Корпоративная практика1790

Аккредитация IT-компании: зачем она нужна и как пройти ее без боли

Какие компании и при каких условиях могут получить аккредитацию? Пошаговая инструкция по грамотному оформлению документов.

Оформление аккредитации – это право, а не обязанность компании. Однако без нее бизнес не сможет претендовать на уникальные преференции и послабления.

Для чего проходить аккредитацию

В качестве наиболее значимых и важных льгот можно выделить:

Для использования налоговых льгот недостаточно просто пройти аккредитацию. Есть допусловие: нужно получить не менее 70% прибыли от IT-продуктов. Если по итогам квартала доля выручки от профильной деятельности окажется меньше, платить налог и взносы придется в общем порядке.

Каковы условия аккредитации 

Пройти аккредитацию может исключительно юридическое лицо, поэтому, если вы ведете IT-бизнес, но зарегистрированы в качестве ИП, то рассмотрите вариант с открытием ООО. Положенные льготы и преференции могут перевесить дополнительные расходы и сложности с работой в качестве юрлица.

Базовые условия

Есть несколько базовых критериев, которым должна соответствовать любая IT-компания, претендующая на получение аккредитации. К ним относятся:

1. Работа под профильным кодом ОКВЭД. Всего таких кодов 27 и их перечень утвержден соответствующим постановлением Правительства РФ. Профильный ОКВЭД должен быть основным в ЕГРЮЛ, причем для некоторых видов деятельности также требуется указание дополнительных кодов.

Правило с дополнительным кодом распространяется на следующие основные ОКВЭД: 26.20.4, 26.30.16, 46.51.2, 47.91.2, 58.11, 58.13, 58.14, 58.19, 58.21, 58.29, 59.14, 60.10, 60.20, 63.91, 71.20.9, 73.11, 73.12, 73.20.1, 74.90.9, 85.30, 85.41, 85.42, 95.11. При ведении деятельности под любым из перечисленных кодов у компании обязательно должен быть дополнительный ОКВЭД из групп 62 либо 63.1 классификатора.

Предположим, основным кодом предприятия является 46.51.2 (оптовая торговля ПО). Чтобы бизнес мог претендовать на льготы, в качестве второго должен быть указан, например, 62.01 (разработка ПО). 

Помните об этом и при регистрации организации сразу указывайте в заявлении нужные коды. Если же уже работаете в сфере IT, но в силу тех или иных причин у организации нет ни одного ОКВЭД, необходимо обратиться в ИФНС и внести изменения в ЕГРЮЛ.

2. Наличие сведений о специфике деятельности IT-компании на официальном сайте организации. Речь идет как об информации о самой компании, так и о ее продуктах, услугах, успешных кейсах, отзывах клиентов. Учтите, что сайт обязательно должен быть в сегменте .ru или .рф.

3. Отсутствие задолженности перед бюджетом. У компании на момент подачи заявки не должно быть долгов по налогам и сборам на сумму больше 3 тыс. руб., а у директора – непогашенной судимости. Подтверждать отсутствие задолженности не нужно, ведомство самостоятельно запросит всю интересующую информацию.

4. Наличие разрешения на раскрытие налоговой тайны. Без этого уполномоченное ведомство не сможет убедиться, что бизнес соответствует установленным критериям, в частности, по объему выручки и размеру заработной платы сотрудников.

5. Организация не входит в перечень исключений. Банки, мобильные операторы, страховщики, компании с долей госучастия более 50% не могут претендовать на получение IT-аккредитации и всех связанных с этим льгот. 

Крупные компании могут выделять свои IT-подразделения в дочерние организации ради получения аккредитации – по согласованной позиции Минцифры и налоговой подобные действия не признаются дроблением бизнеса и не влекут соответствующих юридических последствий.

Дополнительные условия

Помимо основных требований, есть и дополнительные, зависящие от выбранного порядка получения аккредитации. Рассмотрим их подробнее.

1. Общий порядок

Этот вариант подходит развитым компаниям со стабильным доходом и высоким доходом сотрудников. Доптребования следующие:

Профильная деятельность, учитываемая при расчете дохода, отличается от кодов ОКВЭД. Например, в перечне, который утвержден отдельным приказом, есть такие направления, как обучение нейросетей или оказание услуг в сфере кибербезопасности.

