Продажи831712

Как сохранить эффективность отдела продаж после пандемии: 7 шагов

Пандемия, ковидные ограничения и новая для многих форма дистанционной работы оказали серьезное влияние на продажи. Что делать руководителю, чтобы сохранить и приумножить бизнес-показатели?

Опыт пандемии и последовавших за ней ограничений в работе необратимо повлияли на экономическую ситуацию. Предприниматели встретили это по-разному. Одни не смогли обратить эту ситуацию в свою пользу и потерпели убытки, другие, наоборот, отмечают период активных ограничений как наиболее эффективный в их делах. 

Обратимся к статистике на период пандемии. По данным компании «Гарант»:

Каких основных принципов придерживаются предприниматели и управленцы, которым удалось не только не потерять свои позиции на рынке, но и привлечь новый поток клиентов и увеличить продажи? 

1. Распределение нагрузки на менеджеров

Равномерно распределенная нагрузка на менеджерский состав – это один из ключей к увеличению объема продаж. Очевидные лидеры в коллективе могут обернуться угрозой. Общее количество продаж должно не зависеть от нескольких сотрудников. У каждого менеджера должен быть равный сопоставимый план с качественными лидами. Такой подход обеспечит страховку от потенциальных потерь в случае непредвиденного ухода одного из сотрудников.

2. Прозрачность контроля результатов

Отлаженная система подсчета показателей каждого менеджера должна быть всегда под рукой. Руководителю отдела продаж и собственнику бизнеса необходимо иметь возможность одним движением в любой момент выгрузить аналитические данные по менеджеру и ознакомиться с результатами за день, месяц, квартал. 

3. Предсказуемость показателей

Усредненные показатели эффективности проделанной работы менеджеров должны быть понятны руководителю отдела продаж. После кризиса, вызванного эпидемиологической обстановкой, появилась необходимость их пересмотреть. Перезамер касается тех показателей, на которые повлияла пандемия. Среди них средний цикл сделки, проценты конверсии, средний чек, количество звонков по менеджерам и другие. Отследив изменение этих данных, прогнозирование станет более точным, что позволит менеджменту эффективно управлять показателями и влиять на конечные результаты отдела продаж. 

4. Система мотивации сотрудников

Пандемия указала многим компаниям на еще одно уязвимое место в системе продаж – это система мотивации. Пересмотр элементов начисления заработной платы сотрудников является одной из приоритетных задач. Требуется скорректировать окладные части, обязательно внедрить KPI, и привязать бонусы к проценту выполнения плана продаж. 

Рекомендую проверить и корректность выставление планов продаж. Помните, что важно установить пороговую систему, при которой менеджер будет стремиться перепрыгнуть порог, чтобы заработать больше: например, нижний порог выплаты бонусов – 60%, если менеджер не перешагнул этот порог, то получает голый оклад.

5. Реструктуризация отдела продаж

Система отдела продаж, в которой три «менеджера-универсала», в чьи компетенции входят сразу и поиск новых клиентов, и активные продажи, и сопровождение текущих клиентов, должна остаться в доковидной эпохе. В настоящее время будет хорошим решением разделить отдел продаж. Первый менеджер занимается холодным обзвоном, далее передает второму менеджеру для закрытия клиента, а работает с клиентом третий. Опыт внедрения такой системы показывает, что распределение по функционалу или по каналам продаж позитивно влияет на результат работы отдела.

6. Строгое регламентирование

Вполне вероятно, что ранее вам удавалось делать неплохие результаты, не имея прописанных регламентов для отдела продаж. Однако регламентация процессов и повышение их управляемости – это отличное внедрение в период удаленной работы. Здесь важно понимание, что главная цель – это достичь полной автоматизации системы, поэтому изменения будут касаться управления целой системы продаж, а не ее отдельных частей.

В строгой регламентации нуждаются процессы подготовки коммерческих предложений для клиентов, правила и стандарты, иначе говоря скрипты, которыми пользуется менеджер в переписке, а также способы и методы получения клиентов.

Регламент представляет собой прописанный до мелочей сценарий, по которому менеджер ведет взаимодействие с клиентом и которому обязаны следовать все сотрудники. Каждый тип взаимодействия с клиентом должен иметь свой регламент, свой сценарий для очной встречи в офисе и конференции в Zoom. 

Вы знали, что период с 16:00 до 17:00 является самым благоприятным для совершения холодного звонка, например. А встречу в Skype или Zoom лучше проводить в первой половине дня.

Попробуйте использовать эти факты для своего бизнеса. Помните, что регламенты работы должны постоянно пересматриваться и меняться при необходимости. 

7. Кадровая политика

В компетенции руководителя отдела продаж входит умение подбирать людей в команду. По опыту, на рынке кандидатов на позицию менеджера есть два типа людей. Первый – это молодые специалисты с горящими глазами, а вторые – это опытные уверенные профессионалы, знающие все нюансы своей работы и легко ориентирующиеся в рынке.

Оба типажа станут отличными потенциальными сотрудниками вашей компании. Выбор зависит от вашей стратегии после пандемии: обучать молодых с нуля, лепить их под себя или брать готовых и опытных, но платить дорого. Если ваша стратегическая цель сделать прорыв, то целесообразнее выбирать готовых профи. Главный ресурс вашего бизнеса – это сильный отдел продаж.

Читайте также:

Смотреть комментарии