Продажи66343

По какой цене производителю продавать товар

Как рассчитать цену на свой товар для продажи в розничную сеть или дистрибьютору, чтобы обеспечить требуемый уровень наценки, учитывая бонусы и скидки клиентам.

С коммерческим директором компании-производителя формировал ценовую политику. Один из решаемых вопросов: как назначить цену на товар, чтобы обеспечить требуемый уровень наценки предприятия, в то же время соответствовать скидкам и бонусам клиентов – розничным сетям и дистрибьюторам. Предложил перейти к расчету цены с помощью универсальной формулы, с которой хочу вас познакомить.

Представьте, что производитель хочет продать свой товар. Себестоимость товара для производителя – 100 руб.

Задача: рассчитать, по какой цене производитель должен продать товар в сеть (дистрибьютору), чтобы обеспечить себе 20% наценки. Условия сети (дистрибьютора): ретробонус 5%, а также раз в три месяца глубокая скидка 30% для проведения акции.

Если взять калькулятор и на основании только этих указанных цифр произвести расчет, с вероятностью 99% вы получите неверный ответ. Для решения задачи, какая цена продажи должна быть назначена производителем на свой товар, чтобы получить плановую наценку, только этих данных нам недостаточно. Начнем по порядку.

1. Определимся с расчетом наценки

Наценка – разница между ценой продажи и себестоимостью. Чтобы получить наценку в рублях, из цены продажи нужно вычесть себестоимость.

Наценка (руб.) = Цена продажи (руб.) – Себестоимость (руб.)

Чтобы получить наценку в процентах, нужно из цены продажи товара вычесть себестоимость, затем результат разделить на себестоимость.

Наценка (%) = [Цена продажи (руб.) – Себестоимость (руб.)] / Себестоимость (руб.) × 100%

Например, при цене продажи товара 120 руб. и себестоимости 100 руб., получим:

Наценка (руб.) = 120 руб. – 100 руб. = 20 руб.

Наценка (%) = (120 руб. – 100 руб.) / 100 руб. × 100% = 20%.

2. Рассчитаем цену продажи, если никаких скидок и бонусов клиенту не даем

Если никаких скидок от цены продажи товара в сеть (либо дистрибьютору) не предоставляется, для расчета цены продажи (ЦП) товара, при которой будет обеспечена плановая наценка, нужно воспользоваться этой формулой:

ЦП = СС + СС × ПН = СС × (1 + ПН)

Например, 3% – это 0,03; 56% – это 0,56; 100% – это 1.

При себестоимости 100 руб. и плановой наценке 20% получим цену продажи:

ЦП = 100 + 100 × 0,2 = 100 × (1 + 0,2) = 100 × 1,2 = 120 руб.

Это самый простой пример расчета цены продажи при плановом уровне наценки. В реалиях коммерческой работы приходится сталкиваться с разными видами скидок и бонусов (выплат, штрафов) клиентам.

3. Рассчитаем цену продажи при предоставлении клиенту бонусов от цены продажи

В практике работы с сетевыми клиентами или дистрибьюторами производитель может заключить договор, в котором будут предусмотрены, например, следующие виды выплат клиенту от суммы поставленного товара:

Если от стоимости поставленной клиенту продукции производитель должен сделать подобные выплаты, очевидно, что цена продажи клиенту, для обеспечения себе плановой наценки, вырастет.

Например, при себестоимости товара 100 руб., плановой наценке 20%, в случае выплат клиенту ретробонуса 5%, бонуса за покрытие брака – 1%, логистического бонуса – 4%, получим требуемую цену продажи:

Таким образом, чтобы обеспечить себе 20% плановой наценки и при таких условиях договора сделать все указанные выплаты клиенту, производитель должен будет продать товар по 133,33 руб. Обратите внимание, что нельзя делать в этом случае расчет, прибавляя к цене продажи без бонусов проценты этих самых бонусов и выплат.

