Этот вопрос очень актуальный, особенно для компаний, находящихся в крупных административных центрах. Фонд оплаты труда в связи с новой экономической реальностью уменьшатся. После того, как компании стали экономить, а некоторые закрылись, на рынок труда хлынул поток человеческого ресурса, спрос на этот ресурс небольшой, в то время, как предложений на рынке много.
Спрос и предложение формируют стоимость, следовательно человеческий ресурс дешевеет. Если есть сотрудники, которых вы давно хотели заменить, самое время это сделать. Если вы сейчас планируете рост продаж, нужно искать сотрудников именно сейчас. Но нужно быть аккуратным, найти работу сейчас сложно, теряет ее прежде всего некачественный трудовой ресурс. Поэтому рынок переполнен низкоквалифицированным персоналом, который на волне успеха работал, как получится. Набирая недавно персонал для филиала в портовом городе, мы искали руководителя филиала и менеджера по продажам и столкнулись с тремя видами сотрудников:
- разорившиеся предприниматели;
- кладовщики и логисты;
- моряки, брокеры и таможенники.
Поиски не принесли результатов, оказалось проще взять студента, чем найти готового сотрудника, который привык не работать. Именно так: ходить на работу и получать заработную плату. Многие бросали трубку телефона, когда слышали: 70% – работа на выезде и 30% – в офисе (для управления персоналом, работой над контактами, планирование встреч).
Из этой истории вытекает ряд проблем.
Проблема №1
Специализация региона – это распространенная проблема, есть регионы, где нет квалифицированного персонала. В этих регионах есть своя специализация и найти сотрудника, допустим профессионального руководителя отдела продаж в г. Новороссийске, очень сложно. Задача на уровне немыслимой – портовый город.
Выхода два:
1. Выращивать собственные кадры из студентов или развивать из резервных сотрудников.
- Положительные стороны – возможно развить именно те качества, которые необходимы и обучить именно тому, что нужно компании.
- Отрицательные стороны – моментального результата не будет, необходимо время на обучение и развитие. Готовый же сотрудник принесет результат мгновенно.
2. Переместить сотрудника из другого региона.
Положительные стороны – моментальный результат, ваши плановые показатели будут выполняться, и работа будет строиться так, как необходимо компании. Этим методом я пользуюсь в таких регионах наиболее часто.
Отрицательные стороны – это дорого для компании, сотрудник с семьей должен обосноваться, его мотивация должна быть выше, чем на прошлом месте, она должна перекрывать затраты на проживание, аренду и другие неудобства.
Проблема №2
Регион с дефицитом персонала – это регион, в котором весь продвинутый человеческий ресурс переезжает в другие более крупные или развитые регионы. Дефицит наиболее ощутим в тех регионах, где спад экономики. Если в этом регионе вам все же необходимо быть представленным, то внимательно считайте затраты и прибыль, иногда проще отказаться от представительства в таком регионе или разместить здесь торгового представителя.
Выход:
- Работать удаленно – необязательно иметь тут высококвалифицированный персонал, работать можно с соседнего региона, продавцы могут ездить в этот регион в командировку, если есть необходимость, можно открыть склад без отдела продаж и остального персонала.
- Торговый представитель прекрасно работает и в b2b-бизнесе, сотрудники без склада, имея в распоряжении машину, телефон и ноутбук, достигают результатов при пристальном контроле и помощи. Осталось организовать доставку в регион, если есть стоящий торговый представитель.
Проблема №3
Дорогой регион – к таким регионам можно отнести областные центры и крупные города, Москва возглавляет топ таких городов. Тут дорогие сотрудники, в то время как их профессионализм не всегда отличается от городов или регионов с более дешевым человеческим ресурсом. Нанять сотрудника в колл-центр в таких регионах и городах, это значит переплачивать иногда в 2 раза и более. Водители, работники IT-индустрии, маркетологи и практически все остальные профессии стоят значительно дешевле в пригороде, еще дешевле в городе чуть дальше от такого административного центра и совсем дешевые сотрудники в отдаленных регионах и городах.
Выход:
- Удаленная работа – в глубинке сотрудник колл-центра, читающий скрипт, может быть в 3 раза дешевле, чем в крупном городе. В то время как сотрудник с другой страны может быть дешевле в 5-10 раз. В нашей компании мы реализовали такой сценарий. Нам требовался сотрудник для ведения контента на нашем сайте и размещения объявлений на торговых интернет-площадках. Эта работа была связана с рядом специфических знаний, которыми обладали немногие специалисты. Мы нашли такого специалиста в другой стране. И стоил он в 7 раз дешевле, выполняя работу в том же объеме качественно и быстро.
- Перенести центральный офис в другой регион, город. Если регион не имеет специфику или дефицит квалифицированных сотрудников, то рационально перенести офис в этот регион. Фонд оплаты труда во многих компаниях является самой большой затратной частью бюджета. Сократить эти затраты можно в несколько раз, используя такую методику по открытию филиалов и даже центрального офиса. Мы неоднократно получали те же результаты с меньшими затратами.
- Максимально автоматизировать работу. Все можно автоматизировать, это сокращает не только время, но и затраты на человеческий ресурс. Особенно это касается производства и складского хозяйства. Автоматизация производства сокращает затраты на человеческий ресурс, даже небольшие изменения, которые могут быть совсем незатратными, экономят уйму времени.
- Найти хорошего сотрудника сложно, есть много факторов на это влияющих, такие как привлекательность работодателя и квалификация сотрудника. Если найти сотрудника не удается долгое время, нужно проанализировать проблемы, выстраивать стратегию согласно региону и действовать.
