IT-менеджмент84615

Цифровой комфорт – новый критерий выбора работодателя?

Как работодателю повысить лояльность и мотивацию сотрудников, внедрив онлайн-инструменты для решения рабочих задач, обучения и общения с коллегами?

Цифровая модернизация происходит давно. Обычному горожанину стали доступны услуги и сервисы, о которых ранее невозможно было даже мечтать: круглосуточная доставка продуктов, заказ такси через приложение в смартфоне, удобный банкинг, сервисы клининга, перевозок, детальные карты и навигаторы, бронирование жилья и покупка билетов, госсервисы с удобной оплатой коммунальных платежей и штрафов, цифровые очереди в учреждения...

Благодаря цифровизации люди привыкают к комфорту, повсеместной экономии времени. Но что видит избалованный обилием сервисов человек, приходя в офис, если работает не в прогрессивной IT-компании? Совершенно другую картину: неэффективность сложившихся процессов, отсутствие привычной простоты коммуникаций и цифровых инструментов для решения рутинных задач.

Это не может не сказываться на лояльности сотрудника к организации, ведь в обычной жизни он привык предъявлять высокие требования к цифровым сервисам. Не перезвонили из службы поддержки – сайт плохой, больше не пользуемся. Задержали доставку – заказываем товары на другом маркетплейсе. Недалек тот день, когда цифровой комфорт станет главным требованием и к работодателю. Заставили потерять полдня в кабинетах, чтобы просто договориться об отпуске? Не работаем больше здесь, потому что мир изменился, а компания нет.

Как компании конкурируют друг с другом на поле цифровизации сервисов

Такое развитие событий уже не кажется далекой перспективой. Достаточно посмотреть на рейтинги лучших работодателей в России, которые ежегодно публикуют Randstad, HeadHunter и Forbes. Главными критериями выбора стали комфорт сотрудников и высокоразвитые HR-процессы, а не уровень заработной платы или умозрительные категории вроде «надежности» и «престижа».

Более того, за лучшую реализацию цифрового комфорта сотрудников у нас вручают премию Russian Intranet Awards – там всегда можно посмотреть лидеров индустрии и перенять их опыт по внедрению цифрового интранета в компаниях. Это не только передовые IT-корпорации, которые первыми реализуют прогрессивные решения для сотрудников: в перечне номинантов отраслевые компании и крупные производства.

Почему промышленные производства становятся лидерами цифровизации

Во многом это объясняется тем, что отраслевые предприятия в России часто являются градообразующими: они вынуждены искать, готовить и удерживать ценные кадры, отслеживая талантливую молодежь еще на школьной скамье. Это огромная комплексная работа, которая невозможна без digital-инструментов: молодежь еще более требовательна к цифровому опыту, она выросла со смартфоном в руках.

Одно из таких градообразующих предприятий – НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат), отмеченный в 2022 году премией за самые высокоразвитые HR-процессы. Компания стала локомотивом цифровизации, поскольку ревностно относится к обучению и подбору персонала. Дешевле воспитать ценные кадры в городе, формируя облик прогрессивной компании больших возможностей, чем придумывать и оплачивать мотивацию для людей, специально переезжающих в Липецк.

По каким еще причинам произошел бум цифровизации и расцвет интранета

Еще одной причиной взрывного роста цифровизации бизнеса стала недавняя пандемия. Развалились годами выстраиваемые мотивационные модели. Сотрудники оказались оторваны от корпоративной культуры, уютных офисов и полноценного общения, потеряли возможность получения быстрой обратной связи, одобрения и поддержки от руководства. Будучи изолированными от привычных ритуалов и традиций внутри коллектива, они чувствовали себя одинокими и забытыми, предоставленными сами себе. В результате потеряла значение сама принадлежность сотрудника к бренду: с домашнего дивана неважно, на какой банк работать – зеленый, желтый или красный.

Малый бизнес выкручивался как мог: организовывал ежедневные созвоны по видеосвязи с командами, устраивал онлайн-корпоративы и генерил бесконечное количество чатов в мессенджерах, чтобы хоть как-то поддержать сотрудников на удаленке и не утратить с ними связь. Крупным же компаниям пришлось в кратчайшие сроки придумывать комплексные решения, которые помогли бы адаптировать существующие модели к цифре. Так мобильный интранет из «бонуса» превратился в производственную необходимость, и его создание стало одним из приоритетов в сложившихся условиях.

