Корпоративные финансы846110

Как понять, что банкротство компании – неизбежный вариант?

Когда компании нужно воспользоваться правом заявить о своем банкротстве? И что при этом учитывать? 

С 1 апреля 2022 года Правительство РФ ввело мораторий на внешние банкротства предприятий сроком на полгода. Это означает, что кредиторы, в том числе налоговая и банки, не смогут возбудить дело о банкротстве, а также будут приостановлены исполнительные производства. Тем не менее у самих компаний остается право подать заявление о своем банкротстве или отказаться от моратория. 

Какую ответственность несет компания при банкротстве 

Мораторий дает время адаптироваться к новым условиям, но не освобождает от финансовой ответственности. Если компания не выплачивает свои долги кредиторам (банку, налоговой, поставщику или подрядчику), то по истечении моратория они имеют право возбудить дело о банкротстве, а также потребовать через суд от руководства и главных учредителей погасить долги компании личными деньгами и имуществом. Другими словами, привлечь их к так называемой субсидиарной ответственности. В доковидном 2019 году по данным Федресурса судами по этой причине было взыскано 440 млрд руб. с 2,2 тыс. человек.

Суды встают на сторону кредитора в случае, когда обнаруживаются неправомерные действия должника. Например, сделки с «техническим» контрагентом, не ведущим реальной хозяйственной деятельности, продажи активов по заниженным ценам или продажи с отсрочкой платежа организации с заведомо нестабильным финансовым положением. Также отмечу, что генеральный директор обязан самостоятельно подать заявление о банкротстве, в случае, когда организация имеет просроченную на три месяца задолженность, которую не в состоянии оплатить. Если это не сделать, то есть вероятность привлечения к субсидиарной ответственности.

Предприниматель может избежать ответственности, если докажет в суде, что компания обанкротилась из-за финансового кризиса (абз. 2 п. 19 Постановления Пленума ВС РФ № 53), а он сам действовал разумно, экономически обоснованно, руководствовался интересами компании, и предоставлял банку реалистичные финансовые планы.

Практический совет: учитывайте возможность субсидиарной ответственности при банкротстве. Не нужно копить долги, например, налоговые или банковские, полагаясь на мораторий, их, возможно, придется оплатить из личного кармана. Не тяните и самостоятельно подавайте на банкротство, если не видите перспективы улучшения ситуации. С другой стороны, совершайте это обдуманно.

Чек-лист: все ли вы сделали, чтобы избежать банкротства

1. Восстановили платежеспособность

Получив внешний шок, предприятию прежде всего нужно выстоять. Жизненно необходимо составить обновленный план движения денежных средств, сделав его максимально точным хотя бы на горизонте нескольких месяцев. Если расчеты показывают кассовый разрыв – нехватку средств, то двигаясь от статьи к статье плана думайте совместно с коллегами, чем его закрыть. Общее правило здесь – перенести расходы по времени вправо, а выручку влево. Для этого sales-менеджеры и маркетинг могут предложить клиентам мотивационные акции. Например, купить услуги или товар со скидкой только до конца месяца.

Еще раз обзвоните задолжавших вам покупателей для истребования долга и постарайтесь получить отсрочку по вашей кредиторке. Используйте, где это возможно, личные отношения. Делайте акцент на заинтересованности в продолжении совместной работы. Поставьте на паузу инвестиции – например, отложите покупку нового оборудования – рынок здорово меняется и, возможно, их придется пересмотреть. Договоритесь о кредитных каникулах с банками. В условиях общего кризиса они, как правило, идут навстречу заемщикам.

2. Снизили расходы

Сведя концы с концами, нужно думать об экономике вашего предприятия в новой реальности. Ведь убыток нельзя вечно покрывать финансовыми мерами, рано или поздно он вылезет наружу. Оперативно поправьте план доходов и расходов до конца года, внимательно пройдясь по всем его статьям. Хотя в текущих условиях далеко не все можно спрогнозировать и будут явные натяжки, но это необходимо сделать, чтобы понимать, насколько плоха ситуация и над какими статьями можно поработать.

