Ваш архетип и ваши настоящие цели

Я постоянно задаю предпринимателям вопрос: «Какова цель вашего бизнеса?». Полученные ответы чаще всего ограничиваются самим вопросом: цель – строительство бизнеса. Но позвольте, это вовсе не цель, а процесс! Бывает и такой ответ: «Хочу сделать хороший товар». И это тоже неправильная цель, это тоже процесс.

Зададим вопрос обычному среднестатистическому гражданину, а какая у него цель? В большом количестве ответов будет звучать: путешествие по миру, беззаботная жизнь, саморазвитие и т.д. И снова задумайтесь о том, есть ли среди перечисленного настоящие цели? Нет! Это все – длинные бесцельные процессы. Когда ставят цель, то отвечают себе на вопросы: где, когда и как?

Техника МТС+/-

Для простого понимания и решения вопроса целеполагания я создал эту легко запоминающуюся методику для студентов курса МВА. Значения аббревиатуры такие:

  • М (от англ. Materia) – мишень, материя. Обозначает цель, конечную точку пути, причем четко обозначенную.
  • Т (от англ. Time) – так называемый дедлайн, максимальное время для достижения.
  • С (от англ. Сost) – затраты вашей энергии для поучения М.

Например:

  • М – хочу мерседес последней модели, белого цвета, с отделкой салона из велюра и кожи и т.д.
  • С – стоимость машины в реальной валюте.
  • Т – через два года, допустим.

Теперь – о том, что обозначают «минус» и «плюс» в этой методике. Это польза с выгодой (в бытовом плане), либо потребности с мотивацией (в бизнесе), а как вариант из психологии и медицины – боль и эйфория. Именно в определении этих противоположностей возникают неразрешимые задачи. Вопреки ошибочному мнению, что бизнес с психологией путать нельзя, пренебрегать психологической сущностью такого бизнес-явления, как постановка цели, также нельзя. Ведь бизнес – это часть психологии.

Каждый человек, как и любое другое живое существо, является биологической системой. Она, в свою очередь, обязательно должна быть эффективной, то есть тратить доступные ресурсы энергии с умом. Например, в обычае медведей спать зимой и в людской лени есть кое-что общее. И то, и другое – это режим экономии. По той же причине экономии люди берегут деньги, время и собственную энергию (физическую и психическую).

Цель достигается всегда при помощи соответствующего объема энергии, которая рационально потрачена именно на ее достижение. Именно поэтому при оценке своих способностей и возможностей, когда нужно анализировать большую затрату энергии, в работу включается подсознание. Оно активно оценивает, есть ли целесообразность тратить на это столько энергии и окупят ли расходы получаемые в будущем доходы. На этом же этапе мыслительной анализаторской деятельности включается так называемый механизм сопротивления. Он действует, когда вы сомневаетесь, возражаете, становитесь нерешительным или безразличным.

Чтобы убрать все эти мешающие действовать факторы, вспомните еще раз, насколько много вы получите в результате. Убедитесь, что прибыль, полученная выгода, больше затрат, и что это не опасно. Таким образом, обязательно найдется какой-то стимул для действий. Итак, самое важное:

  • Нельзя допускать путаницу между понятиями «цель» и «процесс».
  • Надо найти стимулятор, который подтолкнет именно вас.
  • Нужен навигатор, позволяющий ответить на вопрос, с чего начать.

Что такое TOP Life Navigator

По теории оптимального позиционирования, сокращенно ТОП, в жизненных штормах можно руководствоваться ТОП-лайф-навигатором (TOP Life Navigator). Приведем несколько примеров из жизни разных людей. Тогда станет понятней, как пользоваться этим «устройством».

Каждый может вспомнить ситуацию из своего собственного прошлого, когда вы хотели сильно что-либо заполучить. Помните, такое сбывалось? Значит, это может быть правдой – существование своеобразного навигатора у человека. Единственная сложность такая: неизвестно, когда и где сработает этот указатель, то есть чувствительный прибор. Хотя зачем вдаваться в подробности, зачем знать механизм действия, если он просто работает, как мотор в машине? А раз автомобилем вы управляете, не зная, как внутри все там устроено, значит и это возможно не знать. Главное, не забывайте, что такой навигатор есть, и осталось уточнить, как его включить. Так вот, некоторые стечения обстоятельств могут обеспечить это включение. Вот они:

  • Осознанность, что гарантирует безболезненность пути.
  • Катастрофические, горестные либо психологически тяжелые события в жизни.

