Маркетинг1939145

Ошибки маркетинга, которые губят даже успешный бизнес

Компания много лет на рынке и успешна? Это еще не значит, что руководство все делает правильно. Эти пять ошибок способны погубить бизнес в считанные месяцы.

Очередной финансовый кризис, усиленный пандемией коронавируса, стал проверкой на прочность для российского бизнеса. С его приходом многим предпринимателям пришлось посмотреть на свое дело и свой рынок иначе, увидеть те ошибки и слабые стороны, которые были абсолютно незаметны или неважны в спокойное время, но в кризисной ситуации могли привести или привели к серьезным изменениям или полному краху всей бизнес-модели. Я хочу рассказать о самых типичных.

Полное отсутствие продвижения

Часто бизнес начинается не сам по себе, а с некой базы, фундамента. Менеджер в рекламном агентстве может открыть свою компанию и увести туда клиентов, с которыми работает. Или знакомый собственника фирмы устраивается в крупный холдинг и помогает ему выигрывать крупные тендеры. Другими словами, бизнесу, стабильно получающему заказы вне какой-либо конкуренции, может казаться, что он не нуждается в продвижении.

Однако, рынок по самой своей природе не может быть статичным. Рано или поздно происходят события, которые полностью меняют ситуацию на нем. Не готовый к ним бизнес либо теряет свои позиции и сокращает долю на рынке, либо просто закрывается. Здесь и далее приведем кейсы компаний, с которыми мы вели переговоры о сотрудничестве или работали за несколько последних лет.

Яркий пример – ситуация с заводом из Тюмени – производителем парт для региональных школ. Предприятие создавалось под конкретную потребность государства именно в качественных недорогих школьных партах местного производства, и много лет завод хорошо жил только за счет побед в соответствующих тендерах. Но с приходом финансового кризиса и карантина региональный бюджет был перераспределен, и предприятие осталось без заказов. А поскольку никакие другие направления деятельности оно не развивало, его история завершилась в считанные месяцы. Что-то придумывать на ходу оказалось уже поздно.

Нет стратегии

Очень распространенная ошибка компаний, не подключающих маркетинг. Представим себе: рынок динамично растет, компания зарабатывает без всякого продвижения, производя действительно качественный и относительно недорогой товар. Объем чистой прибыли увеличивается. Компания понимает, что часть этих денег нужно направить на развитие, но в отсутствие стратегии делает это непоследовательно: то стремится расширить ассортимент, то хочет выйти на непрофильный рынок и заработать там.

Отсюда и возникают странные гибриды вроде производителя промышленных колес, одновременно поставляющего стройматериалы. В итоге стройматериалы просто остаются лежать на складе, генерируя убытки, ведь опыта работы с ними у компании нет. То же самое касается и внезапного запуска какого-нибудь нового производства, потому что руководству в голову вдруг пришла идея на миллион, и бюджет позволяет легко купить пару новых станков. В долгосрочной перспективе такая инициатива чаще всего оборачивается прямыми убытками.

В прошлом году мы некоторое время сотрудничали с крупным уральским производителем детской одежды. Эта компания с самого основания реализовывала свою продукцию через оптовиков и успешно работала много лет, однако в определенный момент руководство пришло к выводу, что дело не развивается. А ответа на вопрос, в каком направлении развиваться, не было, поскольку не существовало никакой маркетинговой стратегии. Тогда компания наняла маркетолога с опытом работы в розничных интернет-магазинах. Соответственно, он предложил уходить в b2c — открыть собственную торговую точку в одном из крупных ТРЦ Екатеринбурга. Руководству идея понравилась и была реализована, опять же без применения маркетинговых инструментов, как минимум исследования нового рынка и анализа потребностей целевой аудитории. Этот магазин не проработал и года.

