Риски и возможности1040333

Открытие нового бизнеса в эпоху монополизации

Какую нишу занять новому бизнесу? На какой специализации сосредоточиться? Анализ развития отрасли на примере рынка проектирования.

Российская экономика находится в стадии монополизации капитала. Много игроков уходит со сцены, бизнес укрупняется. Что же делать тому, кто собирается открывать свое дело? Данная статья – попытка порассуждать на эту животрепещущую тему.

В пример буду приводить те рынки, на которых работаю, думаю, то же самое характерно и для других подобных отраслей. Долгое время я работал в сфере промышленного проектирования и крупных инвестиционных проектов. И сейчас, развивая свою компанию в сфере технологического проектирования, я решил посмотреть на данную сферу более глобально, чтобы представить те тренды, которые будут определять развитие отрасли в ближайшем будущем.

Хорошо жилось проектировщикам при Советском Союзе. Экономика плановая, в каждой отрасли и в каждом регионе были свои проектные институты, которые были загружены работой. Инженеров в стране было много, заводов еще больше. Люди требовались всегда.

Затем были 1990-е с их разрухой и упадком промышленности. Инженер – было слово почти ругательное. Вузы по накатанной продолжали их выпускать, но много ли выпускников шло работать по специальности? Практически никто.

Советская система ушла. Все перешло на коммерческие рельсы. За время первоначального накопления капитала институты превратились в коммерческие организации, как правило, со своей недвижимостью, да еще в удачных местах. Получать доход с недвижимости было проще, чем искать заказы, платить зарплату инженерам и так далее. Поэтому до сегодняшних дней мало проектных институтов дожило.

Теперь на рынке проектирования наблюдается следующая ситуация. Есть небольшое количество крупных коммерческих организаций, часто с иностранным капиталом, которые занимаются комплексным проектированием, то есть делают все, что нужно заказчику. Они консультируют, проектируют, часто сами поставляют оборудование и даже монтируют его. В силу своего масштаба специализируются на массовых востребованных продуктах – жилье, дороги, инфраструктура, предприятия нефтегазовой отрасли... С проектированием же уникальных объектов возникают трудности.

На рынке присутствует много проектных фирм среднего размера, которые поначалу заявляют об узкой специализации и работают в какой-то одной отрасли. Стабильность у таких организаций значительно меньшая, они вынуждены держать в штате, в основном, универсальных специалистов, а сложные и уникальные объекты проектируют, беря на подряд друг друга или фрилансеров. Поработав несколько лет, такие специализированные проектные организации либо уходят с рынка, либо переквалифицируются на массовые продукты, либо становятся частью технологической цепочки производственных или строительно-монтажных компаний и обслуживают их нужды, которые не предполагают постоянной загрузки. Отсюда или дотационное существование, либо непостоянный заработок и кассовые разрывы. Что предсказуемо ведет к уходу основных специалистов.

И существует еще одна категория – небольшие проектные бюро, которые открываются как грибы после дождя и так же массово исчезают с рынка.

Думаю, подобная ситуация существует почти на любом рынке в России. Взять хотя бы рынок молока, например.

И вот здесь встает вопрос – что делать тому, кто все-таки решился открывать собственный бизнес на таком рынке? Как не пополнить ряды маленьких фирмочек, которые кроме седых волос ничего не приносят своему владельцу?

Сразу скажу, рецепта у меня нет, но есть идея для реализации. Моя первая компания существует на рынке уже шесть лет, но пока не перешла в категорию среднего бизнеса. Сейчас я намерен начать заново.

Понимая, что изобретать велосипед – это не самая удачная стратегия, я решил посмотреть, а что происходит на подобных рынках у наших соседей, в странах давно победившего капитализма. Наибольшие познания у меня на рынках промышленного проектирования, оборудования и строительства, поэтому я посмотрел, как крупные западные машиностроители строят свой бизнес. И заметил прелюбопытную вещь, которая, на самом деле, находится на поверхности. Многие производители промышленного оборудования представляют собой крупные инженерные бюро и сборочные цеха. То есть, они сами практически ничего не производят! И есть партнеры – заводы, производства и маленькие цеха на 5-10 станков, которые делают по их чертежам элементы оборудования, которые производители у себя только собирают! Зачастую такие партнеры находятся в других странах.

Например, есть в финском городке Савонлинна небольшая компания, которая занимается глубокой полировкой металлических деталей, она полирует для всех крупных и средних производителей Финляндии. И все счастливы!

Как видим, большим производителям просто невыгодно иметь и обслуживать оборудование и держать специалистов. Либо придется искать заказы под них на стороне, что не является бизнесом компании, либо нести убытки. Поэтому нашлось более рациональное решение.

Вернувшись обратно к проектированию, я обнаружил, что то же самое постепенно происходит и здесь. Отдельные разделы, такие как пожарная безопасность или вопросы гражданской обороны, проектируются для всех специальными организациями. Стало быть, процесс пошел.

Осталось только посмотреть, что еще наиболее специфичное есть в проектировании, что требует выделения в отдельный вид, где можно усиливать специализацию, концентрироваться на узких задачах и делать это для организаций широкого профиля, перед которыми такие задачи встают эпизодически, но все вместе могут создать поток заказов.

Думаю, мои размышления могут быть полезными для тех бизнесменов, кто стоит на распутье и хочет создать что-то новое и, обязательно, успешное. Ведь только делая что-то не так, как все, можно добиться чего-то по-настоящему стоящего!

Фото: facebook.com

Смотреть комментарии