющегося фундаментом всего. Мы не можем расщеплять жизнь на отдельные части. Успех в одной из сфер жизни не может компенсировать неудачу в другой. Мы не можем утверждать для себя, что хорошая карьера компенсирует мне проблемы со здоровьем.

К сожалению, в большинстве случаев понимание важности баланса приходит к нам только лишь тогда, когда мы теряем какую-то часть жизни. Знаю немало владельцев бизнеса, которые отдали бы все, что они заработали, чтобы вернуть назад то, что потеряно: общение с детьми и родителями, утраченное здоровье. Но, увы, время жестоко и проходит безвозвратно. Глядя на некоторых предпринимателей, я вижу не владельца, а раба своего бизнеса, так как бизнес овладел им полностью и не оставляет ему времени ни на что.

К сожалению, люди забываются, и забывают, зачем им вообще нужен карьерный успех. И часто бывает так, что очнувшись, человек понимает, как много всего он потерял, когда углубился в одну сферу. А чаще всего бывает, что человек поздно спохватывается: и дети уже выросли, и здоровье начало пошаливать.

Одна из основных «болезней» руководителей XXI века – ненормированный рабочий день, нередко нормой становится работа по 10-14 часов в сутки. Есть даже шутка, которую я регулярно повторяю на своих выступлениях: «Если хотите сделать карьеру, работайте не 8 часов, а 10 часов в день, чтобы потом стать руководителем и работать по 12 часов шесть-семь дней в неделю. И если вам повезет, то вы создадите свою компанию, чтобы работать по 15-16 часов в сутки по семь дней в неделю».

Наряду с тем, что такой режим работы создает сильный стресс, с другой стороны, не хватает реального времени на отдых и восстановление психических, душевных и физических сил. Усталость и стресс с каждой неделей наслаиваются друг на друга. К сожалению, увеличить количество времени невозможно так же, как невозможно увеличить количество дней в неделе. И единственное, что остается руководителю для того, чтобы окончательно не потерять в жизни все, кроме работы, – это воспринимать время как ценнейший ресурс и относиться к нему соответствующим образом.

В начале жизни кажется, что жертвы, приносимые для того, чтобы «поставить карьеру на рельсы», временные, так как при достижении определенного уровня можно будет расслабиться и уделить время и семье, и детям, и здоровью, и самосовершенствованию. Но повышение в должности через каждый два-три года означает, что человек выходит на новый уровень проблем, и надежды начать жить как следует «когда-то» и «однажды» вновь возрождаются. К сожалению, наше неумение качественно управлять своим временем и быть эффективными, которого начинается со студенческих лет, тянется с нами всю жизнь, и проявляет себя во всех стадиях карьеры.

В нашей жизни нет тест-драйва, как при покупке автомобиля: мы не можем что-то протестировать в нашей жизни. Мы живем один раз, и потерянные годы возврату просто не подлежат.

В большинстве случае мы всю свою жизнь сжигаем на работе в поисках сундука, полного денег, которые нам дадут и здоровье, и счастье. Найдя этот сундук уже в пожилом возрасте, многие видят его пустым, а рядом нет никого из близких, да и здоровье потеряно. Стоит ли?

Что делать? Надо научиться жить полноценно во всех своих сферах жизни.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер группы продуктов, Москва

Согласна полностью с автором. Баланс между работой и личной жизнью должен быть всегда.

Нач. отдела, зам. руководителя, Азербайджан

Главное то что автор подтверждает написанное собственным примером:)

Юрист, Москва

Интересная статья, было легко и интересно читать.

Директор по развитию, Нижний Новгород

"Жизнь демократична. Всем нам при рождении даются равные стартовые условия"


Разумеется, это далеко не так

Researcher, Москва

Информация к размышлению.

Из вики:

Гедонизм (др.-греч. ἡδονή — «наслаждение», «удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Ольга Вычетова пишет:
было легко и интересно читать.

Но по итогам прочтения сказать нечего. Автор обозначил проблему и посоветовал её решить. Спасибо ему за это конечно.

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан

Следующая статья будет как раз о том, как решать эти проблемы

В случае, если бы я добавил еще и решение, то статья получилась бы очень длинной

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Правильная статья. Знать бы все заранее и приготовиться но нет. Обязательно нужно самому наступить на грабли, чтобы научиться. По-видимому, зрелость руководителя так проверяется. Если не смог наладить баланс, то пошел в разнос и расшатал ситуацию. Приходится останавливаться и начинать с более низкого уровня.

Бренд-менеджер, Азербайджан

Отличная статья. Автор, несомненно, имеет богатый профессиональный и жизненный опыт.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.