Маркетинг2301

Как малому бизнесу сегментировать аудиторию, если ресурсы ограничены

Какие ограничения и возможности есть у мелких предпринимателей в процессе описания портрета целевого клиента? Как лучше узнать потребности своих покупателей?

Я нередко работаю с руководителями малого и среднего бизнеса и замечаю, что далеко не каждый из них может предоставить конкретные данные, на какую аудиторию работает. В основном, это настолько общее описание потенциального потребителя, что под него подойдет даже кошка соседа. Возможно, предприниматель и знает, как сегментировать целевую аудиторию (ЦА), но не видит в этом смысла: «Ведь все и так работает!».

В этой статье поговорим про сегментацию ЦА: зачем нужна и главное, как ее осуществить малому бизнесу, у которого и так ресурсы достаточно ограничены.

Зачем нужна сегментация ЦА

Под этим термином я понимаю процесс разделения клиентов на подгруппы на основе определенных характеристик, таких как демография, поведение, интересы и других факторов.

На первый взгляд может показаться, что сегментация – это пустая трата времени: «Ну вот зачем мне знать, что офисные сотрудники – основные потребители кофе – любят еще и зависать в интернете, гулять с собакой и мечтают о быстром транспорте до работы?». А все становится намного интереснее, когда оказывается, что все эти дополнительные знания позволяют:

Какие виды и методы сегментации выделяют

Существует несколько видов сегментации, которые фокусируются на определенных показателях ЦА. Иногда необходимо провести один конкретный сегмент ЦА, а иногда важно комбинировать эти показатели для более точных корреляций.

  1. Демографическая сегментация. Разделение аудитории по возрасту, полу, уровню дохода, образованию и другим социально-демографическим признакам.​ Например: магазин одежды может настраивать таргет с разными типами украшений для молодежи и для взрослой аудитории, учитывая их предпочтения и стиль.
  2. Географическая сегментация. Конкретизация местоположения клиентов: страна, регион, город, климатическая зона. Пример: кафе в самом центре Санкт-Петербурга может ориентироваться на иностранных гостей, предлагая меню на нескольких языках, тем самым расширяя свою аудиторию.​
  3. Поведенческая сегментация. Анализ поведения клиентов: частота покупок, лояльность, реакция на акции.​ Например: интернет-магазин может выделить клиентов, которые часто совершают покупки, и предложить им программу лояльности или дополнительные акции, что повысит лояльность этого клиента и вполне вероятно запустит механизм «сарафанного радио».​
  4. Психографическая сегментация. Разделение клиентов по особенностям образа жизни, ценностей, интересов и мнений.​ Так, фитнес-клуб предложит различные программы для тех, кто стремится к похудению, и для тех, кто хочет набрать мышечную массу. Это логичное разделение позволит удовлетворить потребности двух разных категорий одной ЦА.

Метод 5W Марка Шеррингтона

Частично совмещает предыдущие методики и основывается на ключевых пяти вопросах:

По этим пяти вопросам нужно провести детальный анализ и сделать примерно такое описание на примере магазина детских игрушек:

Где искать информацию о клиентах: ключевые источники

  1. CRM-системы. Позволяют собирать и анализировать данные о клиентах, их покупках и предпочтениях.​ С помощью этих платформ проще выделить сегмент клиентов, часто приобретающих определенные товары, и предложить им специальные акции.​
  2. Аналитика веб-сайта. Позволит отслеживать поведение посетителей на сайте: какие страницы они посещают, сколько времени проводят, какими товарами интересуются.​ Например, анализ может показать, что определенный сегмент пользователей часто просматривает раздел с акциями, что может свидетельствовать о ценовой чувствительности.​
  3. Опросы и обратная связь. Самый простой способ – это спросить саму аудиторию, что ей нравится и что хочется улучшить. Сбор информации напрямую от клиентов через опросы, отзывы и формы обратной связи позволит точнее попадать в их пожелания. Кажется, что мало кто согласится на опрос, но если предложить за это небольшой бонус, при этом договорившись о честной обратной связи, то шанс получить корректные данные увеличится.​

В чем особенность сегментации ЦА в малом бизнесе

В отличие от крупных компаний, у мелких предпринимателей есть свои реалии и ограничения, которые влияют на подход к сегментации. И не все из них отрицательные. У малого бизнеса есть и свои козыри в рукаве при работе с аудиторией.

1. Меньше данных – больше наблюдения

Малый бизнес часто не имеет доступа к большим массивам аналитики. Но есть возможность наблюдать за клиентами напрямую, спрашивать мнение и настраивать процессы «вручную». Владелец кофейни может лично опросить гостей, выяснив, какие напитки пользуются спросом утром, а какие вечером. Если хорошо выстроена коммуникация с аудиторией, люди будут только рады поучаствовать в улучшении продукта.

2. Гибкость в адаптации

Малый бизнес может быстро менять подходы, тестировать гипотезы и моментально реагировать на изменения. Увидев, что у новых клиентов высокий интерес к напиткам на растительном молоке, кофейня может за пару дней внедрить альтернативное меню. Этот процесс произойдет намного быстрее, потому что чаще всего в малом бизнесе процесс согласования новых решений проходит оперативнее, нежели в крупных компаниях.

3. Близость к потребителю

Для малого бизнеса клиент – это не «цифра в отчете», а часто знакомое лицо. Это позволяет лучше понимать потребности, эмоции покупателя и лучше попадать в его запрос.

4. Ограниченные каналы продвижения

Малый бизнес редко может себе позволить ТВ или наружную рекламу. Зато может точно выбирать локальные каналы, которые работают в рамках конкретного сегмента: местные соцсети, районные Telegram-паблики, сарафанное радио.

Как начать сегментацию в малом бизнесе

Собрал в одном алгоритме понятные действия, которые нужно последовательно выполнить, чтобы разработать сегментированное описание целевой аудитории.

  1. Соберите данные о клиентах. Используйте все возможные и доступные источники информации: анкеты, опросы, аналитику сайта и соцсетей.​
  2. Выберите критерии сегментации. Определите, какие характеристики наиболее важны для бизнеса. Учитывайте особенности вашей продукции и региона.
  3. Разделите аудиторию. Используйте выбранные критерии для создания подгрупп.​ Выделите корреляции между различными подгруппами, которые можно будет затем использовать.
  4. Создайте персонализированные предложения. Разработайте маркетинговые кампании, ориентированные на каждый сегмент.​
  5. Анализируйте результаты. Отслеживайте эффективность кампаний и корректируйте стратегии при необходимости. Важно помнить, что ЦА может меняться под действием социальных и исторических процессов, поэтому регулярно обновляйте данные об аудитории на основе полученных результатов.

Расскажите о вашем опыте сбора данных о ЦА и опыте сегментации в комментариях.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Смотреть комментарии