Начните с издержек. Попробуйте добиться скидки от поставщиков услуг: таможенного брокера, перевозчика, аудитора. В кризис спрос падает, и это может быть аргументом в переговорах. Если у вас в аренде помещение, просите о снижении стоимости квадратного метра, ведь сейчас точно освободится много площадей, и значит арендодатель будет заинтересован сохранить вас. Проверьте, нельзя ли отказаться от аутсорсинговых услуг, поручив эти обязанности штатным работникам.

Еще раз прошерстите административно-хозяйственные расходы, в хорошие времена они любят подрастать. Например, замените бумажную периодику на онлайн-версию, перейдите на бесплатное программное обеспечение (LibreOffice, Яндекс Документы), откажитесь от аренды живых растений, которые требуют платного обслуживания флористом.

Если вы кредитуетесь в банке, то учитывая, как выросла процентная ставка, попытайтесь передоговориться с основными поставщиками о рассрочке платежей. Это позволит высвободить средства на погашение кредита, а значит придется платить меньше процентов. Поищите выгодное рефинансирование в другом банке. 

3. Увеличили доходы

В новой ситуации стоит пересмотреть номенклатуру того, что вы продаете, и как продвигаете свой бизнес в рамках действующей бизнес-модели. Здесь нет универсальных советов. Опирайтесь на профессионализм ваших специалистов по продажам и маркетингу. Организуйте дополнительный обзвон клиентов, чтобы лучше понять их текущие потребности. После подготовьте совещание, где каждый сотрудник представит свои идеи. Лучшие предложения возьмите в реализацию, обеспечив финансовое вознаграждение тем, кто их разработал. Также мотивацией для сотрудников может стать потенциал возглавить развитие этих новые продуктов и направлений. 

Если ваши усилия по снижению издержек и увеличению выручки все же не окажутся достаточными, чтобы выйти в плюс, нужно менять суть: подумайте над сменой бизнес-модели, аудитории. Найдите, как сделать это в рамках внутренних возможностей компании, опираясь на имеющиеся производственные средства, компетенции и клиентскую базу.

Можно воспользоваться изменениями на рынке: сыграть на том, что из-за падения доходов, спрос сместится в более дешевый сегмент. Например, если вы владелец автосервиса для тюнинга дорогих авто, рассмотрите возможность перепрофилировать его в универсальный автосервис.

4. Продали бизнес

Если принятые меры по улучшению ситуации не вывели экономику предприятия на безубыточность, ищите покупателя на бизнес. Есть шанс, что вашей компанией заинтересуются более крупные конкуренты, чтобы получить каналы сбыта или налаженные связи с поставщиками. Ваши торговые помещения могут быть нужны сетям продуктового или аптечного ритейла. Попробуйте выйти на их владельцев без посредников, подняв все свои связи. Если у вас есть личные поручительства по кредитам, оговорите снять их при продаже. Этот вариант оставляет вас без бизнеса, но также позволит избежать банкротства и субсидиарной ответственности.

Смоделируем пример

Теперь на примере салона тюнинга дорогих автомобилей смоделируем, как может развиваться ситуация в кризис. У предприятия есть помещение в аренде, в кредит куплено оборудование. Основной актив – это блог Instagram (соцсеть запрещена в РФ), через который, наряду с сарафанным радио, приходят клиенты. По бизнесу пришлось два удара – сократился спрос, и закрыт один из каналов продвижения услуг. Что делать в такой ситуации? 

Если принятые антикризисные меры не дали достаточного эффекта – убытки и долги накапливаются, а покупателя на бизнес найти не получается, то нужно не тянуть и решаться на банкротство компании.

Кризис и ваши разумные шаги – это весомый аргумент в суде, чтобы избежать субсидиарной ответственности.

Читайте также:

Смотреть комментарии