Вот так делать нельзя:

ЦП ≠ СС × (1 + ПН) + Б1% + Б2% + Б3% ≠ 120 + 5% + 1% + 4% ≠ 132,35 руб.

Проверить это легко. Достаточно из полученной вами цены продажи вычесть все бонусы и выплаты клиенту. В нашем примере:

Итого три вида бонусов дают в сумме: 6,67 + 1,33 + 5,33 = 13,33 руб.

Если мы все правильно рассчитали, вычитая из цены продажи сумму бонусов и себестоимость, должны получить плановую наценку:

133,33 – 13,33 – 100 = 20 руб.

Получается, данный расчет верен.

4. Рассчитаем цену продажи при предоставлении клиенту бонусов от цены продажи и скидок для проведения акций

Теперь рассмотрим ситуацию, когда производитель договаривается с сетью (дистрибьютором) о проведении 1 раз в 3 месяца акции с глубокой скидкой, например, в размере 30%, а также о проведении акции со скидкой 20% 1 раз в квартал. Как правило, скидка 30% будет действовать в течение двух недель, а скидка 20% будет действовать неделю.

Рассчитаем, какую цену должен предоставить производитель своему клиенту при условии предоставления скидки 30% и 20%. При этом производитель должен обеспечить себе плановую наценку. Для этого нам обязательно нужно знать, какую долю товара сеть (дистрибьютор) продаст в первой и второй акциях, а какую – в регулярных продажах (без акционных скидок).

Если взять усредненную текущую ситуацию, то в течение квартала примерно 45% товара будет продано в период проведения 30%-й акции, 25% товара продадут в период 20%-й акции, а 30% товара будут проданы в период отсутствия скидок (период регулярных продаж).

Получить информацию о долях продаж в акциях и в регулярных продажах можно разными способами:

Рассчитать цену продажи, при которой производитель сохранит для себя плановую наценку, можно по второй формуле Дубовика:

Например, себестоимость товара – 100 руб., плановая наценка производителя 20%. Производитель предоставляет клиенту бонус на маркетинговые услуги – 2% и ретробонус – 4%. Производитель согласовал с сетью (дистрибьютором) проведение акций со скидкой 30% и 20%.

От закупщика сети (дистрибьютора) известно, что до этого похожие акции показывали следующие распределения продаж: 45% товара предположительно будет продано в период проведения 30%-й акции, 25% товара продадут в период проведения 20%-й акции, а 30% товара будут проданы в период регулярных продаж (отсутствия скидок).

Воспользуемся второй формулой Дубовика:

Ответ на задачу

Вернемся к примеру, который я сформулировал в начале этого материала: производитель хочет продать свой товар в розничную сеть (или дистрибьютору). Себестоимость товара для производителя – 100 руб.

Задача: рассчитать, по какой цене производитель должен продать товар в сеть (дистрибьютору), чтобы обеспечить себе 20% наценки.

Условия сети (дистрибьютора): ретробонус 5%, а также раз в три месяца глубокая скидка 30% для проведения акции. Для решения задачи нам нужно узнать прогнозные доли продаж в акции и без акции.

Допустим, проанализировав текущую ситуацию по аналогичной товарной группе, закупщик клиента сообщил, что в течение квартала примерно 65% товара будет продано в период проведения акции, а 35% товара продадут в период отсутствия скидок.

Подставляем значения во вторую формулу Дубовика:

Итого, чтобы заработать 20% плановой наценки, в случае приведенных условий предоставления ретробонуса и акционной скидки, производитель должен продавать клиенту по 156,91 руб. товар с себестоимостью 100 руб.

Проверим это значение:

Расчет сделан верно. Итого, производитель должен зарабатывать 49% наценки в регулярных продажах и 4,35% наценки в акции, чтобы в приведенных условиях обеспечить себе суммарную плановую наценку 20%.

Важные выводы для покупателей в магазинах

Также читайте:

Смотреть комментарии