Поиски не принесли результатов, оказалось проще взять студента, чем найти готового сотрудника, который привык не работать. Именно так: ходить на работу и получать заработную плату - пишет автор.
Как -то не очень понятно для меня это утверждение : это к кому?
Студент - привык не работать, вернее хочет не работать , но получать ЗП?
Или готовый сотрудник имеет такую привычную установку - просто ходить на работу, сидеть в офисе и получать за это непродуктивное времяпровождение ЗП?
После этой фразы я бы уже бежал от данного работодателя … «Фонд оплаты труда в связи с новой экономической реальностью уменьшаЕтся»… Значит, тенденция в компании сэкономить на персонале.
После таких выводов ….«Если есть сотрудники, которых вы давно хотели заменить, самое время это сделать. Если вы сейчас планируете рост продаж, нужно искать сотрудников именно сейчас.»…. мне становится страшно. Кого я наберу при такой «ловле блох»? Спешка. Для чего? Нет уж…извините.
И на это 30% времени? … «в офисе (для управления персоналом, работой над контактами, планирование встреч)»…. Персоналом НУЖНО управлять всегда. Но если рук-ль 70% «в полях». То вы хотите из него сделать и рыбку и… ну в общем понятно. Чтобы мне распланировать встречи на завтра хватает 30 минут вечером. После работы. Что такое «работа над контактами»? Очень желаю такую формулировку ввести у себя.
Теперь моменты:
- нет специализации регионов. Во многих областях и компаниях набирают людей, которые «не в теме» и ГРАМОТНЫЙ наставник вводит оперативно в работу.
- что такое «резервный сотрудник»??? уборщица, которой при трудоустройстве обещали повышение по системе «Лидеры России»? Каждый сотрудник должен быть в СТРУКТУРЕ работы. Без опознавательных знаков.
- ха.ха.ха….перемещение=результат. Запишу в «перлы». НЕТ. Везде одинаковые люди! Нужно уметь их развивать под свои цели и корпоративную структуру.
- вот именно «ДОРОГО». Но это не отрицательный факт. Значит компания не может позволить платить профессионалу. Тогда, извольте, довольствуйтесь тем, кто есть.
- да, правы!!! Зачем все регионы. Если мощи не хватает.
- работать удаленно, не значит ездить в другой регион. Не путаем понятия фриланса и Ваших «хотелок».
- вот оно самое прозаичное…. «пристальное внимание» за торговыми представителями…за кем присматривают в жизни? За детьми и стариками, также инвалидами и больными. Они кто у Вас?
- … «читающий скрипт»…это что? Литературный кружок…он в помощь, после того, как сотрудник понимает о чем он говорит с другой стороной….а читает Ж.Верна пусть…
- для наполнения сайта в другой стране? Возможно. Украина дешево сейчас. Но какой же он уникальный, специфический? НО дешевле в 7 раз….повезло….в РФ лохи занимаются этим и просят же опять много бабок….
- перенести офис?)))))))))))…..ну да….если там мобильник, машинка для портфеля и ноут….то тогда можно и в Таиланд…..Норильский никель мог перенести офис в Москву….Лукойл….а вот 90% компаний вряд ли смогут….т.к базис построен у себя дома…..стены помогают….
- вот и правильно. Если есть возможность автоматизации, то тогда зачем Вам люди?....противоречие….или плохой «мозговой штурм»….
Усе….все написанное ИМХО….к автору не относится….никого не собирался огорчить.
П.с одно бешенное желание. Приехать к Вам и полностью перестроить коммерческую службу. Полностью.
"на рынок труда хлынул поток человеческого ресурса" - цитата.
Вот, кто мы все - "поток ресурса"))) - Артем, спасибо.
чем найти готового сотрудника, который привык не работать
Вы очень внимательно прочитали статью, спасибо за это! Знал что эта статья будет провокацией к критике.
Да, я за такую фразу много бы отдал! Искренне - замечательно!
Мы ресурс для компании, ведь подумайте, если не ресурс, то кто?
Есть такие ресурсы:
1. Человеческие ресурсы
2. Финансовые ресурсы
3. Материальные ресурсы
4. Ресурс времени
5. Операционный ресурс
И все ресурсы должны работать, как единый организм в виде компании.
В этом и противоречие статьи. "Поток" хлынул, но кадров не найти. Куда он хлынул-то? Не иначе как в коллектор. :-) А если серьезно, то напрашивается следующий вывод: если подходящие люди не приходят устраиваться в фирму, то значит им это не выгодно. Возможно, не хотят отождествлять себя с потоком/ресурсом.
Если нанять студента, который пока ничего не знает и к тому же не очень в курсе, что он ничего не знает, а уверен, что он знает все, то его ведь еще и учить нужно! Глаза открывать, установку формировать на успешное выполнение трудовых обязанностей.
А готового сотрудника - что с ним делать, если он работать не хочет? Либо не нанимать, и найти другого, который готов работать, но как я понимаю за вполне определенную ЗП. Дать или не дать ему такую ЗП по требованию? Очень важный вопрос, почти философский "быть или не быть" после решения этого вопроса бизнесу?
Знаете чего я сейчас хочу больше всего? Это извиниться перед Вами. За то что читал "внимательно отрицательно". Помните как в мультике... "Акела промахнулся" ... наверное и мне, и многим моим коллегам на данном портале пора остановиться). А то все промахнемся.
Спасибо Вам Артем!!! За то что дали мне культурно понять мою оплошность.