Удаленная работа: как не утонуть в океане хаоса

В этой статье расскажу на примере нашего digital-агентства, как настроить процессы при удаленной работе, чтобы сотрудники не выпадали из обычного ритма, не теряя в качестве результатов. И разберем ситуации, которые могут разрушить команду.

Три кита организации удаленной работы

Работу digital-команды можно сравнить с часовым механизмом. Если все винтики и шестеренки настроены, синхронизированы и подходят друг другу, часы работают сами. Чтобы этого добиться, должны быть выполнены три базовых принципа.

1. Прозрачные процессы и четкие зоны ответственности

В идеале, процессы должны быть выстроены так, чтобы команда понимала весь путь проекта – от первого созвона с клиентом до сдачи результата. Не стоит нагружать специалистов лишними подробностями. Дизайнеру, например, абсолютно незачем знать, заполнил ли клиент бриф. Его подключают позже, на своем этапе работы.

Выстроить прозрачную и работающую схему поможет road map – дорожная карта проекта. Ее суть в том, чтобы разбить большую задачу на маленькие этапы, прописать их последовательность и определить ответственных.

Разберем алгоритм составления road map на примере услуги «создание фирменного стиля». Этот проект сразу можно разделить на основные этапы:

  1. Продажа.
  2. Разработка фирменного стиля.
  3. Согласование с клиентом.
  4. Передача файлов и закрывающие документы.

Уже более похоже на план действий, но все еще нет конкретных задач и ответственных. Дробим дальше, пока не получим детализированную последовательность действий.

удаленные сотрудники

Если получится сделать понятную схему, каждый участник команды будет понимать, когда он подключается к проекту, за что отвечает и кому передает результат. Кроме того, это облегчит обучение новых сотрудников.

2. Порядок в виртуальном рабочем пространстве

Если ваше рабочее пространство похоже на папку «Загрузки» в компьютере, куда попадают все скачанные файлы, вам предстоит большая уборка.

Структурировать нужно, чтобы:

  • Сотрудники не тратили рабочее время на поиск нужных файлов.
  • Специалисты могли быстро заменять друг друга на проектах.
  • Просьба клиента отправить документ годовой давности не вызывала панику.
  • Новенькие коллеги быстрее погружались в работу.

Навести порядок поможет иерархическая система:

  • Разделите проекты на актуальные и завершенные. Начните с актуальных.
  • В каждом проекте создайте свои папки по категориям. Хорошо, если они будут примерно одинаковыми у всех проектов.
  • Определите общие названия файлов. Например «Имя Проекта_отчет продвижение_09_2023.pdf».
  • Расскажите команде о новой системе хранения.
  • Поставьте project-менеджерам задачу 1 раз в месяц проводить ревизию в своих проектах. Это поможет сохранить порядок.

Выглядит очень просто, если не нужно разгрести документы за несколько лет.

удаленные сотрудники

Совет: договоритесь с коллегами, что в папках проектов должны оставаться только финальные документы. Никаких «стратегия_версия3.pdf», «стратегия_финал_с правками.pdf» и «стратегия_финал_финала.pdf» в одном месте.

3. Понятное общение и промежуточная отчетность

Основа работы удаленной команды – понятное взаимодействие между сотрудниками. Лучше настроить мессенджер так, чтобы рабочее общение не смешивалось с личными переписками и развлекательными каналами. Настройте папки с чатами и возможность общения в комментариях к отдельным сообщениям.

В мессенджере также важно выстроить структуру:

  • Основа – отдельные чаты проектов: «Сайт: Самые дешевые авиабилеты», «SEO: Музей Историческая история». Здесь общаются только участники команды.
  • Следующий уровень – чаты отделов: «Разработка», «Копирайтеры», «Проджекты». В них участники могут попросить коллегу помочь с горящей задачей или обсудить сложный проект.
  • Уровень «босс» – отдельные чаты по целям для сложных или длительных по времени задач: «Ребрендинг», «Продвижение сайта». Здесь, в установленные промежутки времени, коллеги будут отчитываться о ходе выполнения проекта. Это поможет руководителю всегда быть в курсе прогресса задачи и будет держать исполнителей в тонусе.

