Маркетинг96455

Почему одних рекомендуют, а других нет? Изнанка рекламного «сарафана»

Как вести дела, чтобы о вас пошла хорошая молва? И что может помешать самотеку новых клиентов?

В России это называется «Сарафанное радио», потому что исторически считалось, что сплетни и слухи распространяются гражданками в женской одежде. Здесь богатая почва для обобщений и разборок, но сейчас о другом.

Западное определение WOM (word-of-mouth – из уст в уста) описывает в точности то же самое. Одни клиенты сами рекомендуют коммерческий продукт своим друзьям, коллегам, близким. Даже незнакомцам. Например, подписчикам в соцсетях.

Поэтому справедливо звучит и третий термин на этот счет — b2с2с. Действительно, бизнес напрямую участвует только в начале процесса. Дальше оно «само».

Терминов много. Однако интересен практический ракурс. Как получать сливки с самотека обращений? Возможно ли управлять этим вообще? Если да, то как именно?

Пожалуй, тут нужно сделать серьезную оговорку. Часто в одном ряду с «сарафаном» упоминается вирусная реклама. Но это не совсем корректное обобщение. 

Реклама может провоцировать обсуждения, обмен мнениями между клиентами. Разумеется, она стимулирует спрос. Только по сути в фокусе внимания не продукт, а сама реклама. Поэтому магия работает непосредственно после «посевов» промо-роликов, статей, перфомансов. Это разовое событие. Можно собрать затухающее эхо после экстраординарно удачного креатива (хотя это все равно что дважды подряд выиграть в лотерею). Но на этом все, дальше нужно начинать по новой. «Вирусы» плохо масштабируются. К примеру, даже про ковид все уже начинают забывать.

«Сарафан» же похож на чайный гриб. При не очень сложном, зато бережном уходе он живет практически вечно. Со временем только крепнет и растет. И постоянно плодоносит. Есть смысл выделить его в отдельную категорию, чтобы заниматься акцентировано.

Как запустить «сарафан» 

Сама идея включить «сарафан» по команде – порочна. Менеджмент в стиле «рекламирувай» обречен изначально. Нужно не запускать нажатием большого красного тумблера, а последовательно создавать условия для появления и роста.

Что в свою очередь означает как минимум такой набор предпосылок:

Теперь обещанные практические способы и приемы. Допустим, компания уже выполнила обязательную программу. Есть чего предложить рынку, первые клиенты довольны, вторые и далее тоже. Бизнес становится брендом. 

При таком наборе вводных «сарафан» появится автоматически. Можно ничего специально не делать.

Только приходить с улицы будет обидно мало новых клиентов. Число таких лидов не то чтобы легко, по крайней мере достижимо увеличить в разы, иногда на порядки. Всего-навсего требуется уделять внимание своим клиентам не только в «миссии» и на баннерах, а взаправду. Например:

Что же, все звучит достаточно просто и незатейливо. «Сарафан» волшебно появляется из воздуха как только бизнес нарабатывает предмет для обсуждений. Потом чуть не любые действия в сторону клиентов увеличивают их отзывчивость. Создается ощущение, что через пару лет у каждой компании должен быть не просто «сарафан», а целый гардероб рекомендаций. Чего в реальной жизни, как правило, не происходит. Почему? 

Как все испортить

К сожалению, настроиться на волну «сарафанного радио» достаточно сложно. А сбиться с нее элементарно по множеству разных причин. Например:

Но хуже всего – ронять планку качества. Тут очень простая последовательность:

При таком сценарии о привилегиях «сарафана» придется надолго забыть. Что очень жаль, тем более что были для него основания.

Резюме

«Сарафанное радио» очень сильно отличается от бюрократических отзывов по шаблону. Добровольно и с песней — принципиально иной уровень лояльности. Никакие рейтинги не помогут преодолеть естественное противодействие рекламе. Потребители должны действительно любить ваш продукт, рассказывать о нем самостоятельно и уговаривать свое окружение попробовать.

Это ключевой момент. Главное, что можно сделать (помимо УТП и причин рекомендовать) как раз в том и заключается, что легко было попробовать. Чем ниже порог входа для новых клиентов, тем больше будет польза от «сарафана». 

Кроме того, «сарафан» – это игра вдолгую. Необходимо время на наработку репутации, сбор ядра ЦА, обретение узнаваемости. Нельзя менять ассортимент, условия, адреса, пароли, явки, ничего существенного. Добавлять можно. Но требуется полная преемственность с прошлыми версиями. Иначе обратившиеся могут быть разочарованы, а это губительно для всей пищевой цепочки рекомендаций в целом. Ведь негативные отзывы получают гораздо большие охваты, чем хвалебные.

Ну и надо быть интересным. Балансировать между «сарафаном» и «вирусами», постоянно подпитывать упоминания. А также всячески помогать их делать, предлагая своим клиентам удобные заготовки. Пробники продуктов, доступ к эксклюзивной информации, впечатляющие мероприятия. Все то, о чем хочется написать в соцсетях, рассказать, поделиться. 

Разница между качественным «сарафаном» и натужными попытками его «организовать», примерно как между видом на умопомрачительный морской закат с лесной опушки и бездушной табличкой «Место для фотографий» у чахлой клумбы. Конечно, проще поставить столб с надписью по трафарету. Но лучше стремиться к тому, чтобы люди приходили в восхищение и ни в каких указаниях о рассказах не нуждались.

Читайте также:

Смотреть комментарии