Инвестиции2280510

Где найти деньги для развития бизнеса?

Как правило, у собственника два пути: оптимизировать расходы или привлекать внешнее финансирование. В этой статье – обзор основных вариантов привлечения денежных средств.

Каждый владелец бизнеса рано или поздно сталкивается с проблемой пополнения оборотных средств. Все компании последовательно проходят через определенные циклы развития, на смене которых и возникают трудности. Кому-то не хватает получаемых или накопленных средств на развитие и масштабирование, кому-то – на запуск новой продуктовой линейки или открытие еще одного бизнеса, а кто-то просто пытается удержаться на плаву.

Для тех, у кого нет времени ждать и читать статью до конца, потому что «деньги нужны вчера», и вы ищите небольшие средства в пределах 1 млн, сделаю отступление. Самый быстрый способ найти деньги – это кредит на физическое лицо.

На втором месте доступный, но и самый дорогой способ – это займ у знакомого. Откройте свою записную книжку, пролистайте справочник телефонов в мобильнике, поднимите базу лояльных клиентов и тупо позвоните. Обрисуйте ситуацию и возьмите в долг. Быстрее средства вы не найдете! Только сначала продумайте удобные для вас и возможные для бизнеса условия, на которых вы можете взять деньги, если вам их дадут. Все остальные способы требуют подготовки и времени на реализацию. 

Перечислю основные варианты.

Как правило, у собственника два пути: оптимизация расходов и изыскание внутренних резервов из недополученной прибыли или привлечение внешнего финансирования.

Внутренние резервы или оптимизация бизнеса

1. Проведение акции и реализации складских остатков

Количество привлеченных средств будет ограничено нереализованным размером складского запаса, поэтому сначала сопоставьте необходимую вам сумму с внутренним учетом. Не забудьте вычесть потери на рекламе и бонусах сотрудникам.

2. Внедрение в компанию политики лояльности клиентов

Требует временных и денежных затрат на грамотное внедрение системы в бизнес и обучение сотрудников. Позволяет высвободить дополнительный объем средств и увеличить продажи за счет замены скидок виртуальными баллами и мотивационными бонусами за покупку. Период реализации от 2 до 6 месяцев.

3. Необоснованное поднятие цен на ходовые позиции товаров (услуг)

Эффект скорее отрицательный, чем положительный. В условиях большой конкуренции приведет к оттоку клиентов и спаду продаж в первый же месяц внедрения.

4. Изымание средств из оборота и сокращение рекламного бюджета

Худшее решение, которое может предпринять собственник бизнеса. Приведет к дефициту товара, простоям в работе подрядчиков и срыву заказов, а также резкому, отложенному спаду продаж, который, как правило, происходит в течение 2-3 месяцев.

5. Оптимизация штата сотрудников, усиление отдела продаж

Необходимо время на поиск, обучение и адаптацию сотрудников. При правильном внедрении может дать хороший рост продаж, но процесс займет от 4 до 12 месяцев, поэтому рассчитывайте плановые показатели заранее.

Объем полученных и высвобожденных средств будет ограничен вашими текущими показателями продаж. Как правило, он колеблется в пределах 10-30% от оборота при условии грамотного внедрения. Чуда не будет! Поэтому, если вам нужны средства, превышающие сумму годового оборота, используйте внешнее финансирование, а эти способы выборочно применяйте только в профилактических, укрепляющих бизнес целях.

Внешнее финансирование

К внешнему финансированию относится банковское кредитование, частное инвестирование и займы, государственное субсидирование через получение гранта.

1. Банковское кредитование

В настоящее время самый распространенный вариант. Банки активно конкурируют между собой и предлагают доступные продукты. Но следует учесть, что решение о выдаче кредита принимается компьютерными алгоритмами, и повлиять на них могут только реальные, подтвержденные цифры вашего бизнеса.

2. Займы 

Займ получить проще всего. Как правило, он обеспечивается каким-либо имуществом. Чем быстрее нужны деньги, тем больший процент за использование средств вам придется выплатить. Не путайте займ с инвестированием. 

3. Частное инвестирование

Это привлечение в проект партнера с деньгами на условиях частичной продажи фирмы. Способ хорош тем, что вы разделяете риски бизнеса с новым партнером. Партнерство позволяет получить более лояльные условия по процентам или полное их отсутствие, что выгодно на начальном этапе, позволяя сократить финансовую нагрузку на бизнес.

Недостатком является период поиска инвестора, который в среднем занимает от 2 до 4 месяцев. Он осложняется еще и отсутствием у собственников бизнеса, да и у большинства начинающих инвесторов понимания категорий, на которые подразделяются инвесторы.

Для того, чтобы привлечь инвестора, вы не просто должны четко понимать, что вы хотите получить и на каких условиях, вы должны суметь продать свой бизнес. Да, именно продать! Инвестор, в отличие от банка, смотрит не только на цифры, но и на всю картину бизнеса, потому что в большинстве случаев принимает решение самостоятельно. Вы можете обманывать себя, но, если вы хотите разделять риски, вам придется реально оценить ситуацию, и изложить ее будущему партнеру. К тому же, чем больше сумма привлекаемых средств, тем больший процент придется отдать партнеру и смириться с частичной потерей единоличного контроля над своим бизнесом.

4. Субсидирование за счет выделения грантов

Самые лояльные условия предоставляются тем, кто получает государственную поддержку. Это и льготные проценты, и длительный срок, и отсрочка платежа, и даже полностью невозвратные инвестиции. Гранты проводятся несколько раз в год, для их получения существует целый перечень требований и конкурс из желающих. К получению гранта нужно готовиться заранее, как правило, за 1–1,5 года.

Все перечисленные выше способы хорошо известны и доступны, но, прежде чем искать средства, я рекомендую сначала реально оценить текущую ситуацию в бизнесе, после чего определиться с суммой и удобными условиями привлечения средств, и только после этого приступать к поиску. Помните, что крупные суммы  вы сможете привлечь только за счет внешнего финансирования. За мой 19-летний период работы в секторе сопровождения бизнес-проектов я не встречал ни одной, реально сбывшейся легенды о баснословной прибыли за 1-2 месяца за счет внедрения каких-либо инструментов оптимизации.

Многие допускают одну большую ошибку: не имея четкого понимания и опыта, пытаются найти черную кошку в темной комнате, тратя свое время, нервы и деньги, не понимая, что, как и где именно искать.

Читайте также:

Смотреть комментарии