Продажи1422821

Краш-тест: 8 основных методик продаж

Обзор известных западных систем продаж. Плюсы и минусы каждой методики и рекомендации по применению.

В любые времена успех или крах любой компании определяется только объемом продаж и фактической прибылью. В XXI веке недостаточно знать все свойства продукта, уметь с артистизмом проводить презентации и быть хитрым переговорщиком-манипулятором. Обучая продавцов всем этим навыкам, вы готовите отдел продаж к прошлой «войне» и толкаете его на хаотичные продажи. Если вы не смогли внедрить систему управления продажами в благополучные времена, то во время кризиса, да еще с переходом в онлайн, есть все шансы полностью потерять контроль над процессом.

На западе службы продаж работают совершенно по-другому. На мировом рынке представлено более десятка различных методик и систем продаж. Я рассмотрю только восемь базовых методик, которые попробовал сам. Начинаем!

1. SPIN

Эту аббревиатуру каждый трактует по-разному. Нил Рэкхем – опытный психолог, набрался практического опыта, работая более 5 лет в Xerox в эпоху ее могущества совместно с Майклом Босвортом, вице-президентом по продажам, принимая участие в переговорах и обсуждениях потенциальных сделок. В результате Рэкхем породил манипуляционную SPIN, а Босворт стал отцом нескольких методик продаж, основанных на ценностном подходе.

Мое отношение к SPIN неоднозначное. После знакомства с этой методикой у меня сложились следующие впечатления:

Что включил в свой метод:

Что не понравилось:

Вывод: использовать в ограниченном количестве и без фанатизма.

2. N.E.A.T. Selling

Расшифровывается следующим образом:

В принципе, все лайфхаки правильные, тут нечего возразить. Подходит для вводного курса молодого бойца продаж. Для меня это был некий пинок для перехода от олдскульной ориентации на изучение всех свойств продукта и презентационных продаж к изучению потребностей клиента. Хорошо вправляет мозги поклонникам архаичных методик презентационных продаж XX века.

Что включил в свой метод:

Что не понравилось:

Вывод: можно использовать в небольших компаниях в качестве тестера при переходе от бессистемности к закону и порядку.

3. Conceptual Selling

Очередной шаг в правильном направлении от крупной компании. Как и в N.E.A.T. – фокус на выяснении потребностей и решении задач клиентов.

Методика более продвинутого класса. Во-первых, взята и адаптирована практика вопросов из SPIN по следующей простой схеме: получи информацию, обработай и презентуй, получи подтверждение. Во-вторых, введено определение процесса продаж и разработаны шаблоны для подготовки к переговорам. Формулы KPI позволяют руководителю оценивать производительность продавцов. С моей точки зрения не очень проработана технология управления ходом сделки.

Что включил в свой метод:

Что не понравилось:

Вывод: добротная система от солидного вендора.

4. Challenger sales

Фокус методики – набор приемов, направленных на развитие определенных навыков продаж продавца для воспитания «Челленджера».

Методика определяет 5 типов продавцов (мой вольный перевод с английского):

Воспитание проводится на примерах коммуникаций по следующей схеме:

В общем, все правильно. Тот же SPIN, только вид сбоку.

Что включил в свой метод:

Что не понравилось:

Вывод: подходит для продавцов без психологического образования и кому лень вникать во все тяжкие SPIN.

5. Sandler Sales Methodology 

Методика была разработана в далеком 1967 году. Введен постулат, что в процесс заключения сделки должны в равной мере вкладывать усилия как продавец, так и покупатель. Фокус, как и во многих других методиках, на болях потенциальных клиентов.

Процесс продаж разделен на семь этапов, в виде семи отсеков подводной лодки Сандлера.

Что включил в свой метод:

Что не понравилось:

Вывод: можно использовать в масштабе компании в качестве подготовительного этапа, перестройки отношения к процессу продаж, перед внедрением более серьезных методик.

6. M.E.D.D.I.C.

Хороший чек-лист для контроля хода сделки. В принципе, все вопросы по делу и РОП должен их задавать продавцу в процессе работы над сделкой.

Что включил в свой метод:

Что не понравилось:

Вывод: использовать в качестве чек-листа для контроля хода сделок.

7. Solution Selling

Прекрасное руководство для повышения эффективности службы продаж. Все аспекты и точки роста описаны детально и толково. Введено понятие синхронизации цикла продаж и цикла покупок. Описаны последовательные шаги реорганизации службы продаж. Введено определение процесса продаж как технологического процесса управления как отдельными сделками, так и всей службы продаж. Расписаны принципы перестройки службы маркетинга и ее взаимодействия со службой продаж.

Что включил в свой метод:

Что не понравилось:

Вывод: крайне полезная методика для тех, кто умеет думать, и заинтересован в росте продаж.

Но есть одно, но. Приведу пример: вам рассказали, как должен выглядеть и работать гоночный велосипед, как должны быть настроены узлы, из какого материала они должны быть сделаны и как они должны взаимодействовать. Но нет пошаговой инструкции по сборке с картинками и точек контроля узлов на схеме с указанием, когда их нужно контролировать.

8. Inbound Selling

Нетрадиционный подход к продажам. Согласно методике, продавец должен действовать по следующей схеме:

Один из главных принципов методики состоит в смене стандартного подхода на принцип: «Думай не только о том, что ты можешь дать клиенту, а еще о том, что он может дать твоему бизнесу, при условии, если ты четко понимаешь его проблемы и можешь их решить».

Еще один элемент новизны – смена традиционного подхода к процессу продаж: замена воронки продаж (sales funnel) на маховик (flywheel). При данном подходе клиент помещается в фокус, и каждая его проблема по бесконечному кругу проходит три стадии – привлечение, вовлечение, удовлетворение.

Клиента не передают по службам – например, из продаж в сервис. С ним работает команда по принципу единого окна. Маховик постоянно вращается, выискивая новые задачи и предлагая их решения.

Что включил в свой метод:

Что не понравилось:

Вывод: полезна для презентаций РОП, которые он проводит для генерального директора и акционеров: модно, нестандартно, свежо.

Итоги обзора 

Хочется отметить, что у всех этих методик есть два существенных недостатка:

  1. Они почти недоступны в РФ. Я имею в виду носителей методик.
  2. Они слишком дороги. В среднем 200 000 рублей на одного человека за двухдневный тренинг.

Что же собой представляет оптимальная методика или система управления продажами, которая применима для нашего бизнеса B2B. Метод ее разработки известен всем: нужно взять самое лучшее из существующих методик и настроить под специфику страны применения. Она должна быть проста в изучении и использовании, подобно конструктору Lego подстраиваться под любой бизнес и быть доступной по цене.

В результате получилось следующее:

  1. Содержит набор правил перевода системы продаж от презентационной модели к модели решения задач и проблем клиента.
  2. Содержит алгоритм разработки ценностного предложения на основе вашего продукта.
  3. Содержит описанный, стандартизированный и повторяемый процесс управления реализацией сделок. Не путать с книгой продаж XX века.
  4. Содержит набор шаблонов, позволяющих продавцу любого уровня последовательно двигать клиента к заключению сделки.
  5. Содержит набор контрольных точек, KPI и чек-листов, помогающих РОП полностью удаленно контролировать все потенциальные сделки отдела.
  6. Содержит набор правил для определения роли в сделке, позволяющих РОП принимать решения о своевременном выходе из бесперспективных сделок.
  7. Содержит инструменты для исключения из воронки продаж фейковых сделок при планировании.
  8. Может быть без труда реализована в CRM, для замены существующей «кучи мусора».

Читайте также:

Смотреть комментарии