Корпоративная практика722310

Как выбрать тренера-консультанта для стратегической сессии

Пять проверочных вопросов, которые нужно задать, чтобы отличить дилетанта от профессионала, который даст результат.

Стратегическая сессия – это уникальный ресурс развития эффективности бизнеса и управленческой команды на годы вперед. Вся соль в том, что эта работа в компании должна готовиться и проводиться совместно с профессионалом или профессионалами, чей настрой на результат должен быть не меньше, чем настрой топ-менеджеров и собственников.

Никто не профессионал в выборе консультантов и тренеров по стратегическому планированию, но есть пять проверенных вопросов, которые помогут вам сделать верный выбор и избежать неверного. И поверьте: торопиться с выбором не стоит, равно как и не стоит терять время, если ваш кандидат подтвердил свою квалификацию и отношение к делу.

1. Что будет наилучшим результатом стратегического планирования?

Стратегическое планирование – это проектирование будущего, анализ настоящего, мозговой штурм, снятие фрустрации и командообразование, сопровождающиеся разработкой стратегических векторов развития, распределением задач, календарным планированием, формированием кодекса норм и отношений руководства и сотрудников во взаимодействии с партнерами, клиентами. Очевидно, что тренер-консультант, который будет отвечать на поставленный вопрос, должен понимать возможности стратегического планирования и видеть результаты, к которым должна привести эта работа:

2. Какие примеры стратегических сессий, которые вы проводили, можете привести?

Конечно, тренер-консультант по стратегическому планированию должен иметь четкое представление о проектируемых целях и причинах их приоритетности для компаний-клиентов и их управленческих команд. Забавный случай. Однажды мы столкнулись с русскоязычным псевдоконсультантом, который с успехом пускал пыль в глаза клиентам, рассказывая о своем опыте работы в лондонском офисе McKinsey. После тщательной проверки оказалось, что «эксперт» работал в Лондоне в качестве курьера знаменитой консалтинговой компании и мог читать отчеты, подготовленные для клиентов. В общем, нужно быть начеку и рекомендательные письма могут так же быть полезны, как и запрос устных рекомендаций.

3. Что вы будете делать, если мнения собственника (топ-менеджера) и управленческой команды разойдутся?

Настрой участников стратегической сессии на конструктивный и созидательный диалог – это важный фактор успеха, но не всегда закономерный при наличии противоречий внутри управленческой команды, особенно если управленцы представляют интересы отдельных собственников и акционеров. Именно поэтому очень важно понимать, способен ли тренер-консультант управлять групповой динамикой. Для этого попросите его описать примеры из своей практики, когда разные участники сессии демонстрировали разные взгляды на развитие компании. Пусть он расскажет, какими способами он сумел урегулировать разногласия, чтобы достичь поставленных перед ним экспериментальных целей. Вы можете даже смоделировать конфликт интересов на встрече или Skype-консультации и предложить тренеру урегулировать его в режиме реального времени.

4. Можете привести примеры удачных и неудачных сессий, который вы проводили?

Это один из самых откровенных вопросов, которые вы можете задать. Единственное: я не рекомендую настаивать на том, чтобы консультант упоминал название компаний. Умение хранить конфиденциальность сведений о заказчике – это важная часть профессии. Рассказ о примерах неудачных сессий – это хорошая страховка от неудачи, поскольку позволит вам как заказчику подготовиться и понять, что в действиях собственников и управленцев может негативно повлиять на ход планирования.

5. Какие рекомендации по организации сессии вы можете дать?

Ни на чем не настаивайте, не давайте подсказок. Просто задайте откровенный вопрос: начинающийся со слов: «Какие рекомендации…?» От подлинного профессионала вы получите много ценных идей по составу участников, формату сессии, роли учредителей, месту проведения, оповещения участников и защиты конфиденциальности результатов стратегического планирования. И даже если консультант такого уровня будет не по карману, вы сможете учесть его предложения при подготовке и проведении сессии с участием специалиста, готового оценить свои услуги дешевле. Правда экономить на консультанте по стратегическому планированию – это все равно, что экономить на враче, сопровождающем беременность и клинике, принимающей роды. Ну, вы понимаете…

Да, и помните: требовать от консультанта иметь бизнес больше, чем у вас – все равно, что требовать от лечащего врача иметь лучше, чем у вас здоровье. Скорее нужно предъявлять требование – иметь больше чем у других врачей процент вылечившихся пациентов.

Смотреть комментарии