Маркетинг42101

Антикризисный PR: забудьте о репутационных рисках!

Почему создание необычных продуктов и креативных PR-кампаний – это не про хайпожорство, а вопрос выживания бизнеса в кризис?

Исходя из собственной практики, я часто наблюдаю, как российские (и не только) компании недооценивают возможности PR-технологий, или используют их крайне неэффективно. Типичная ситуация: выпустила компания новый товар или хочет запустить новую услугу – и обращается к пиарщику, мол, сделайте о нас публикации, донесите информацию до потенциального клиента. Сделать-то не проблема, фокус в другом – к пиарщику надо обращаться в тот момент, когда компания только задумывается о выпуске нового продукта, а не когда все уже готово и сотрудник ставится перед фактом. Более того, инициировать создание новых товаров или услуг как раз и должен PR-специалист.

Однажды мы с коллегами участвовали в запуске зубной пасты Klatz со вкусом алкоголя. Другая компания, Splat, выпустила черную зубную пасту. Пылесосы Dyson выглядят как разработки пришельцев с другой планеты. К Хэллоуину Burger King выпустил новый зеленый сандвич. Все это были крайне успешные продукты – и неудивительно. Такой необычный товар гораздо проще продвигать и, соответственно, продавать. Поэтому мудрые предприниматели обращаются к PR-технологам не в тот момент, когда уже все готово и об этом хорошо бы рассказать, а еще на стадии создания продукта.

Создавать оригинальные продукты можно и по локальным инфоповодам. Приключилась некая информационная повестка, новость, которую миллионы людей обсуждают здесь и сейчас – а вы быстренько придумали, как подстроить ваш бизнес под новые обстоятельства. Помните, когда Запад только начал вводить первые санкции против РФ, на рынке появились футболки с принтом «Не смешите наши Искандеры» – об этой истории рассказали примерно все СМИ. А буквально на днях знакомая предпринимательница анонсировала выпуск туалетной бумаги с логотипами западных компаний, покинувших российский рынок – и снова успех.

Даже в сложном и высокотехнологичном бизнесе можно придумать что-то оригинальное и привлечь к себе внимание СМИ и потенциальных клиентов. Более того, PR можно закладывать не только в отдельные товары или услуги, а в саму суть компании.

Есть такая компания Yobidoyobi, которая занимается доставкой суши. Кстати, с японского «ЁбиДоёби» переводится как «День недели – суббота». Есть приложение, которое помогает найти собутыльников. В США работают вендинговые автоматы по продаже снежков, а кто-то запустил в продажу зажимы для галстуков в виде мечей из культовых фильмов: «Властелин Колец», «Игры Престолов», «Звездные войны» и др. Все это работа пиарщиков, которые привлекаются еще в момент создания бизнеса.

Другое дело, что многих смущают некие мифические репутационные риски – концепция быть «как все» и не высовываться прям очень жестко сидит в генах многих российских предпринимателей. Но тут уж надо выбирать – либо вы хотите успеха и процветания, быть ярким, оригинальным и в центре внимания, либо продолжаете ехать на мертвой лошади и недополучать миллионы потенциальной прибыли. Просто из-за страха, что о вас кто-то что-то не так подумает.

Нет никаких сомнений, что PR должен быть заложен в философию бизнеса, в его концептуальную составляющую. Это позволит достичь сразу нескольких целей:

Именно поэтому руководитель PR-отдела – это не просто винтик в большом механизме, работающий с уже вышедшим из-под конвейера материалом. Не просто человек, который организует рекламные кампании, привлекает блогеров или общается с журналистами. В идеальном мире – он член совета директоров, движущая сила компании. Инициатор и активный участник создания инновационных продуктов, новых ниш в бизнесе, а затем их продвижения.

Создание новых креативных продуктов – это огромная и пока недооцененная ниша для сотрудничества пиарщиков и предпринимателей. Быть оригинальным сейчас – это не вопрос пижонства и хайпа, а вопрос элементарного выживания! Но ни в одной вакансии вы не найдете такого требования к PR-специалисту как создание инновационных товаров и услуг. Подобные компетенции были бы крайне полезны для любого бизнеса, особенно во времена кризисов, когда покупательская способность падает и предпринимателям приходится идти на всяческие уловки, чтобы сохранять свои компании на плаву.

Также читайте:

Смотреть комментарии