Продажи150731

Как организовать работу персонала в рознице при повышенных нагрузках

Сравним работу розничного магазина в обычное время и в высокий сезон и выберем инструменты для повышения эффективности работы сотрудников при повышенных нагрузках.

Интересный факт: производительность труда в российских компаниях составляет на 25% ниже, чем на предприятиях в развитых странах. Но при этом большинство из нас постоянно испытывает повышенные нагрузки. Возможно, эти явления – низкая эффективность труда и повышенные нагрузки – связаны между собой. Попробуем разобраться.

Причиной низких показателей эффективности может быть перегрузка сотрудников. Часто она является следствием слабой стандартизации бизнес-процессов и дисциплины персонала. Отсюда можно проследить взаимосвязь: при высоких нагрузках сотрудники быстро устают, пропадает мотивация, и весь коллектив начинает заражаться негативным настроением.

Два блока в году по степени нагрузки

Предпосылки к повышенным нагрузкам могут быть разные, как и инструменты работы с каждой из них. Разобьем годовой период работы на два очевидных блока: обычный режим работы, когда нет всплесков продаж, и высокий сезон (периоды повышенных продаж, например, в канун Нового года, 8 марта или во время запуска новых коллекций):

  1. В обычный период работы перегрузки не должно быть, если бизнес-процессы созданы верно, и дисциплина персонала не хромает. Если чрезмерная нагрузка все-таки наблюдается, необходимо разбираться в ее причинах. И начать с анализа бизнес-процессов в магазинах: разложить их на этапы, подумать, где и за счет чего вы можете снизить нагрузку на персонал. Например, можно автоматизировать процессы или изменить сам процесс, сократить его. Необходимо обратить внимание на ряд факторов: на временное нормирование операций, сколько операций должно приходиться на одного сотрудника, какое количество клиентов ежедневно посещают магазин, сколько времени по вашему стандарту отведено на обслуживание одного покупателя и т. д. Разбирая пошагово все процессы в магазине, вы сможете стандартизировать работу сотрудников вплоть до времени, отведенного на наклеивание ценников на товар. Например, в одной из компаний, где я работала, было установлен такой норматив: при верной организации процесса смены ценников один сотрудник за час может проклеить 200 товаров. Это существенно сократило время, отведенное на переоценку ассортимента, с одной недели до двух дней. Для достижения подобного результата сотрудникам необходимо было выполнять детально описанную инструкцию. Если разложить все операции в магазине на детали, можно существенно снизить нагрузку на персонал и сократить расходы компании (например, на ФОТ).
  2. Период повышенных нагрузок. К высокому сезону нужно готовиться заблаговременно, четко продумав вашу стратегию на этот период. Определить необходимые объемы продаж и под этот план готовить товар, рекламу, маркетинговые акции, расходные материалы – все, что влияет на продажи и особенно на работу персонала.

Как готовиться к высокому сезону?

При повышенных нагрузках персонал не может все или длительное время работать эффективно, поэтому в рамках подготовки к высокому сезону важно:

Возникает вопрос – зачем привлекать временный персонал и нести дополнительные расходы? Все просто. Вы больше заработаете, не упустив тот трафик, который за существенный маркетинговый бюджет привели в магазин. Выполняя простые операции, временные сотрудники высвободят время опытным продавцам для обслуживания клиентов и доведения их до покупки. Временных сотрудников необходимо обязательно обучить, назначить им наставника, выдать инструкции (как действовать в той или иной ситуации). Это очень важно. Обязательно проверьте знания временного персонала по итогу обучения, проведя аттестацию.

Уничтожаем пожирателей времени

Помимо этого, важный момент для снижения нагрузки на персонал в высокий сезон – стандартизация всех процессов и сокращение времени на некоторые процессы. Найдите своих пожирателей времени и уничтожьте их.

Организуйте общий слет сотрудников, расскажите о целях и задачах. Научите их ускоренным бизнес-процессам, смоделируйте работу в команде, разберите сложные кейсы, которые могут возникнуть в высокий сезон. Замотивируйте персонал на свершения. Заразите сотрудников верой в результат и в высокие достижения. Так, для повышения мотивации можно запускать конкурсы для сотрудников – материальные и нематериальные. Например, лучшие по продажам поедут к морю, а первый продавец, выполнивший план на день, уходит с работы на час раньше и т. п. После высокого сезона отпустите сотрудников в отпуск или дайте увеличенные выходные для восстановления.

Таким образом, необходимо придерживаться двух принципов, которые помогут сохранить мотивацию и эффективность вашего персонала, да и добиваться высоких результатов, высоких продаж:

  1. В обычный период не должно быть перегрузки персонала, иначе это знак неправильно организованной работы.
  2. В сезон повышенных продаж правильная организация бизнес-процессов помогает снизить высокую нагрузку на персонал, повысить его эффективность и, соответственно, сделать хорошие продажи и получить большую прибыль.
Смотреть комментарии