По данным HR-порталов, 43% IT-специалистов не вернулись в офисы с удаленки, «распробовав» мобильную работу из любой точки мира, а это значит, что они будут выбирать компании, предоставляющие онлайн-инструменты для решения рабочих задач и удобные сервисы для внутрикорпоративного общения с коллегами.

Что такое интранет, и какие задачи решает

Вообще, интранет – это закрытая корпоративная сеть компании, которая расположена на ее серверах, проще говоря, корпоративный портал. Но поскольку практически вся цифровая жизнь человека давно перекочевала в мобильные телефоны, корпоративные порталы тоже стали, в том числе, и мобильными. Совокупность сервисов мобильного интранета, не привязывая человека к рабочему месту, помогает эффективно осуществлять подбор, онбординг, адаптацию, обучение, развитие и удержание сотрудников – вплоть до предотвращения выгорания на местах и обеспечения цифрового комфорта, повышающего лояльность. Это могут быть десятки разделов и сервисов, которые можно постоянно добавлять, улучшать, совершенствовать и пересматривать.

Ключевыми обычно являются инструменты, помогающие эффективно выстроить внутренние и внешние процессы, что сразу сказывается на результате:

Одной из важнейших задач по работе с сотрудниками является их обучение. А главным трендом онлайн-обучения являются удобные мобильные приложения, которые позволяют слушать лекции в дороге или кафе, но не за стационарным компьютером в офисе или дома, где человек просто не высидит необходимые для результата часы.

Компании быстро переняли опыт онлайн-школ и эффективно помещают обучение в сервисы корпоративного мобильного интранета, мотивируя сотрудников проходить адаптационные курсы или повышать квалификацию. На рынке существуют как готовые системы дистанционного обучения (СДО), так и собственные разработки компаний, которые заинтересованы в быстрой адаптации и обучении персонала. Это обязательный минимум для любой компании, настроенной конкурировать на рынке и предоставлять сотрудникам привычный уровень цифрового опыта.

Дальше в игру вступают тренды или индивидуальные целевые инструменты, созданные специально для определенного типа компании. Например, для производств таким инструментом выступает сервис сообщения об опасности на предприятии. Любой сотрудник, физически находящийся на производстве, должен иметь возможность мгновенно сообщить нужным лицам или подразделениям о неисправности оборудования или ситуации, которая угрожает жизни и здоровью сотрудников.

Только через телефон человек может сделать это быстро и результативно: ему не нужно куда-то бежать, с кем-то встречаться, на чем-то настаивать. Достаточно открыть приложение на своем телефоне и внести все необходимые данные. Это в прямом смысле экономит деньги: сокращает количество несчастных случаев и помогает более результативно проявлять заботу о людях.

Тренды и инструменты на передовой цифрового комфорта

Любой корпоративный мобильный интранет – это в первую очередь про скорость и эффективность рабочих процессов, поэтому должен:

Во вторую очередь, это усиление digital-комфорта сотрудника и приведение его рабочего цикла в соответствие с обычной жизнью, где человек чаще всего использует приложения в телефоне. Такой же комфорт можно предоставлять людям и в рамках корпоративного мобильного интранета – от заказа канцелярских и прочих товаров через мобильное приложение компании до цифровизации всех кадровых сервисов, предоставления справок и выписок, оформления заявок, командировок и отпусков, расшифровок зарплат и премий. Некоторые компании идут дальше и включают в список мобильных сервисов заказ горячей еды на рабочее место.

Появление некоторых инструментов мобильного интранета вызвано спецификой конкретной компании: например, на производствах уже абсолютным стандартом становятся инструменты отслеживания дефектов с помощью технологий компьютерного зрения. Процент распознавания брака такими системами существенно выше, чем при участии человека. Компьютерное зрение используется в учете, логистике и пропускных системах и позволяет полностью устранить человеческий фактор.

Через сервисы интранета компании внедряют мотивацию к обучению и карьерному росту, айдентику бренда и корпоративные ценности, системы внутренней валюты и поощрений, а также решают вопросы тимбилдинга и командного общения. Как, например, мотивировать персонал пройти необязательные, но нужные онлайн-курсы? Начисляйте за каждый успешно сданный тест или пройденный урок внутреннюю валюту компании, которую можно будет потратить в корпоративном магазине: продавайте там фирменный мерч или полезные мелочи для работы. Так вы добьетесь не только повышения заинтересованности в обучении, но и воспитаете добровольных эмиссаров бренда, которые будут носить фирменные толстовки и пить из фирменных кружек.

Ошибки реализации: что мешает работодателям воплощать передовые идеи

Также читайте:

Смотреть комментарии