Корпоративная практика75436

25 идей, как выжать максимум из осенней активности на рынке

Как действовать наиболее эффективно осенью 2020 года? Этот чек-лист с интересными идеями можно смело применять на практике.

Взмах крыльев летучей мыши в соевом соусе внес существенные коррективы, и 2020 год стал неприятно особенным. Весна не задалась. Лето прошло с таким гробовым затишьем, что вместо сезонных колебаний на рынке была почти прямая — как на ЭКГ у больного после лечения подорожником. 

До сих пор точно неизвестно, будет вторая волна ковида или нет, прилетит ли к нам зимовать косяк черных лебедей или произойдет что-то еще. Но даже без дополнительных катаклизмов — оснований подорваться на отличненько этой осенью более чем достаточно. Как минимум три мощных фактора:

  1. Пик активности после выхода из «самоизоляций».
  2. Пик обычной осенней активности.
  3. Пик покупок в связи с проседанием рубля относительно доллара.

При этом все поиздержались, и конкуренция обещает быть лютой. Как сказал герой Микки Рурка в одном старом фильме: «На твоем месте, Кейси, я бы очень постарался».

Давайте посмотрим, как выжать максимум из своих ресурсов, технологий, креатива, рыночных возможностей — из всего, что только доступно. И в конце – бонус: несколько нестандартных решений. Итак, начинаем.

Подготовка

Что такое пик продаж? Максимальная нагрузка, при которой любое слабое звено тормозит всю цепочку целиком. Значит, первым делом нужно убедиться в том, что не будет прямых потерь по собственной вине. Например:

Что еще надо предусмотреть

Помните историю Роберта Тейлора, который купил все (!) дозаторы в США на год вперед перед выпуском жидкого мыла? Таким образом он создал и тут же монополизировал новый рынок, заработав миллионы. В обратную сторону это тоже работает — легко потерять доходы из-за «мелочей». Поэтому лучше заранее:

Важное дополнение — нужно проверить, что подрядчики сами готовы к осени. Любые задержки с их стороны будут крайне неприятны. Если есть сомнения, то возможно лучше наоборот часть внешних функций забрать под личный контроль и обеспечивать самостоятельно. 

Как мотивировать сотрудников

Собственники бизнеса часто упускают из виду такую мелочь, как мотивация персонала. Когда у тебя уже вторая почка заложена под очередной кредит для спасения компании, сложно понять раздолбаев, безмятежно ожидающих очередной зарплаты. С другой стороны, если они «сидят на окладах», откуда взяться стахановской самоотверженности? Лучше инициировать ее сверху:

Поставщикам и партнерам тоже нужна дополнительная мотивация. В жаркое время им придется выбирать, кому отгрузить первым, кого обслужить последним. Нужно найти способы не затеряться в очереди страждущих. 

Реклама и продвижение

Наконец, мотивация покупателей. Стимулирование спроса во время всеобщего ажиотажа — обманчиво легкое занятие.

С одной стороны, показатели по рынку и отрасли ползут вверх. Ситуация выглядит лучше, чем раньше. Так и есть, но вы не единственный, кто хочет этим воспользоваться. А количество свободных денег, да и времени тоже у покупателей ограничено. В этом году сильно ограничено, к сожалению. Поэтому битва за внимание идет не только с прямыми конкурентами. Покупатель может выбирать между новой зимней курткой и резиной, между мебелью и дровами. 

Варианты действий:

Чего лучше НЕ делать:

Как быть с вирусом?

Сейчас люди бывают двух видов — ковид-диссиденты и ковид-параноики. Первых гораздо больше, зато вторую группу поддерживают официальные органы. Так или иначе, странно игнорировать самую модную тему года. Поэтому:

Геотаргетинг успеха

Сражение за внимание покупателей идет не только онлайн, но и в брутальном физическом мире. Особенно в рознице и общепите. Тем более – в мобильной торговле, на ярмарках. Причем не обязательно на свежем воздухе, есть ведь много временных киосков в торговых центрах. Здесь нужно отметить пару моментов:

Нестандартные ходы

Раз заговорили о торговых лайфхаках, на ум приходят многочисленные истории про миллионеров, сколотивших состояния на торговле инструментами для золотоискателей. А джинсы! Целая индустрия выросла из крепкой спецодежды с заклепками.

Возможно, главный секрет конкуренции на переполненном рынке — продавать что-то полезное другим продавцам. Например, сдавать свои торговые помещения под чужие склады или офисы под корпоративы. 

Еще несколько идей:

Отдельное значение имеет тайминг. Буквально следовать инфо-поводам сезона — значит потеряться в общем гомоне таких же сообщений. Выделяются яркие ходы. Отмечайте 8 марта, потому что девушек всегда приятно поздравить. День Нептуна. Что угодно. Только не Новый год, потому что все поморщатся: «Ну вот, уже в сентябре начинают» (и никто не удивится, потому что прошлый раз некоторые начали в октябре). 

Аналитика

В идеале, у вас уже должна быть исчерпывающая информация, достаточная для трезвой оценки объемов закупок и продаж, сроков акций и рекламы под них. Очень важно синхронизировать всю цепочку, иначе потери неизбежны. В любом случае, следует вести учет — эти данные пригодятся в будущем. 

Асы продаж выстраивают сложную математику из метрик, задействуют QR-коды и автоматизацию для раздельного учета по товарным категориям, источникам лидов (в том числе в офлайн, но это уже высший пилотаж). 

По крайней мере, не упустите из виду два ключевых аспекта:

Читайте также:

Смотреть комментарии