Корпоративная практика1970737

Почему управлять рисками важно комплексно

Система управления комплексными рисками, внедрение которой не потребует от менеджмента титанических усилий. Рецепт и ингредиенты.

В октябре 2017 года на портале Executive.ru прошла онлайн-конференция по корпоративным рискам. Где я представил систему управления комплексными рисками, ее структуру и практику внедрения на примере микрофинансовой организации. Интерес, проявленный участниками, подсказал идею отдельной статьи, посвященной этой теме. Дословный пересказ часового выступления был бы слишком громоздким. Поэтому я трансформировал его в более емкий материал, посвященный сути системы. А детали готов обсудить в форме диалога на форуме.

Стандартная система управления рисками

Устоявшаяся теория управления рисками состоит из нескольких этапов, представленных на схеме:

Основные посылы системы представлены в стандарте ISO 31000. Этот документ дает очень широкое пространство для действий, наверное, поэтому в сложившейся практике управления рисками система чаще остается недовнедренной. Причин много. Не все понимают, что надо делать и зачем это нужно, ведь явного экономического эффекта сразу и не видно. Это сложно и дорого. Это нужно делать постоянно и требуются специалисты по риск-менеджменту.

В сухом остатке: большая часть усилий в управлении рисками застревает на базовом уровне. Здесь начинаются проблемы с методами идентификации, с моделями оценки вероятных убытков и последствий реализации негативных событий. Но еще более сложным оказывается разработка мер по минимизации риска и последующая реализация этой программы.

Система, которую я хочу описать, создавалась с учетом сложившихся практик и тех результатов, которые они приносили.

Структура комплексных рисков

Краткая предыстория. Микрофинансовая организация встала перед необходимостью внедрения системы управления рисками. Это регуляторное требование, которое прописано в стандарте СРО. На начальный момент в компании было только управление кредитным риском, что заключалось в отслеживании качества скоринговой системы.

Аудит бизнес-архитектуры, который я проводил в этой организации, открыл ряд взаимосвязанных проблем, способных значительно повлиять на финансовые результаты бизнеса к концу года. Исходя из всего этого, было решено увязать программу организационных изменений с разработкой и внедрением системы управления рисками. Одним из требований было создание системы, которая управлялась бы не группой профильных специалистов по риск-менеджменту, а линейными руководителями и персоналом. Что мы и сделали совместно с менеджерами компании, опираясь на результаты аудита.

У каждой компании есть так называемые риски по умолчанию – те, что связаны с основным видом деятельности. Но каждый бизнес также испытывает на себе воздействие косвенных рисков: они могут быть одинаковыми для всех компаний на рынке, как например отраслевые риски, а могут быть специфическими для одной конкретной компании: например, специфические каналы привлечения клиентов. Эти риски зачастую бывают опаснее рисков по умолчанию, но по какой-то причине их игнорируют, что в итоге отражается в форме убытков. Мы решили не упускать из виду оба класса рисков и сгруппировали их в связанные категории. Получилась схема, отражающая структуру комплексного риска:

Мы определили комплексные риски, как группы рисков, специфически связанные с определенными функциональными элементами компании, и способные вызвать кумулятивный эффект – негативный или позитивный.

Система управления комплексными рисками

Теперь непосредственно о том, из чего состоит такая система и какие функции выполняет. Для наглядности вся ее архитектура представлена на одной схеме:

Увеличить изображение

Кратко о каждом компоненте инфраструктуры. Идентификация рисков производится по принципу сверху вниз: определяются ключевые категории рисков для каждого функционального элемента компании. Делается это с помощью матрицы комплексных рисков и таблицы консолидации, шаблоны которых вы найдете в приложениях к этой статье:

Матрица комплексных рисков

Таблицы консолидации и структурирования реестра рисков

Изначально ключевых категорий рисков десять:

Вы можете этот список сократить или дополнить, исходя из особых потребностей своей компании. После завершения этой части работы для каждой категории определяются собственно те риски, возникновение которых может привести к некоторым последствиям. Зная на опыте, что этот процесс очень сложный и кропотливый, я разработал риск-фреймворк, в котором собрал часто встречающиеся риск-события. Он помог линейному менеджменту микрофинансовой организации быстрее сформировать реестр рисков.

Оценка рисков

После того, как в ходе нашего проекта риски были детализированы, пришла очередь их оценки. После нескольких итераций мы определили наиболее приемлемые методы, использовать которые мог каждый руководитель подразделения. Из количественных методов это – оценка через математическое ожидание, метод экстраполяции и оценка через системную зависимость. Из качественных методов – экспертная оценка. Детали каждого метода я здесь не описываю.

Для целей мониторинга и анализа полезно построить профиль риска. Это нужно делать после оценки всего реестра, так как эта процедура строится на количественных характеристиках: суммарные потери, доля от общего числа.

Следующий компонент системы управления комплексными рисками – разработка превентивной риск-стратегии. Это второй по величине и первый по сложности раздел. Он включает в себя ретроспективный анализ реализованных рисков, описание факторов риска и превентивных действий для их минимизации, расчет допустимых и критических порогов риска. В завершении этого раздела идет разработка мер по трансформации риска и описание требований к системе инцидентов.

Ретроспективный анализ проводится для понимания структуры конкретных рисков, без этого будет сложно сформировать действительно эффективную риск-стратегию. Исследование реализованных рисков проходит на трех уровнях в самой компании, в ее продуктовом сегменте и в отрасли (лучше всего, если при этом рассматриваются и смежные отрасли).

