Корпоративная практика110566

Говорите проще! Как повысить качество делового общения

Оцените, в каком квадрате матрицы коммуникаций находится ваша компания. И узнайте, как переместиться в самый эффективный квадрат.

Как принято общаться у вас в коллективе? Насколько понятно вы лично доносите мысль, когда обсуждаете что-то с коллегами или бизнес-партнерами, или выступаете перед аудиторией? Чтобы оценить это, посмотрите на матрицу качества коммуникации:

На этой матрице две оси:

1. По вертикали измерьте содержание общения – ту информацию, которую вы стремитесь доносить до своих собеседников: от самых простых (например, бытовых) тем и до самых сложных (теории струн или алгоритмов обучения искусственного интеллекта). Это содержание можно разделить на две равные части: «Простое» и «Сложное».

2. По горизонтали измерьте уровень понятности изложения материала: простоту или сложность терминов, определений, примеров, метафор, которые вы обычно используете. Доходчивость подачи информации также можно разделить на две равные части: «Просто» (как для пятилетнего ребенка) и «Сложно» (как для очень образованного и хорошо мыслящего профи).

Пересечение этих двух разделителей образует четыре квадрата:

1. Просто о Простом. Это большинство разговоров, как на рабочие, так и на бытовые темы.

2. Сложно о Простом. Таких разговоров тоже много. При этом говорящий может излагать свои мысли сложно, как неумышленно (в силу своих особенностей, или отсутствия достаточных навыков), так и вполне умышленно (о чем чуть дальше).

3. Сложно о Сложном. Здесь все очевидно: тема сложная, поэтому и объяснение тоже вовсе непростое.

4. Просто о Сложном. Слушать такого собеседника / выступающего одно удовольствие: вроде бы и сложнейший вопрос излагает, а делает это такими доступными словами и на таких понятных примерах, что все легко и быстро раскладывается по полочкам. Слушающий может ухватить главное и затем вполне сносно пересказать усвоенный материал.

С первым квадратом все понятно: что обсуждать простое? С третьим тоже все понятно: материал сложный, поэтому излагать / объяснять его сложно. Но давайте повнимательнее еще раз взглянем на второй и четвертый квадраты.

Какие менеджеры лучше всего воспринимаются коллегами и контрагентами в вашей компании? Ну, конечно же, из четвертого квадрата: те, кто любой сложный и запутанный вопрос могут изложить просто, быстро и понятно. И дальше, когда все понимают суть темы, уже можно анализировать варианты и договариваться о предпринимаемых действиях.

А какая модель передачи знаний и обучения навыкам лучше всего монетизируется их носителями лично? Конечно, из второго квадрата: «Сложно о Простом»! Ведь если допустить прозрачность и простоту коммуникаций в профессиональной области, которой занимаешься, за которую отвечаешь в коллективе или которую «продаешь» своим клиентам, то может выясниться, что:

А если напустить тумана вокруг своего функционала или темы, за которую отвечаешь, и при этом обеспечить, как минимум, сносный результат работы, то тогда картина другая:

Ну, а дальше такая «выигрышная личная карьерная стратегия» предполагает, что нужно регулярно и методично светиться на бизнес-конференциях и «открыто делиться с коллегами результатами передового опыта своей компании». В итоге с карьерой будет все отлично, хантеры будут за тобой внимательно наблюдать и регулярно перепродавать новым работодателям на все более выгодных для тебя условиях.

Знакомый сценарий? Есть среди ваших знакомых такие персонажи? Теперь понимаете, что часть коллег, которые рассуждают сложно о простом, могут делать это преднамеренно!? Догадываетесь, кто эти люди в вашей компании? Может, имеет смысл хоть изредка спрашивать у них прямо: зачем?

Теперь возвращаемся к изначальному вопросу в этой статье. Насколько просто и понятно принято общаться у вас в коллективе? Вот несколько рекомендаций по поводу того, как улучшить качество общения.

Проверено на опыте многих личных проектов: через короткое время эффективность общения вырастет, а в коллективе станет больше настоящих профессионалов, искренне заинтересованных в развитии бизнеса через развитие своих коллег. А всех остальных, если они будут по-прежнему строить «личные успешные карьеры», вы без сожаления оставите за бортом.

Смотреть комментарии