2. Аккредитация правообладателей российского ПО

Такие заявители могут не платить высокую зарплату сотрудникам, но должны соблюдать иные предусмотренные условия:

3. Аккредитация стартапов 

Этот вариант подойдет начинающему бизнесу, у которого нет стабильного дохода либо он совсем небольшой. Условия здесь следующие:

Если в регионе регистрации бизнеса ведется реестр стартапов, то бизнес обязательно должен состоять в нем. По состоянию на конец 2024 года такие реестры были созданы в 9 субъектах страны: Москве, Татарстане, Башкортостане, Приморском крае, Нижегородской, Челябинской, Кемеровской, Амурской и Мурманской областях. Для компаний из других регионов данное требование не действует — достаточно просто соответствовать вышеперечисленным условиям. Однако учтите, что число субъектов с реестром постепенно расширяется.

Как оформить аккредитацию IT компании: пошаговая инструкция 

Вся процедура проходит через личный кабинет компании на Госуслугах. Заполнять документы и подавать заявление должен руководитель либо иное уполномоченное доверенностью лицо. Сам же процесс состоит из нескольких этапов:

При получении одобрения соответствующее уведомление появится в личном кабинете Госуслуг. Никаких дополнительных действий для получения права на использование льгот от руководства компании не требуется. Главное – следить за соблюдением всех критериев и периодически подтверждать эту информацию. 

Почему могут отказать в предоставлении аккредитации и что в этом случае делать

Исчерпывающий перечень причин, по которым заявителю могут отказать в аккредитации, закреплен в п. 17 Положения, утвержденного ПП РФ от 30.09.2022 № 1729. Как показывает практика, наиболее распространенными являются следующие:

При вынесении отказа ведомство обязательно разъясняет причины принятия решения. Если согласны с допущенной ошибкой – устраните проблему и подайте заявление еще раз. Если же считаете, что решение неправомерно, например, у вас требуют не предусмотренные регламентом документы, просят деньги или просто отказывают без объяснения причин, когда все условия соблюдены, то его можно обжаловать.

Есть три способа подать жалобу: через Госуслуги, по электронной почте или заказным письмом непосредственно в ведомство. В тексте важно грамотно изложить свои доводы и сослаться на необходимые нормы, поэтому при отсутствии у вас соответствующих знаний и опыта, имеет смысл доверить эту задачу специалисту.

Как подтвердить действующую аккредитацию

Сама аккредитация действует бессрочно, но раз в год получившая ее компания должна подтверждать соответствие всем критериям. Для этого до 1 июня необходимо подать через Госуслуги два документа (в ином случае бизнес автоматически лишат аккредитации):

Проверка проводится до 1 июля, причем ведомство смотрит как на представленные документы, так и на сведения от налоговой инспекции. При необходимости Минцифры вправе запросить дополнительную информацию – ее нужно предоставить в течение 5 рабочих дней.

Также один раз в год в отношении аккредитованной компании может проводиться внеплановая проверка. Если ведомство обнаружит, что бизнес перестал отвечать установленным требованиям, то аккредитацию могут отменить. 

Равно как и при получении отказа, это решение может быть обжаловано и отменено.

Отмечу, что компании, получившие аккредитацию после 1 апреля текущего года, а также организации, платившие страховые взносы в I квартале прошлого года по сниженным тарифам, от проверок освобождены.

Что может измениться

Весной 2024 года Минцифры разработало проект, который призван расширить и сделать аккредитацию более доступной, а также упростить сам процесс. В качестве основных изменений можно выделить:

По состоянию на апрель 2025 года эти поправки все еще находятся на этапе рассмотрения. Сказать, когда их примут и произойдет ли это вообще, невозможно. Однако, если проект все же продвинут, претендовать на аккредитацию сможет большее количество компаний, а процедура станет более удобной.

В заключение отмечу, что сегодня государство стремится всячески поддерживать IT-компании и есть все основания предполагать, что различных льгот и преференций будет становиться только больше. Поэтому, если ваш бизнес соответствует установленным критериям, нет ни единой причины откладывать вопрос с включением организации в реестр Минцифры.

Читайте также:

Смотреть комментарии