Нам неизвестны точные суммы, но затраты на аренду помещения, ремонт и рекламную компанию составили несколько миллионов рублей минимум. Причина неудачи заключалась в том, что покупателей не устроил ассортимент – он оказался слишком узким. Приходя в магазин детской одежды, родители не готовы видеть там только хлопковое белье — основной продукт данного производителя. Их интересует покупка сразу нескольких вещей — обуви, джинсов, верхней одежды и т. п. Без соответствующих исследований и основанной на них стратегии компания, конечно, не могла всего этого знать и получила убытки. В кризисной ситуации подобные проекты особенно опасны, поскольку могут легко лишить его всей дополнительной прибыли, или увести бизнес в минус.

Хаотичная экспансия

Компании, получающие большие прибыли, часто начинают использовать эти деньги для экспансии в другие регионы. Выбирается город, завозится продукция, арендуются офис и склад, нанимаются менеджеры по продажам, начинается поиск заказчиков. Без анализа конкурентной среды, уровня спроса, качественных характеристик целевой аудитории, продуманных вариантов действий в случае непредвиденных обстоятельств – то есть без опоры хотя бы на самую простую маркетинговую стратегию экспансия в 99% случаев оказывается обречена на провал.

Если нет кризиса, неудачная попытка расширения рынка обернется только убытками. Так случилось с одним из наших заказчиков: фабрикой пластиковых окон из небольшого города в Челябинской области. Многие годы компания работала по одной и той же схеме – заходила на рынки соседних малых муниципальных образований. Маркетинговой стратегии не было, зато существовала успешная практика: на главной городской улице приобретался офис, размещалась большая вывеска, а далее клиенты приходили сами. Вполне закономерно: если население города составляет 50-100 тысяч человек, каждый второй рано или поздно пройдет по центру, увидит объявление и придет за окнами. А действительно ответственное отношение к работе и высокое качество продукта помогали запускать сарафанное радио и добирать заказчиков.

Однажды фабрика решила попробовать свои силы в Екатеринбурге – крупном мегаполисе за пределами домашнего региона. Однако схему менять не стала. То есть не учла, что Екатеринбург – это совершенно другая стоимость квадратного метра офисной недвижимости, другой механизм работы рекламы и абсолютно другой уровень конкуренции: компания не привыкла, что конкурент способен запросто увешать весь город рекламой с недостоверной, но завлекающей заказчиков информацией. Офис продаж был открыт, в течение двух лет компания платила заработную плату менеджерам по продажам, но так и не смогла наладить поток розничных клиентов. Сейчас, зафиксировав убыток, она продолжает работать в Свердловской области, но только с застройщиками.

Конечно же, ничего невозможного не существует, и фабрика вполне могла закрепиться и на рынке Екатеринбурга. Но этому должна была предшествовать крайне тщательно разработанная стратегия, которая поможет ответить на вопросы: каковы особенности и предпочтения жителей этого города, нужен ли рекламный бюджет на входе и какого объема, как конкурировать с компаниями, имеющими вдвое-втрое больше денег на продвижение и пр.

Нередки случаи, когда компания увлекается экспансией так сильно, что в итоге теряет бизнес. Что-то не получается или приходит кризис, и региональные отделения начинают генерировать убытки, выбраться из которых просто невозможно. То же самое, если компания использует всю прибыль для захода в другой сегмент рынка – неудачи и убытки не позволяют развивать основное направление бизнеса, и он рушится.

Политика информационного вакуума

Компания успешно работает много лет на одном рынке, имеет отличные кейсы, качественный продукт, стабильных заказчиков и примерно один и тот же состав конкурентов. Ни на одном новостном портале, ни в одной газете о ней ровным счетом ничего не написано. Более того, у нее нет ни своего сайта, ни более-менее оформленной презентации о себе или продукции. И это не какие-то динозавры из советского прошлого, а вполне современные и крупные предприятия. Просто их руководство всегда уверено в одном и том же: кому нужно, тот и так про нас узнает, ведь мы самые лучшие и успешные на этом рынке, а клиент не идиот.

