Маркетинг75753

Как стать экспертом для своих клиентов

Что следует понимать под клиенториентированным сервисом? Это когда в отношениях «заказчик – исполнитель» нет сильных и слабых сторон, а коммуникация выстраивается с позиции экспертизы.

В исследовании 2022 года McKinsey & Company назвала клиенториентированность важным стратегическим направлением бизнеса. Поговорим о ее типах и идеальной формуле.

Какие типы клиенториентированности бывают

Клиенториентированность, прежде всего, основывается на менеджменте – на том, как строится внутренняя и внешняя коммуникация с заказчиком. Наш опыт позволяет выделить три специфических типа взаимодействия с клиентом.

1. «Слуга»

Данный формат предполагает избыток власти на стороне заказчика. В этом случае подрядчику приходится со всем мириться и выполнять полный список требований.

У нас был такой случай. Клиент передал проект по разработке сайта, который другие подрядчики долго не могли сдать. Задача на первый взгляд была проста: довести начатое до конца. На деле оказалось непросто. За время сотрудничества в компании сменилось четыре руководителя проекта. Каждый настаивал на своем видении, но ничем его не обосновывал. Нам удавалось отбивать только самые абсурдные предложения.

Зачастую условная «сильная сторона» не понимает, что такая коммуникация вредит обеим. Ожидания клиента не совпадают с реальностью, сроки реализации увеличиваются, а продукт получается нерентабельным. В то же время исполнитель постоянно вносит правки, отходит от основного концепта и несет убытки.

2. «Тихоня»

При таком типе коммуникации менеджеры работают как форварды – механически передают информацию из точки А в точку Б. Так ведут проекты, исходя из того, что «клиент всегда прав». Коммуникация велась формально, проекты реализовывались по шаблонным алгоритмам.

3. «Эксперт»

Подразумевается, что исполнитель образует с заказчиком слаженную команду, заходит в проект с четкой позицией и драйвит работу. Подрядчик видит продукт сверху и умеет направить заказчика, когда тот отклоняется от намеченной цели. Но также не игнорирует интересы клиента и не допускает, чтобы разработанная концепция провалилась и не оправдала ожиданий стейкхолдеров.

Как выглядит клиентский сервис от «эксперта»

Что исполнителю мешает быть клиенториентированным

Качество клиентского сервиса зависит от двух основных факторов:

Не существует гарантированной HR-методики, которая поможет отсеять таких сотрудников. Можно только опираться на интуицию, знания психологии, насмотренность и опыт.

Мы, например, фиксируем, как человек реагирует на вопросы, какими жизненными кейсами делится, как умеет подавать информацию и слушать. Обращаем внимание на невербалику: позу, жестикуляцию, взгляд. В итоге стараемся подобрать спокойного и рассудительного человека приятной внешности с хорошо поставленной речью. Обращаем внимание на умение адекватно оценивать свои возможности и относиться к критике. Однако учитываем, что на практике специалист может проявить себя по-разному. Поэтому назначаем кандидату испытательный срок либо несколько тестовых недель. В этот период наблюдаем, как он внедряется в работу, и только по окончании утверждаем на должность. Наш опыт показывает, что это единственный способ убедиться в клиенториентированности сотрудника.

Также читайте:

Смотреть комментарии