Такое разделение поможет разнести общение по своим пространствам и избежать превращения общего чата в бесконечную ленту, где теряются важные сообщения. Оставьте его для объявлений и обмена веселыми картинками.

Что может подорвать эффективность digital-команды

Порядок наведен, теперь перейдем к специфике удаленной работы. При всем комфорте, в этом формате таится несколько опасностей. Основная проблема – на удаленке руководителю сложнее заметить, что сотрудник страдает. Все люди разные, и если один специалист сразу прояснит волнующий его вопрос, то другой будет молчать, пока не придет увольняться, потому что достиг точки кипения. К счастью, и этих неприятностей можно избежать. Разберем основные ситуации, которые могут разрушить эффективную работу digital-команды.

1. Бесполезные созвоны – пожиратели времени

Мало что так крадет рабочее время и съедает силы, как несколько зумов в день с перерывами по 10-30 минут. Особенно, когда сроки по основным задачам начинают гореть, а глобальной важности у встреч не было.

Созвоны бесполезны в следующих случаях:

  • Специалист мог бы там не присутствовать, потому что обсуждают совсем другую сферу работы. Его позвали по умолчанию, как участника команды.
  • Нужно обсудить идеи или найти решение, а никто не подготовился. В результате начинается общее размышление, и встреча растягивается до бесконечности.

Решение:

  • Постарайтесь составить расписание регулярных созвонов, чтобы сотрудники могли заранее учитывать их и спланировать рабочую неделю.
  • Договоритесь, чтобы перед созвонами-брейнштормами коллеги заранее писали свои идеи в общий документ, например, в Docs. Тогда встреча сразу начнется с презентации решений, которые тут же можно будет обсудить, докрутить и найти лучший вариант.

2. Бесконечная цепочка согласования

Такое бывает, если согласовывать задачи в общем чате, где не определен специалист, который говорит финальное слово. Участники чата могут думать, что они должны подключиться к обсуждению и написать хоть что-то, даже если изначально никаких правок у них не было. Так утверждение растягивается до бесконечности, правки могут противоречить друг другу, а исполнитель оказывается в ситуации «один против всех и все на одного».

Решение:

  • Назначьте одного или нескольких ответственных за согласование, чтобы исполнитель изначально обращался только к ним. Дополнительных специалистов привлекайте только при необходимости.
  • По возможности, обсуждайте правки не в общем чате проекта, а в комментариях к отдельному сообщению.
  • Старайтесь избегать формулировок «Здесь что-то не то, но пока не понимаю что, давайте подумаем?». Если есть, что поправить, предлагайте конкретные изменения.

3. День сурка из-за одинаковых задач

Когда человек работает удаленно, он не может видеть, чем занимаются коллеги рядом, услышать с пылу с жару свежие новости, мимоходом обсудить сложности проекта. Работа может превратиться в «день сурка» с рутиной одинаковых задач. Особенно, если специалист участвует только в одном этапе проекта и не видит финальный результат.

Решение:

  • Делитесь с командой успехами и результатами проекта. Лучшее решение: завести отдельный чат благодарностей, чтобы отмечать вклад коллег в общее дело.
  • Обязательно доносите до команды позитивную обратную связь от клиентов. Будь то похвала общего результата или просто сообщение «это крутой текст».

Подведем итог – как организовать удаленную работу digital-команды

  1. Постройте последовательные карты процессов и определите ответственных на каждом этапе.
  2. Структурируйте информацию в рабочем пространстве, чтобы облегчить коллегам доступ к нужным файлам.
  3. Выберите мессенджер для рабочего общения, в котором будет удобно настроить чаты проектов, обсуждать задачи и отправлять промежуточную отчетность.
  4. Старайтесь избегать бесполезных созвонов. Планируйте регулярные встречи заранее, чтобы специалисты понимали свое расписание.
  5. У каждой задачи должен быть ответственный за согласование, к которому будет обращаться исполнитель. Это поможет избежать бесконечных внутренних обсуждений.
  6. Делитесь с участниками команд успехами проекта и позитивной обратной связью.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Очень хорошая статья! Всё по делу и чувствуется опыт - и горький, и положительный.
Добавлю чуток.

