Маркетинг1808019

Как составить маркетинговый план, ответив на семь вопросов

Не пишите «Войну и мир»! Отразите на одной странице суть своего бизнеса! Но это просто и сложно одновременно.

В маркетинговом планировании часто встречаются две крайности. Первая – составляют объемный план, который потом пылится на книжной полке у руководителя. Вторая – компания действует без четкой маркетинговой стратегии, на авось, как-нибудь, от случая к случаю. Но всем ли вообще нужен маркетинг-план? Я считаю, что он может стать качественным ориентиром в работе, как для компаний, так и для специалистов, работающих сами на себя.

Как создать простой и работоспособный маркетинговый план всего на одну страницу? Ответьте для этого на семь вопросов, затрагивающих суть вашей компании или проекта.

1. Какова конкретная цель маркетинга?

Глобально под целью маркетинга можно понимать увеличение прибыли компании за счет привлечения и удержания клиентов. Но подумайте, какое вам нужно целевое действие от потенциального клиента, чтобы ваш маркетинг приносил результаты:

Ориентация на конечную цель маркетинговой коммуникации позволит выделить те действия, которые приводят к результату.

2. Какие преимущества вы даете клиенту?

Подумайте, в чем материальная и нематериальная выгода сотрудничества с вами. Какие топ-5 преимуществ или выгодных отличий от конкурента вы можете предложить? Например:

Составьте свой уникальный список преимуществ.

3. Кто ваша целевая аудитория?

Вам нужна предельная концентрация! Чем лучше описан каждый сегмент аудитории, тем больше преимуществ можно предложить. Чем больше вы конкретизируете вашу целевую аудиторию, тем больше сможете заработать денег.

Например, у вас может быть от трех до двадцати целевых аудиторий, которые можно разбить на категории: клиенты, сотрудники, партнеры, поставщики, СМИ, местная общественность, органы власти... Но в основу экспресс-плана по маркетингу положите две-пять основных аудиторий, которые приносят прибыль.

Для краткого описания сегмента используйте следующие основные параметры:

Несомненно, более детальное описание ваших аудиторий (аватаров клиентов) даст много нужной информации для маркетинговых коммуникаций. Например, мы с клиентом можем исписать две-три страницы, описывая представителя только одной аудитории: его образование, сферы интересов и увлечений, что смотрит, слушает, читает, где бывает, с какими проблемами и затруднениями сталкивается. Чтобы определить боли целевой аудитории, потребности и понять, как мы их сможем закрыть, как мы может обратить на себя внимание представителей ЦА в общем информационном потоке.

4. Какие инструменты вы используете в маркетинге?

Маркетинговый арсенал велик и точек касания с клиентом может быть множество: от визитки до сайта, от приветственного сообщения на автоответчике до аромата в вашем магазине. Но, поверьте, не нужно применять 100% инструментов (а их больше сотни), чтобы достичь своих маркетинговых целей. Сосредоточьтесь на тех каналах коммуникации и инструментах, которые существенно влияют на восприятие вашей компании клиентами. Например:

Составьте свой топ-10 инструментов и сосредоточьтесь на их внедрении и совершенствовании.

5. Какова ниша вашей компании?

Если она еще не определена, то нужно ее найти. Вам нужно найти маленький рынок и стать там большим игроком. В этом кроется вся прибыль. Нужен свой кусок пирога.

Для нишевания бизнеса можно отталкиваться от следующих параметров:

Нишеваться можно и нужно глубже, возможно, до конечного результата деятельности. Например: PR-менеджер для петербургских микропредпринимателей, стоматолог для московских чиновников высшего звена, мобильный шиномонтаж для автомобилей бизнес-класса в Краснодаре.

Нишевание тесно связано с позиционированием. Процесс определения ниши можно свести к ответу на вопрос: где или в чем я (моя компания) №1 на рынке? Следует выбрать нишу, где вы можете делать что-то лучше всех или просто очень хорошо. Ваша задача – стать доминирующим игроком на этом маленьком кусочке рынка. Это и принесет основную часть прибыли. Никто не уведет ваших клиентов. Наоборот, новые клиенты будут приходить к вам по рекомендациям.

6. В чем ваша идентичность и каковы ваши идентификаторы?

Не будем путать с имиджем, потому что он составляет лишь часть идентификации. Идентичность – комплексное понятие. Она отражает то, как вас воспринимает рынок в целом, то, чем вы являетесь в действительности.

Для начала вы можете оттолкнуться от того, как вы хотите, чтобы вас видели, или чем вы являетесь на самом деле. Для описания идентичности лучше всего подойдут эпитеты:

Например: надежный поставщик качественной сантехники, проверенный сервис отложенного постинга для Instagram.

Идентичность проявляется в идентификаторах, которые могут как усиливать, так и играть против идентификации. Нейтральная позиция, если идентификаторы не мешают общему восприятию.

Давайте подробнее рассмотрим идентификаторы компании. По сути, это то, что может воздействовать на органы чувств человека, через которые он получает информацию о компании или персоне. Выделяют следующие идентификаторы:

Не все идентификаторы подойдут для вашего бизнеса, но можно задействовать многие из них. Особенно важна совокупность ваших идентификаторов: она создает атмосферу, которая окружает клиентов, взаимодействующих с вами и вашей компанией. Если провести аналогию между свойствами человека и компании, то идентичность – это сумма качеств, которые на физическом уровне проявляются, отражаются в идентификаторах – внешнем виде, мимике и жестах, содержании речи и тембре голоса.

Как мы видим, способов физически транслировать идентичность компании великое множество. Подумайте, какие идентификаторы больше всего влияют на позитивное восприятие вас клиентами. Выделите ключевые семь-десять и проанализируйте, соответствуют ли они вашему желаемому образу, есть ли необходимость внести небольшие изменения, которые качественно отразятся на результате.

7. Каков ваш бюджет на маркетинг?

Оптимально, если вы закладываете 5-10% от валового объема продаж. Конечно, многое зависит от того, на каком этапе маркетинга вы находитесь. На старте вы будете закладывать количественно немного, но в процентном отношении это может быть до 50% от начального объема продаж. Затем в процессе развития компании ваш бюджет может расти в денежном эквиваленте, но занимать меньшую процентную долю.

Следует заметить, что малобюджетный или условно нулевой маркетинг сам по себе не означает, что с маркетингом в вашей компании плохо. Это тоже возможный вариант на старте, в период спадов, то есть на краткосрочной дистанции.

И еще один совет: воспринимайте и считайте затраты на маркетинговые коммуникации не как издержки, а как инвестиции в бизнес.

Вот такие простые вопросы о непростой сфере маркетинга. Попробуйте использовать их на практике. Например, проведите мозговой штурм вместе со своими ключевыми сотрудниками, экспертами, запишите лучшие ответы и на их основе составьте уникальный и понятный маркетинговый план на одну страницу. Повесьте его на всеобщее обозрение, чтобы сотрудники знали и понимали: зачем, для кого и как ваша компания делает маркетинг.

Смотреть комментарии