У всех бывает по-разному, но факт остается в том, что такой человеческий чувствительный орган работает как известный GPS-навигатор. Главное, что включается в моменты особых потрясений, но для всех эти «драйверы» разные. Примеры можно в изобилии найти в популярных фильмах: главный герой, будучи успешным или известным, получает от судьбы такой «подарок», что жизнь его круто меняется.

Второе, что нужно навигатору, это карты. Ведь без схемы местности он работать не сможет. Чтобы не блуждать, терпя бедствия, нужно иметь верный маршрут, без тупиков. А прокладывание таких маршрутов на карте может занять длительное время – не год или два, а десять и более.

Водители авто часто в буквальном смысле ссорятся со своим электронным GPS-навигатором. Но в подавляющем большинстве случаев путь, проложенный прибором, в итоге оказывается короче или рациональней, чем созревший в голове у водителя. Так же и наше сознание спорит с подсознанием, пытаясь найти доказательства или оправдания своим поступкам либо бездействию. При всем этом логичнее было бы получить удовольствия или удовлетворение от самореализации. Но в действительности этого не происходит. Почему? Потому что мы сами создаем себе трудности, ведь мы не так уж и слабы! Вот, и получается, что в восьмидесяти процентах случаев все те события, что происходят в течение жизни, представляют собой всего лишь проекцию или голограмму сознания, а также подсознания, ведь они близки.

Вы должны, как водитель, уточнять задачи и возможные маршруты для своего «автомобиля», руководить процессом движения, а не идущим у него на поводу. Нужно разбираться в том, какова выносливость вашей «машины», каково количество лошадиных сил и т.д. Оглянитесь вокруг: множество разных по размерам и производительности «машин» окружают вас. Для любой мощности и для любой «машины» есть оптимальный режим и подходящие задачи. Нужно только разглядеть альтернативы вокруг себя и по достоинству их оценить. Причем завышать или занижать самооценку нельзя.

Третья часть определения и самоопределения. Так как в нашем примере это подобно езде на машине, необходимо знать, сколько в вашем распоряжении бензина и на какой вы вообще сейчас машине. Теперь, когда все нужное есть, введите в программу координаты – М и С вашей целевой формулы. Установив в этой уникальной формуле все координаты, можно начинать свои исследования.

Но вернемся к истокам разговора, ведь речь шла о неумении ставить настоящие цели. Итак, раз речь опять зашла о «плюшках», стоит сказать, что правильная постановка цели – это половина результата. Вот бывало же у вас, когда вдруг случайно ненадолго чего-то захотели и забыли? А оно вдруг вскоре сбывалось. Ведь такой случай найдется в биографии любого человека. Так примерно и работает упомянутый навигатор.

Личный код и Карл Юнг

Карл Юнг – известный психолог. А что такое личный код? Резонный вопрос. Призовите на помощь воображение и представьте «черный ящик», внутри которого спрятаны ваши таланты, возможности и вообще ваше предназначение как человека. Пока он закрыт, но открыть его не сложно: надо познать себя. Можно попытаться подобрать ключ к его замку, то есть узнать, что же вы хорошо делаете в жизни и в чем могли быть полезны. На это, конечно, могут уйти годы и десятилетия, причем положительный результат не гарантирован даже в случае долгих поисков.

Да, достижение желаемого при описанном исходе событий возможно. Но это должно быть опять же обеспеченно именно включением TOP Life Navigator, а это пока не каждому по плечу. Еще один вариант – путь математика, когда проводят множество вычислений, что довольно долго. Так вот значительно проще решить эту задачу, используя знания об архетипах.

Карл Юнг в результате своих исследований узнал, что в деятельности и мышлении человека важную роль играют как индивидуальные особенности, так и коллективное бессознательное. Оно может оказывать не меньшее влияние на человека и передается через так называемые материнские матрицы, то есть наследственные матрицы. Проще говоря, от своих предков люди получают рефлексы, как простые, так и сложные. Выделяют всего восемь цельных человеческих архетипов. Вот они: «Воин», «Мыслитель», «Хранитель», «Друг», «Эстет», «Странник», «Ребенок» и «Повелитель».

Считается, что только люди четырех из вышеперечисленных типов вообще могут поставить цель в своей жизни. Это объясняется наличием у них логического мышления и особого качества, позволяющего контролировать цель. А люди, относящиеся к остальным четырем архетипам, наоборот, больше опираются в жизни на чувства и интуицию, чем на постановку целей. Это ответ на заданный в начале вопрос о процессах и целях, а также их отличии друг от друга. Именно из-за своей архетипической направленности одни люди любят добиваться целей, а другие – быть в процессе.

