Корпоративная практика940224

Ваш руководитель все считает или полагается на авось?

Еще два типа собственников в классификации Дениса Перевезнова. Учитывайте особенности их стиля управления, строя рабочие отношения!

«Кто ваш руководитель – Коммерсант или Производственник?», – об этом я предложил поразмышлять менеджерам и специалистам, которые строят карьеру в производственных компаниях, относящихся к малому и среднему бизнесу. Но есть еще два не менее интересных типа руководителей. Я называю их «Финансист/Инвестор» и «Случайник». Второе определение – производное от двух слов: «случайность» и «чайник».

Девиз хозяина-финансиста:


ROI – коэффициент возвратности инвестиций, который показывает доходность на вложенный капитал в бизнес в текущий момент и регулярно оценивается в процессе деятельности инвестируемого объекта.

Девиз хозяина-случайника: «Бизнес есть для того, чтобы есть».

Руководитель-финансист

Как правило, приобретает уже действующее предприятие с определенной целью – получить доход от вложенных инвестиций. Если он не отдал данное предприятие в управление наемному менеджеру или тот не справился по какой-то причине, то возглавляет его сам. Руководитель-финансист очень сдержан в общении и очень внимателен к собеседнику: поддерживает все инициативы, на все предложения кивает и предварительно соглашается. При этом глаза остаются холодными, и, если присмотреться, видно, как в голове у него мелькают формулы и цифры. Регулярно присутствует в офисе. По нему, как говорится, часы можно сверять.

Основные интересы Финансиста – новости законодательства в области налогового права и бухгалтерского учета. Посещает семинары и тренинги «Как повысить прибыльность компании» или «1001 способ легально оптимизировать налоги». Решения принимает долго и сложно на основании разработанного бизнес-плана, в процессе исполнения постоянно контролирует основные финансовые показатели.

Бухгалтерия в такой компании – это не отдел, а воинствующие амазонки, которые подчиняются только верховному богу – ему! Им делегированы максимальные полномочия по текущему управлению предприятием, через их отчеты руководитель-финансист воспринимает действительность. Только бухгалтеры и экономисты говорят на доступном ему языке.

Отдел продаж у такого руководителя – это головная боль. Он постоянно сетует на то, что там работают люди, которые не могут грамотно и правильно оформить документы, ошибаются в процентах предоставляемых скидок и вообще мало поддаются систематизации, постоянно идут с вопросами об индивидуальном подходе к оценке работы и бонусам. Система мотивации менеджеров по продажам в такой компании – большая таблица с привязкой к десятку показателей с формулами, повышающими/понижающими коэффициентами в зависимости от различных параметров. Кроме руководителя-финансиста ее не понимает никто. Как следствие, менеджеры по продажам никогда не знают, какую премию получат в конце отчетного периода и слабо заточены на результат.

Если отдел продаж – головная боль, то отдел маркетинга – болезнь, которую ни самому посмотреть, ни людям показать. С точки зрения руководителя-финансиста, это очень затратное, мало просчитываемое подразделение. (Многие маркетологи возразят: есть методики финансовой оценки работы маркетологов. Да, согласен, но прямой корреляции по типу «дал рубль – получил через месяц два» нет). Итог: финансирование маркетинга по остаточному принципу. Основной набор маркетинговых инструментов: сайт, календарь, ручка. Возможна бесплатная информация в социальных сетях, но за счет инициативы самого маркетолога.

Производство на таких предприятиях – затратная необходимость. Основное внимание уделяется экономии: все делается с минимумом необходимых вложений. При выборе оборудования отдается предпочтение среднему сегменту по соотношению «стоимость/ функции/ производительность/ надежность/ бренд». Строгий учет материалов на всех этапах, минимизация отходов. Если есть условно-деловые отходы, то храним их с целью: а вдруг пригодятся? В инфраструктуру производства вкладывается по минимуму, очень рационально: главное, чтобы функции выполняло, а красота и комфорт на третьем месте. Рабочие мотивируются на четкое выполнение плана выработки и экономию материалов. Премия для них рассчитывается на основе такой же большой таблицы, как и для продавцов.

Типичная ситуация на предприятии, управляемом Финансистом: при невидимых коммерческо-производственных результатах – приемлемый доход для собственника. Такой результат достигается в основном за счет экономии средств на всех участках и благодаря «1001 способу оптимизации налогов».

Руководитель-случайник

В данную категорию руководителей я включаю все оставшиеся варианты: это могут быть абсолютно непохожие люди как по психотипу личности, так и манере управления, способу появления права собственности на компанию. Но попытаюсь создать «облако направлений».

Руководитель-случайник слабо разбирается во всех сферах деятельности компании: маркетинг, продажи, производство, экономика и финансы. Но при этом ему повезло. Он – хозяин.

Предприятие могло ему достаться разными путями:

Руководитель-случайник появляется в офисе довольно редко, в основном, чтобы забрать из кассы всю наличность для собственных нужд. Особо не вникает в проблемы. Ему скучно их выслушивать, и тем более решать. Его ждут уважаемые люди: «Леночка, я в боулинг!» (Comedy Club). У таких руководителей на первом месте регулярное поступление дохода от данного бизнеса. И если уровень поступлений удовлетворяет, то все остальное их мало интересует.

Описывать работу в подразделениях здесь не имеет смысла: безусловно, что-то делается, но структурированию не поддается. Типичная ситуация для предприятия, управляемого Случайником: во всех подразделениях бардак, собственник на Мальдивах.

К какому типу относится ваш генеральный

Определить это довольно просто. Надо ответить на несколько вопросов.

Как общаться с Финансистом и Случайником

В общении с руководителем-финансистом, независимо от занимаемой должности, будьте готовы все предложения подтверждать финансовыми расчетами. Всегда готовьте бизнес-план, по возможности заручитесь поддержкой бухгалтера или экономиста. Не ждите быстрого результата, помните: проверка расчетов и принятие решений – это не быстро.

Если вам «посчастливилось» попасть в компанию, которой управляет Случайник, то все зависит от того, какие цели вы преследуете:

Все выше перечисленные типы руководителей встречаются и в других областях деятельности, не только на производстве. Но я составил эти портреты на основе своего личного опыта, связанного с производством. Поэтому руководителей коммерческих или сервисных компаний так подробно описать не могу. Но при желании вы можете дополнить картину.

Смотреть комментарии