Корпоративная практика91757

Как продать бизнес «Сберу»: советы предпринимателям

История реального кейса по продаже бизнеса «Сберу» со списком конкретных действий на каждом этапе.

Мы основали сервис для общения с клиентами онлайн в 2011 году вместе с моим одногруппником. Начинали вдвоем, не привлекая инвестиций, и за несколько лет вырастили наш стартап так, что в 2021 году его захотел купить «Сбер». Рассказываю, как нам это удалось, и что нужно сделать собственнику перед продажей бизнеса.

Что такое Jivo

Сейчас Jivo — онлайн-сервис для общения с клиентами из разных каналов в одном приложении. Он позволяет:

Это облегчает жизнь менеджерам и позволяет не пропускать лиды (и, соответственно, прибыль) собственникам.

Конечно, далеко не все эти функции появились сразу. В 2011 году мы искали простой онлайн-консультант для сайта виртуальной АТС. На рынке не нашлось ничего подходящего: что-то было слишком дорого, что-то неудобно. В итоге мы решили сами создать такую программу.

Как все начиналось

Первая версия сервиса появилась в конце 2011 года, а в январе 2012 года мы официально зарегистрировали компанию JivoSite. Выбирая название, хотели подчеркнуть, что за сайтом с чатом стоят живые люди, готовые оперативно помочь. Далее функции продукта непрерывно развивались и вышли далеко за пределы сайтов, поэтому в 2020 году мы провели ребрендинг и скорректировали старое название на Jivo.

С самого начала мы решили все делать своими силами, без финансовой помощи со стороны, не хотели привлекать инвестиции и брать кредиты. Нанимать сотрудников тоже не было возможности. Мы работали из дома, сами проводили исследование рынка, сами помогали клиентам по техническим вопросам.

Вложили в компанию собственные средства — около 120 тыс. руб. Первую версию чата создали примерно за три месяца и предлагали всем знакомым предпринимателям ее протестировать, также искали клиентов на тематических форумах. К декабрю 2011 года в сервисе зарегистрировались около 900 компаний, выручка составила 11 тыс. руб. Уже через год виджет установили более трех тыс. раз, а выручка превысила 7 млн рублей.

К 2020 году мы собрали клиентскую базу из 246 тысяч пользователей и команду из 120 человек. Мы осознавали, что для дальнейшего роста нужно либо развиваться на других рынках (это уже было), либо объединиться с крупным игроком.

За год до этого мне уже поступало предложение о покупке компании, но тогда я еще не был готов к такому шагу. В 2020 году мы с партнером задумались о продаже серьезнее и стали изучать, как лучше всего это сделать.

Как выбрать консультанта для оценки бизнеса

Мы узнали, что перед продажей, любому бизнесу нужно пройти аудит — комплексную проверку независимой компанией. Своего консультанта мы выбрали по рекомендациям: команда Advance Capital специализируется на сопровождении сделок по покупке и продаже компаний, а еще имеет хорошую репутацию и большой опыт сделок в области IT.

Часто покупатели привлекают собственных консультантов — чтобы оценить стоимость и рентабельность потенциальной сделки. В этом случае проверку они оплачивают сами. Мы, например, перед продажей прошли три аудита от разных компаний, включая большую четверку.

Что оценивают аудиторы в первую очередь

При проведении аудита консультанты изучают множество параметров для финансово-обоснованной оценки: выручку, показатель EBITDA (объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации), скорость роста компании.

Но если у покупателя есть стратегический интерес к конкретному ресурсу бизнеса (продукт, рыночная доля, команда), то оценка может быть еще более глубокой и избирательной.

В среднем Due Diligence (масштабная проверка бизнес-партнера перед слиянием или заключением значимой сделки) занимает 2-3 месяца.

Могу сказать, что для собственника очень важно знать, сколько стоит его компания, как ее оценивают. Это дает уверенность, спокойствие на переговорах с покупателями и возможность выбрать самое выгодное предложение.

Как искать покупателей и вести переговоры о продаже бизнеса

Прежде всего можно обратиться к вышеупомянутым консультантам. В нашем случае в России было не более 10 компаний, которые могли бы купить нас, и мы поговорили со всеми. Mergers & Acquisitions (слияние и поглощение) — очень узкая тусовка, где все друг друга знают. Как правило, консультанты, которые помогают подготовить сделку, уже знакомы со всеми потенциальными покупателями.

Продавец встречается с заинтересованными лицами, рассказывает о бизнесе. Собственнику важно заранее продумать, какие детали компания готова раскрывать на этом этапе. Если говорить о SaaS-бизнесе как у нас, то можно раскрывать практически все, это не создаст больших рисков. Если же бизнес построен на уникальном рецепте, который хранится в сейфе, то с ключевыми деталями лучше не торопиться.

Когда обе стороны подтверждают, что заинтересованы в сделке, можно переходить к обсуждению ее условий. Например:

На основании этих условий, а также показателей роста, выручки и EBITDA формируется предварительная оценка.

Все договоренности фиксируются в Term Sheet — документе об основных условиях сделки. Как правило, в нем прописываются расходы сторон, цена, конфиденциальность и прочее. Далее стартует дью-дилидженс, по результатам которого оценка подтверждается или корректируется.

После формируется договор купли-продажи. В нашей сделке он состоял из 100 страниц. На этом этапе продавец привлекает независимого юриста для финальной проверки документов: он еще раз просматривает все нюансы, «шлифует» прописанные договоренности.

Наконец, стороны подписывают договор и следят за выполнением отлагательных условий (например, за получением одобрения ФАС, реструктуризацией бизнеса, переоформлением прав IP), после чего сделка закрывается.

Советы предпринимателям

Во-первых, каждому бизнесмену важно иметь планы на жизнь компании и без сделки — знать, куда развиваться, понимать ценности своего бизнеса. Если вы слишком заинтересованы в сделке, ваш покупатель будет в сильной позиции.

Во-вторых, важно найти нескольких покупателей и проконсультироваться с разными экспертами. Так вы будете чувствовать себя увереннее и сможете добиться оптимальных условий сделки.

Жизненно важно определить свою позицию относительно будущего компании. Благодаря четкому видению, мы вошли в экосистему сервисов «Сбера», но смогли сохранить независимость: сохранился бренд, команда, моя работа во главе компании. Мы по-прежнему обеспечиваем рост, но теперь с помощью новых инструментов и коллабораций. Для нас это новые вызовы и новые возможности.

Читайте также:

Смотреть комментарии