Прозрачность отношений на удалёнке - очень важно, Фёдор прав! Удалёнка требует учёта вроде бы мелочей - то, что совершенно не замечается в реале, не даёт возможности работать в удалённом режиме (далее - УР). Например, мелочь - телефон в профиле, отсутствие должности в профиле и тратишь пару часов, чтоб связаться с этим очень нужным человеком. 

Есть штатное расписание, но нет простейшей схемы по структуре компании - кто и где отвечает, кто является ключевым работником и начинаешь сверху искать нужного ответственного.

Вечные споры, что лучше - обычная шара или какой-нибудь конфлюенс? Или в жире? А может старый добрый Лотус ноутс? Но ведь довольно просто - если у вас нет согласованности на уровне файловой системы, то бесполезно навязывать какой-то инструментарий.

Созвоны. Нет не так - СОЗВОНЫ! Если вы руководитель группы в УР, то поставьте себе за правило - каждый день созваниваться с подчинённым коллегами. Хотя бы два слова - текущая ситуация, ближайшие планы. Это как прогноз погоды и вы - именно тот профессор с указкой. Пусть прогноз не всегда совпадает с реалиями, но вас видят, слышат, привыкают в вашим действиям, могут задать вопрос. 

Совещания (Фёдор прав - выматывают всех, особенно в УР). "Завтра собираемся в офисе" - и народ едет, ползёт, добирается. А на совещании ни предваительной повестки, ни заранее продуманного решения, ни предварительных вариантов. Посидели...Посидели...ещё посидели - и день потерян, а решения так и нет.

Обращайте внимание на именно подобные "мелочи"! 

И упаси вас боже работать по выходным и вечерами!

Директор по развитию, Оренбург
Анатолий Курочкин пишет:

Жаль, что авторы статей не отвечают и не комментируют.

Простите, совсем замотался :)

Спасибо за Ваш комментарий, очень рад, что мысли в статье отзываются. Действительно слишком часто сталкивался и с бесполезными совещаниями, и с непрозрачностью, когда двое коллег вообще не знают, что происходит у них "за забором". 

В итоге опыт осмыслил и в команде строю работу на принципах ясности,  прозрачности и уважения ко времени сотрудников. 

Аналитик, Москва
Чернов Федор пишет:
Анатолий Курочкин пишет:

Жаль, что авторы статей не отвечают и не комментируют.

Простите, совсем замотался :)

Спасибо за Ваш комментарий, очень рад, что мысли в статье отзываются. Действительно слишком часто сталкивался и с бесполезными совещаниями, и с непрозрачностью, когда двое коллег вообще не знают, что происходит у них "за забором". 

В итоге опыт осмыслил и в команде строю работу на принципах ясности,  прозрачности и уважения ко времени сотрудников. 

Благодарю за ответ, Фёдор! Ваша статья мне и правда понравилась. Многократно координировал работу удалённых команд, Кое-какой опыт имею. 

Думаю, что чем больше отлаженных "мелочей", тем эффективная работа. Именно эти мелочи заменяют реальное общение в проектах. 

И ещё. Думаю, что хорошо налаженная работа удалёнщиков является признаком современной компании и современных и эффективных методов работы. К сожалоению, ещё встречаются генеральные, которые место того, что продумать схемы работы, алгоритмы взаимодействия, изучить предложения, при любом отсутствии ясности собирают совещания.

Директор по развитию, Оренбург
Анатолий Курочкин пишет:
Чернов Федор пишет:
Анатолий Курочкин пишет:

Жаль, что авторы статей не отвечают и не комментируют.

Простите, совсем замотался :)

Спасибо за Ваш комментарий, очень рад, что мысли в статье отзываются. Действительно слишком часто сталкивался и с бесполезными совещаниями, и с непрозрачностью, когда двое коллег вообще не знают, что происходит у них "за забором". 

В итоге опыт осмыслил и в команде строю работу на принципах ясности,  прозрачности и уважения ко времени сотрудников. 

Благодарю за ответ, Фёдор! Ваша статья мне и правда понравилась. Многократно координировал работу удалённых команд, Кое-какой опыт имею. 

Думаю, что чем больше отлаженных "мелочей", тем эффективная работа. Именно эти мелочи заменяют реальное общение в проектах. 

