Корпоративная практика437210

Цифровая трансформация: оптимизация расходов на юристов

Все чаще компании обходятся без штатных юристов. Как организовать правовую часть работы, не имея профильных специалистов?

Обилие информации в Интернете определенно нужно использовать во благо. Во благо бизнеса, естественно, и взыскания дебиторской задолженности (и не только).

Отслеживая течения бизнес-процессов в современных компаниях, нельзя не заметить несколько вполне сформировавшихся направлений. Одно из них: содержание юридических подразделений и сокращение расходов на них, вплоть до упразднения.

Впрочем, эта тенденция возникла не сегодня. Она началась с бухгалтеров, захвативших полномочия кадровиков, имевших юридическое образование и специализировавшихся в вопросах трудового права. Знакомая ситуация, не правда ли? Бухгалтер не только знает, что к чему в этом самом Трудовом кодексе, он еще и рассчитать, и уволить сможет, что называется, на «раз-два».

Бухгалтеры же победили и так называемых «налоговых» юристов, разбираясь в налоговых вопросах ничуть не хуже тех, кто носит соответствующее звание. Да что тут говорить: лично я не раз встречал в арбитражных судах в качестве представителей не юристов, о нет! А именно бухгалтеров с доверенностями на представление интересов. Про «природу» НДС, например, лучше всех расскажет бухгалтер, а про пресловутую «правовую природу» – налоговый юрист, если, конечно, кто-то его об этом попросит. А кто «разруливает» претензии налоговой? То-то же.

Однако к делу: вот и дошла очередь, собственно, до юристов как таковых.

Порой расходы на правовую сферу оказываются существенными, причем зачастую руководители, собственники не погружаются в «перипетии» идущих с участием компании судебных процессов, да и в работу юристов в принципе, считая ее «нужной» и важной по умолчанию.

Некоторые вовсе не имеют в штате юристов, экономя на зарплатах, но пользуются, по мере необходимости, привлеченными. Несмотря на различные мнения и опасения по данному вопросу, есть реалии, показывающие вполне конкретные результаты.

И вот о чем речь: в свете тотальной информатизации текущее положение дел таково, что функционал юриста с успехом может быть возложен на любого практически сотрудника с непрофильным образованием. Например, упомянутого уже бухгалтера. Или менеджера по закупкам. Нет, он, конечно, может попросить прибавки к жалованью, о чем чуть ниже, но всяк не столько, сколько запросит опытный гордостью, в коридорах судов на лавочках сидевший, дипломированный юрист.

Звучит несколько заносчиво, однако давайте разберемся, насколько?

Вот одна из реалий, вполне четко оформившаяся на текущий момент: называется по принципу права – «Суд знает законы» (Jura novit curia – лат.).

Проще говоря, судебный процесс не требует профессиональных знаний. Какой применить закон – должен знать судья, от сторон того не требуется. И впрямь: правоприменительная практика показывает, что, каких бы чудес ни наворотил в процессуальном документе тяжущийся – судья поправит, что нужно – подскажет. Все больше и больше процесс основывается на принципе справедливости, оставляя законность в сторонке.

А справедливость простая: что-то получил? Будь любезен, оплати. Не оплатил? Верни. Спрашивается: надо ли при таком раскладе иметь какие-либо знания в сфере права, судебного процесса? Зачастую даже там, где спор о праве действительно имеет место, в конечном итоге его разрешает именно судья, основываясь на личном усмотрении, а не на позициях сторон процесса.

Большинство дел, которыми завалены суды просты до безобразия и суть их можно обозначить, как «один должен другому».

Сегодня, к примеру, арбитражные суды уже встали на рельсы упрощения процедур: в ряде случаев не нужно присутствие сторон, свои доводы стороны могут озвучить в переписке, а сам суд может вовсе не указывать в решении, почему он его принял, просто выдав бумажку о взыскании долга. Если долг небольшой и бесспорный – то даже и доводы должника слушать никто не станет.

Далее, огромное количество разъяснений, консультаций, висящих в сети Интернет в прямом доступе, осветят практически все вопросы, связанные с «техникой» подачи исков, а если нужно – и применением закона.

Да и к тому же, умеющие составлять договоры справочно-правовые системы уверенно шатают стены юридического бастиона.

Электронный документооборот выбил из конкурентной среды тех, кто занимался доставкой документов в суд – теперь каждый может, сидя в офисе, запулить иск по электронным каналам связи прямиком в суд и отслеживать ход процесса, попивая чай. Не будучи, повторюсь, юристом. Да, и про видеоконференцсвязь не забываем.

Следует признать, что, дабы взыскать с кого-то что-то – сегодня уже не нужно профильных знаний.

Раз налаженная процедура, выработанная схема судебно-претензионной работы на предприятии позволит освободить компанию в дальнейшем от трат на юристов и адвокатов, как штатных, так и привлеченных. В этой схеме в качестве исполнителя будет заменяемый элемент, сотрудник, который механистически будет выполнять работу по врученному ему алгоритму, изредка и по необходимости советуясь с… Интернетом же.

Вот конкретный пример того, как налажена работа по судебно-правовой части одной из компаний:

Так что любому вновь прибывшему сотруднику, дабы взять под контроль «сложнейшие» процессы взыскания дебиторки, нужно потратить всего неделю на то, чтобы ознакомиться, где и что лежит, а впоследствии только подставлять актуальные циферки и буковки в шаблоны документов.

Вот, собственно, и все.

Да, безусловно, возникают и такие вопросы, которые требуют профессионального подхода, определенных навыков, где без помощи именно специализирующегося в той или иной сфере юриста не обойтись, но каждодневная деятельность, все же, скорее рутинна и однообразна, нежели непредсказуема и оригинальна.

Фото: unsplash

Смотреть комментарии