Может и так, но ведь рынок обязательно изменится. Когда-нибудь на него придут новые поколения заказчиков и/или закупщиков, которые не разбираются, кто есть кто. И им будут успешно продавать продукцию молодые ребята, у которых из активов только станок в гараже и красивый сайт, где они позиционируют себя как производственная компания, выкладывают фото продукции, новости рынка и прочее. И им доверяют! В своей практике мы наблюдали подобное много раз. Бывает, руководитель крупного бизнеса обращается к нам с вопросом примерно следующего содержания: «Какие-то парни просто написали красивый сайт и начинают перетягивать у нас заказы. Как так? Ведь все знают, что мы – самые лучшие и крупные…».

Абсолютно реальный пример – производитель керамических изоляторов для линий электропередач, один из лидеров рынка России и СНГ. У него был сильно устаревший, давно не обновляемый сайт, он не участвовал ни в каких выставках, руководство не представляло, зачем рекламировать производимый продукт, ведь отрасль крайне узкая и состав производителей и поставщиков давно известен. И действительно, для обеспечения продаж заводу многие годы, еще с советских времен, хватало лишь участия в тендерах.

Однако пришел момент, когда предприятие стало стремительно терять заказы. Причины было две. Во-первых, рынок начал наполняться конкурентами, предлагавшими изоляторы не из керамики, а из иликона – более дешевые и простые в плане закупки. Во-вторых, обновилось поколение закупщиков – на место опытных специалистов пришли молодые закупщики, которые уже не имели полного представления о составе участников рынка. Они не знали и ниоткуда не могли узнать, что керамические аналоги более качественны, обладают большей износостойкостью и окупают себя, только не сразу. 

Удалось ли производителю справиться с падением спроса? Да, но лишь после прорыва информационного вакуума, в котором он привык пребывать. Сайт получил наполнение – там появился подробный каталог продукции, публиковались новости и обзоры керамических изоляторов, описывались все их достоинства и пр. Благодаря наполнению сайт получил хорошие позиции в поисковиках, что привело к двукратному росту заказов.

К счастью, описываемая ситуация случилась еще до кризиса и платежеспособный спрос на рынке был в принципе высоким. В кризис же, когда число заказчиков резко сокращается, а конкуренция многократно усиливается, информационный вакуум может очень быстро погубить бизнес.

Трансляция личного опыта руководителя на свой рынок

Зачатки маркетинга в компании начинаются в тот момент, когда руководитель решает – продукцию надо начинать хотя бы рекламировать. И самая частая ошибка здесь –делать это с опорой на личный опыт, оценивать по нему поведение клиента: «Я привык заказывать новые окна через интернет, значит и наша компания будет продавать окна только через интернет-магазин».

Нельзя сказать, что такой подход к рекламе не работает в 100% случаев. Можно быть хозяином кофейни, самому любить кофе и через это точно угадывать клиентские предпочтения. Но если директор завода по производству комбайнов пытается продавать их поштучно на Avito или Auto.ru, потому что привык покупать там машину – результат однозначно окажется нулевым. А в кризис – критично нулевым, ведь новые заказчики и рост продаж требуются уже завтра.

Здесь вспоминается любопытный момент, который произошел во время наших очередных переговоров с клиентом. Снова крупный завод, производитель поверочных газовых смесей. И снова – никакого маркетинга, только сайт с информацией о компании. Мы предлагали расширить функционал сайта. Разместить на нем интересную информацию о заводе, его крупные реализованные проекты, отзывы клиентов – потому что такие данные анализируют потенциальные заказчики при выборе поставщика.

Генеральный директор завода очень сомневался в необходимости подобных мер, но единственный его аргумент состоял в том, что он сам такую информацию никогда не смотрит, а значит, она бесполезна. Переубедить его помог присутствовавший на переговорах заместитель. В то время завод строил новый цех, и заместитель просто рассказал, что во время выбора подрядчика для строительства изучал сайты многих компаний, смотрел кейсы и отзывы, отобрал пятерку самых подходящих и так нашел ответственного исполнителя.

Советы:

Читайте также:

Смотреть комментарии