Знание своего архетипа дает возможность настраивать работу механизма навигатора так, как нужно вам. И тут, кстати, кроется ответ еще на один вопрос. Почему одному импонирует тот человек, которого второй на дух не переносит? У всех, так сказать, своя частота колебания испускаемых невидимых волн. Вот почему. Каждый выбирает себе собеседников и кумиров по совместимости таких волн или сигналов. У кого-то это Михаил Жванецкий, а кому нравится Павел Воля. Примерно то же и происходит с выбором направлений движения по жизни.

Архетип и профессия

Что значит, например, такой поворот событий, когда взрослый человек вдруг меняет карьеру удачливого бухгалтера на совершенно другую – профессию журналиста, человека, который работает не с цифрами, а с информацией? Его архетип, очевидно, «Ребенок». Именно об этом говорит выбор профессии из сферы СМИ. Вот описание этого архетипа:

  • Потребности: новизна, игра, обновление.
  • Проявление архетипа: такой человек считает, что жизнь прекрасна и удивительна. Для него жизнь – это веселая игра, праздник и развлечение. Он оптимист, фантазер и выдумщик, он открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать.
  • Крайнее проявление: строительство воздушных замков, отрыв от реальности, творчество ради творчества, неорганизованность.
  • Стиль управления: творческий. Если это руководитель, то он большое внимание уделяет развитию творческого потенциала сотрудников, поддержанию высокого креативного тонуса. Дресс-код его гибкий, как и рабочее расписание. Он ценит юмор, оптимизм, новизну.
  • Сферы успешной деятельности: индустрия развлечений, реклама, туризм, работа с детьми, журналистика. В крайнем своем проявлении – творчество ради творчества, неорганизованность.

Описание архетипа «Ребенка» пестрит словами «будущее», «развитие» и другими выражениями, которые отражают некую нацеленность. При этом само слово «ребенок» в данном случае отнюдь не означает что-то еще недоразвившееся. Наоборот, ребенок выступает тут как строитель и делатель целого. И творческая составляющая, присущая всем детям, также обязательна для представителя данного архетипа. Все эти характеристики вполне подходит для журналиста как психоличности. Да, Юнг был прав, описав привычки и наклонности людей на основе восьми архетипов, которые родом из прошлого.

Исходя из этого, можно задать такой вопрос. Могут ли люди разных профессий, типа счетовода-бухгалтера, юриста и маркетолога, собраться вместе и стать такими же отличными журналистами? Глянем на вопрос через призму лайф-навигатора. Маркетолог, то есть человек, знающий тенденции на рынках и разбирающийся в рекламе, это психотип «Эстета» (второе название – «Любовник»). То есть человек, полагающийся на чувства больше всего. А вот юрист, а вместе с ним и бухгалтер – это архетип «Мыслителя». Им присущи логичность в мышлении, а также взгляд в себя, а не наружу.

Судя по всему, выбор будет неверным. Хотя точного ответа так сразу давать нельзя. Ведь вработах Юнга изложена еще одна интересная мысль: у каждого человека могут иметься сразу два архетипа, перекликающихся между собой и воздействующих на него. Вот почему внутри каждого из нас иногда идет борьба двух противоположностей.

Теперь подытожим. Получается, что работа, которую мы выбираем, может быть идентичной нашему архетипу, а может ему вовсе не подходить. Поэтому нужно с раннего детства знать свои архетипы и использовать их силу и мощь для служения людям. При соблюдении всех рекомендаций и указаний, которые были изложены выше, вы определите свой личный код и построите карту для TOP Life Navigator, которая поможет построить правильный маршрут, минуя тупики и ложные пути. Желаю вам успехов в этом начинании!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Леонид Никифоров, Марина Трошина
Директор по маркетингу, Москва

Чушь какая... // Маркетолог, то есть человек, знающий тенденции на рынках и разбирающийся в рекламе, это психотип «Эстета» (второе название – «Любовник»). То есть человек, полагающийся на чувства больше всего//

Это не маркетолог, а какой-то фантазер или болван))

Без жесткой аналитики нету маркетинга, полагаться на чувства можно на свои деньги, а генДир такого "любовника" выпнет на раз. Попробуйте в своем резюме на вакансию маркетолога написать "Любовник" и что? Вас завтра уже взяли на работу?


Бухгалтер, Санкт-Петербург

Ну что? Творческий подход к работе :) С душой так сказать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.