И ещё. Думаю, что хорошо налаженная работа удалёнщиков является признаком современной компании и современных и эффективных методов работы. К сожалоению, ещё встречаются генеральные, которые место того, что продумать схемы работы, алгоритмы взаимодействия, изучить предложения, при любом отсутствии ясности собирают совещания.

Согласен с Вами, удаленка теперь не просто привычный и удобный после пандемии формат работы. В 2021 году сотрудников еще пытались вернуть в офисы. 

Теперь с удаленщиками нужно учиться работать, потому что по-другому никак. Сотруднику, который переехал в другую страну, уже не напишешь "завтра собираемся в офисе". От эффективной работы с удаленной командой зависит слишком многое. 

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Чернов Федор пишет:
Согласен с Вами, удаленка теперь не просто привычный и удобный после пандемии формат работы. В 2021 году сотрудников еще пытались вернуть в офисы. Теперь с удаленщиками нужно учиться работать, потому что по-другому никак. Сотруднику, который переехал в другую страну, уже не напишешь "завтра собираемся в офисе". От эффективной работы с удаленной командой зависит слишком многое. 

Ну не знаю. Сколько откликаюсь на вакансии в Москве - все хотят работника в офисе и даже гневно пишут, что удаленку даже не рассматривают. Ищу работу, связанную с дизайном-оформлением презентаций и аналитических отчетов - все эти вакансии в Москве, потому что в регионах это либо нафиг никому не надо, либо сидят родственники. Лично я за удаленку потому, что теоретически есть возможность работать из любого города, и потому, что стоять по 2 часа в пробках по дороге на работу и с работы - удовольствие ниже среднего. Но, из того, что я вижу, я делаю вывод, что работодатели как огня боятся удаленки и традиционно предпочитают микроменеджмент. Судя по всему, отношения "барин и холоп" никуда не исчезли. 

Давно изобретено и опробовано 100500 способов и инструментов эффективно организовать работу удаленных сотрудников. Но проблема не  в том, что это технически сложно сделать, а в том, что руководство не доверяет своим сотрудникам и предпочитает их ежесекундно контролировать лично - именно для этого всех гонят обратно в офисы. 

Аналитик, Москва
Чернов Федор пишет:
Теперь с удаленщиками нужно учиться работать, потому что по-другому никак. Сотруднику, который переехал в другую страну, уже не напишешь "завтра собираемся в офисе". От эффективной работы с удаленной командой зависит слишком многое. 

Золотые слова!

Аналитик, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
Чернов Федор пишет:
Согласен с Вами, удаленка теперь не просто привычный и удобный после пандемии формат работы. В 2021 году сотрудников еще пытались вернуть в офисы. Теперь с удаленщиками нужно учиться работать, потому что по-другому никак. Сотруднику, который переехал в другую страну, уже не напишешь "завтра собираемся в офисе". От эффективной работы с удаленной командой зависит слишком многое. 

Ну не знаю. Сколько откликаюсь на вакансии в Москве - все хотят работника в офисе и даже гневно пишут, что удаленку даже не рассматривают. Ищу работу, связанную с дизайном-оформлением презентаций и аналитических отчетов - все эти вакансии в Москве, потому что в регионах это либо нафиг никому не надо, либо сидят родственники. Лично я за удаленку потому, что теоретически есть возможность работать из любого города, и потому, что стоять по 2 часа в пробках по дороге на работу и с работы - удовольствие ниже среднего. Но, из того, что я вижу, я делаю вывод, что работодатели как огня боятся удаленки и традиционно предпочитают микроменеджмент. 

Ну не знаю...
Но лучше откликаться на те вакансии, где указана удалёнка. У меня даже из деревень  люди работают. Был бы инет.

Аналитик, Москва
Чернов Федор пишет:
Теперь с удаленщиками нужно учиться работать

Не только учиться работать с удалёнщиками, но и у них учиться - опыт накоплен огромный.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Анатолий Курочкин пишет:
Ну не знаю...Но лучше откликаться на те вакансии, где указана удалёнка. У меня даже из деревень  люди работают. Был бы инет.

Сколько откликаюсь на вакансии интересующей тематики - все ищут сотрудников в офис в Москве. В одной было написано, что удаленка пойдет, но при общении выяснилось, что тоже нужно в офис в Москве. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.