Ретроспективный анализ позволяет определить факторы риска, которыми нужно дополнить сформированный ранее реестр. После этого для каждого фактора определяется размер допустимого и критического риска. Исходя из внутреннего распределения, свойственного конкретной компании, рассчитывается доля допустимого риска, которая отслеживается в ходе мониторинга. Для всех ключевых рисков – тех, что в случае реализации дают 80% убытков – определяются сигнальные пороги. По мере приближения к «красной черте» сотрудники компании предпринимают те или иные меры по минимизации последствий.

Превентивная риск-стратегия

Когда становится известна цена риска, разрабатываются действия, способные снизить ее. Есть несколько наиболее эффективных подходов:

Разработка превентивной риск-стратегии заканчивается определением критериев для системы инцидентов: признаки инцидента, алгоритм реализации и другие. Она нужна для эффективного мониторинга рисков. Эту систему можно полностью автоматизировать, что позволяет снизить затраты на ее обслуживание и сопровождение.

Мониторинг опасных событий

Следующий раздел – контроль риска. Он включает в себя непосредственно мониторинг риск-событий, учет реализованного риска и отчетность по установленным периодам. Этот процесс, как и предыдущие, должен быть задокументирован и оформлен в политике по управлению рисками.

Мониторинг риска может проходить снизу-вверх или сверху-вниз. Во втором случае руководитель самостоятельно собирает информацию о рисках со своих подчиненных и ведет учет их реализации. В первом, сотрудники, в чьей зоне ответственности находится тот или иной риск, по определенной процедуре отслеживают риск-события и передают информацию руководителю, а он в свою очередь консолидирует ее и определяет степень воздействия на риск. Такой подход к мониторингу хорошо дополнить уровнями, когда сотрудник сам может принять решение по воздействию на риск, а когда он должен эскалировать его выше. Этот вариант мониторинга и был реализован в МФО.

Аллокация риска

Аллокация – распределение информации о рисках по функциональным элементам компании и организационной структуре в соответствии с их спецификой. Это первичный механизм интеграции системы управления рисками в общую структуру компании, как по вертикали, так и по горизонтали.

Для эффективного планирования этого процесса мы использовали модель бизнес-архитектуры, с помощью которой в начале структурировали риски по функциональным элементам компании. Эта модель позволяет связать каждое подразделение с определенной категорией риска, а затем определить, какую именно информацию нужно транслировать. Важно отметить, что аллокация риска должна предусматривать систему обратной связи как вверх, так и вниз. Без этого она будет малоэффективна.

Для увеличения пользы в системе аллокации необходимо создать три уровня доступной информации, которые будут покрывать потребности в ней в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе:

Актуализация рисков

Последний раздел системы управления комплексными рисками. Это регламентная процедура, которая проводится в определенный период (желательно строго установленный). Он чем-то схож с идентификацией и разработкой превентивной риск-стратегии, так как требует повторной переоценки риск-событий в реестре и корректировки в действиях. Это необходимый процесс, так как он позволяет системе не застаревать, а оставаться в надлежащем положении.

Управлять актуализацией должна команда, которая разрабатывала реестр и риск-стратегию – то есть менеджмент компании. Проводить эту работу лучше ежемесячно. Другой вариант, если вся система управления рисками ставилась извне, то аудит и актуализацию можно проводить раз в полгода, но никак не реже. Иначе эффективность управления рисками может значительно снизиться.

Моделирование системы управления рисками

Проектируя любую сложную систему, желательно проверить ее в безопасной среде. С современными средствами имитации это становится все доступнее. Учитывая, что представленная здесь система управления комплексными рисками тесно связана с факторным анализом, сделать это будет проще, так как есть четкое разделение на фактор и его переменную.

Можно имитировать работу как отдельного функционального элемента с его набором категорий риска, так и всей системы в целом. Разница лишь в сложности создания модели. Такое решение будет особенно верным, так как любому значительному изменению всегда сопутствуют сопоставимые траты. Имитационное моделирование – это относительно недорого и безопасно. В зависимости от инструмента моделирования можно сделать это или самостоятельно, или наняв специалистов со стороны.

В МФО мы создавали имитационную модель системы управления рисками для трех функциональных элементов в отдельности: риски, связанные с финансовыми потоками, риски в бизнес-процессах и информационные риски. Среда моделирования – AnyLogic.

Почему управление рисками так актуально

Тема управления рисками снова набирает обороты. Когда экономика идет на спад, компании ищут пути для повышения своей эффективности в новой обостренной среде. Но нужно понимать, что внедрение принципов управления рисками не может быть временной мерой – только на период, когда все не очень хорошо. Эти принципы должны действовать постоянно и развиваться вместе с компанией.

Правильная интеграция системы управления рисками способна поднять уровень бизнеса на несколько ступеней выше среднеотраслевого. Причин здесь несколько. Первая: перед внедрением системы управления рисками проводится аудит бизнеса, в ходе которого определяются слабые места, документируются процессы, формируется обстоятельное представление о структуре компании. Это позволяет найти точки, где не до конца используется имеющийся потенциал, или наоборот, найти участки, которые давно пора изменить или убрать совсем.

Второе: культура управления рисками заставляет по-другому мыслить сотрудников. Каждое решение, если оно взвешено на риск, будет с большей вероятностью реализовано, а, значит, частота успешных решений возрастает, – и шансы на подъем экономики компании.

И третье: умение определять комплексные риски формирует у руководства компании более масштабное видение окружающей бизнес-среды. Такой взгляд позволяет гораздо дальше видеть горизонты будущих перспектив, а, значит, дает возможность заранее подготовиться к переменам.

Смотреть комментарии