Маркетинг544826

12 грязных методов продвижения, которые могут разрушить вашу компанию

Чем опасны нечестные методы раскрутки и продвижения? Разбор провальных ситуаций в крупных компаниях.

Принято считать, что обман помогает добиваться успеха. Стереотипные мысли на этот счет звучат так: «Ну конечно, он выиграл. Потому что действовал нечестно».

Иногда так действительно получается. Например, почти документальное кино «Социальная сеть» повествует об оригинальной трактовке подряда на айтехнические работы неким Марком Цукербергом. В ходе изучения задачи он подумал, что и сам неплохо справится. Без заказчиков. Результат хорошо известен — популярная в мире, но ныне запрещенная в России социальная сеть.

На таких сомнительных кейсах и держится воровская романтика в бизнесе. Действительно, зачем надрываться годами, десятилетиями, если можно срезать огромный угол к успеху и сразу сорвать банк?

Моя любимая история про «темную чашу весов» — легенда о призрачном парковщике. Согласно байке, очень долгое время туристические автобусы и вообще любой наземный транспорт оплачивал билеты за парковку рядом с какой-то достопримечательностью. В один прекрасный день парковщик не вышел на работу. Когда возмущенные водители начали искать его сменщика, выяснилось что никакой парковки там на самом деле нет и никогда не было. Кто-то просто собрал несколько миллионов наличными и растворился в закате.

Фактчекинг по слову «парковщик» наводит на мысли о том, что это сказка. Нет четкой локации, мутные расплывчатые упоминания. Кроме того, трудно допустить, что где-то настолько отсутствует контроль.

Во всяком случае не онлайн. Ситуацию в digital гораздо лучше описывает другой фильм – «Поймай меня, если сможешь». Там тоже дерзкий герой, который поначалу водит всех за нос. Но заканчивает он сначала в тюрьме, а потом на коротком поводке у спецслужб. Такая логика гораздо ближе к тому, на что можно рассчитывать при выборе «легких» путей.

Для начала – примеры провалов и успехов в крупных компаниях, а потом – 12 методов продвижения, которые не стоит применять.

Антипримеры: когда обман не удался

Речь не только о явно криминальной хронике, вроде недавней посадки на четверть века основателя крипто биржи FTX Бэнкмана-Фрида. Он, по сути, украл деньги клиентов. Хотя начиналось все тоже с подлогов и обманов, там явная уголовка. 

Есть длинный список случаев значительно «тоньше», если можно так выразиться. Например:

Но есть и другие истории – они, как в доброй сказке, демонстрируют преимущество честности.

Кейсы со знаком плюс

Примечательно, что хороших историй гораздо меньше. Тем не менее они тоже встречаются, несмотря на людские страсти и алчность капитала.

Можно ли из всего этого сделать далеко идущий вывод, будто честность всегда выгоднее? Считаю, что да. Во всяком случае, в среднем за долгий период времени добросовестное отношение окупается. Тогда как резкие нечестные движения обычно ведут к убыткам.

Чего стоит избегать в рекламе и продажах

Давайте вспомним о нечистоплотных методах, которыми так часто грешит рынок. Любой, к сожалению. Но не все игроки! Вот почему стоит быть в числе хороших парней и девчонок.

Обман в онлайне:

  1. Спам. Очевидно тупиковый способ достучаться до своей ЦА, вызвав при этом ненависть у миллионов других адресатов. Рынок отвечает спам-фильтрами, девальвацией лояльности, понижающими коэффициентами и банами в поисковых системах, на маркетплейсах. 
  2. Покупка баз данных. То, что одни покупают, другие, как правило, украли. Это уже не совсем даже «серый» рынок, скорее определенно черный. Использовать можно в основном для спама, других нечестных методов продвижения. 
  3. Накрутки. Количество подписчиков, клиентов, кейсов, лайки, другие активности. Все пытаются завышать, и, как правило, напрасно. Самые радикальные последствия — площадки закроют «перегретый» аккаунт, и это подытожит все иллюзорные выгоды.
  4. Фарминг аккаунтов. Тоже накрутки, только глубже. С помощью виртуальных кукол иногда пытаются манипулировать общественным мнением и рейтингами. Такие аватары нам не нужны
  5. Кликбейт. Обман в заголовках, которым грешит большая часть медиа. Всем хочется урвать лишние взгляды, охваты, конверсии. Но постепенно это приводит к тому, что люди уже не особо верят ярким заголовкам. Эффект похож на баннерную слепоту. 
  6. Скрытая реклама. Тут очень широкий диапазон, от классической «джинсы» на радио и ТВ с небрежными упоминаниями проплаченных товаров — до откровенно хакерских приемчиков, вроде невидимых блоков верстки на сайтах, прозрачных кнопок в приложениях. 
  7. Вирусы. Они бывают не только в виде отдельного вредоносного софта. Почитайте, какие права запрашивают многие онлайн-сервисы. Они хотят доступ к чужим вкладкам браузера, отслеживание активностей, список контактов, чуть не сообщения в мессенджерах. По сути это тоже как вирусы.

Может показаться, что вся преступная активность сосредоточена в Интернете. Однако корни проблем были взращены гораздо раньше, задолго до появления компьютеров. 

Обман в офлайне:

  1. Спам. Почти такой же, как в онлайне, только на бумаге и в почтовые ящики. Или по телефону – он практикуется так давно, что уже стал называться телемаркетингом.
  2. Листовки. Назойливые попытки буквально всучить свою рекламу прямо в руки прохожим. Часто их берут, чтобы донести до ближайшей урны, не читая.
  3. Аудиореклама. Еще более грубое вмешательство в жизнь других людей. От назойливых звуков трудно защититься.
  4. Ложные сведения. Один из классических приемов, когда зазывалы обещают несбыточные цены, условия, все что угодно — только загляните.
  5. Навязанные контракты. Таким долго грешили (а некоторые продолжают это делать) риелторские и кадровые агентства. Желающим получить информацию сначала продают свои платные услуги, а потом выясняется, что ничего больше там и нет. 

Все эти способы могут дать краткосрочную пользу в виде быстрого увеличения показателей и даже прибыли. Только затем вас ждут прямые последствия обмана — разочарование и злость клиентов, претензии и взыскания. Одни доберутся до судов, другие ограничатся негативными отзывами. В любом случае, на системное развитие бренда не похоже.

Наконец, у всего этого есть еще один ракурс: личный. Мы зарабатываем не только и не столько на оплату текущих счетов. Большинство вкладываются в детей, воспитывают если не преемников своей бизнес-империи, то во всяком случае достойных и уважаемых людей. Что проще передать по наследству, если выбирать из «черного кэша» или высоких доходов при хорошей рыночной репутации? Ответ очевиден.

Читайте также:

Смотреть комментарии