Бизнес-курсы1488715

EdTech: что мешает образовательным проектам стать большим бизнесом в России

Почему без внедрения EdTech вузы и колледжи могут потерять абитуриентов?

В стартовавшем раньше западном EdTech работают такие гиганты как Apple, Microsoft и Google, которые имеют свои образовательные стартапы. Кремниевая долина пронизана образовательными проектами, потому что для них это часть большого бизнеса.

В России EdTech как отрасль находится в начале своего исторического развития, только формируется, ориентируясь на Запад, пытаясь стать новой нормой для государственных и коммерческих вузов и колледжей. Сделаем попытку разобраться, в чем выгоды для учебных заведений и почему «включение» вузов и колледжей в EdTech – принципиальный вопрос регионального развития.

Отношения EdTech-стартапов и российской системы образования

Во-первых, нужно учитывать специфику высшего и среднего профессионального образования – оно преимущественно государственное. На Западе EdTech в основном работает с платным образованием, поскольку там университеты более коммерциализированы, воспринимают себя как корпорации, и им проще принимать различные информационные ресурсы, новинки, ноу-хау, проще экспериментировать. Иметь дело с государственными институтами сложнее по объективным причинам: здесь больше нормативного регулирования, централизации, контроля со стороны государственных структур, и возможность для экспериментов сужена.

Во-вторых, наш EdTech рожден во время сложной ситуации – пока еще не сформировались лидеры отрасли именно высшего и среднего профессионального образования. Есть лидеры, которые работают с дополнительным образованием детей и взрослых: Skyeng, «Алгоритмика», «Учи.ру». А до вузов и колледжей EdTech пока добрался не в таком объеме. Для школьников многое зависит от родителей – если они прогрессивные и хотят обеспечить своему ребенку онлайн-образование, для них нет проблемы в том, чтобы часть бюджета, который они выделяют на кружки, секции, развлекательные и научно-популярные мероприятия, потратить на EdTech. В высшем и среднем профессиональном образовании нет такого независимого игрока, мало студентов понимают необходимость и финансово состоятельны в той степени, чтобы сформировать независимый спрос на развитие этого сектора.

В-третьих, информационная сфера регулируется государством. Не всегда можно пользоваться иностранными ресурсами, которые получают персональные данные пользователей. С одной стороны, это помогает отечественному EdTech, потому что многие западные гиганты просто не могут прийти на российский рынок, с другой стороны, здесь возникают внутренние проблемы, потому что новые законодательные рамки совсем не замечают такого «младенца», как EdTech, который пытается выжить посреди бушующего информационно-коммуникационного океана.

Развитие EdTech не является приоритетом как цифрового развития национальных проектов, так и развития образования. Но есть и плюсы – тут есть где развернуться, нет глобальной монополии, которая диктовала бы всем свои правила, есть место для творчества, конкуренции, взаимного обогащения идеями, чтобы развивались разные пути: сервисы, методики, методологии, принципы взаимодействия с клиентами – будь то образовательные учреждения или физлица.

Сейчас происходит рождение новой отрасли, креативный процесс. Перспективы EdTech очень большие, потому что те самые школьники, которые уже привыкли к образовательным технологиям в школе, приходя в колледжи и вузы, готовы к тому, что образование не сводится к аудиторной нагрузке, и привыкли к огромному изобилию обучающих сервисов – будь то контент, коммуникационные сервисы, платформы репетиторов или что-то еще. Это эволюционно перетекает со школьного уровня на следующие.

Четыре преимущества EdTech для вузов и колледжей

1. Качественная профориентация

Возможность качественной профориентации, профотбора и привлечения мотивированных, сильных абитуриентов, чтобы поступающие шли туда, где им рады, где им могут помочь. В аналоговом мире либо ориентировались на внешние показатели престижности, либо «тыкали» наугад.

Примером качественной организации смычки между абитуриентами и вузом может послужить приемная кампания Томского государственного университета. С помощью цифровых следов школьников «ВКонтакте» ВУЗ анализирует интересы и круг общения, таким образом, находит потенциальных студентов, отправляя им персонализированные приглашения к обучению. Эта схема идентификации перспективных абитуриентов действительно работает – в последний год конверсия составила 5%. Чем больше будет качественных абитуриентов, тем больше привлечется денег – либо это государственные деньги «за души», либо коммерческие места. А значит, можно открывать новые программы, полностью их укомплектовывать студентами.

2. Удержание студентов

Удержание студента – не менее важно с финансовой точки зрения. Многие некачественно поступившие студенты испытывают острое разочарование. Они прогуливают, отсеиваются, переводятся, и это проблема – исчезая из образовательного учреждения, они лишают его денег. Нужно довести их до финиша с нужным результатом.

3. Связующее звено между работодателем и будущими сотрудниками

Третья основа – когда их довели до выпуска, смычка между колледжами/университетами и работодателями. На этой смычке учебные заведения тоже могут зарабатывать деньги, если будут «выдавать» работодателям нужных им студентов, фактически привлекать от работодателя дополнительные средства. Ведь только крупные компании могут позволить себе собственные корпоративные университеты, а всем остальным выгоднее, чтобы к ним приходили уже готовые выпускники – и тут EdTech может выступать в качестве связки между работодателями и образовательными организациями, помогать работодателям и сотрудникам найти друг друга.

4. Экономия средств за счет автоматизации

Например, преподаватель читает одну и ту же лекцию несколько раз за день. Какой смысл? Можно с помощью цифровых технологий собрать несколько потоков в одной цифровой аудитории на время этой лекции и потом всех развести по группам.

С EdTech возможны индивидуальные образовательные траектории, что экономит много ресурсов учебным заведениям – за счет зарплат (надо платить за одну нагрузку, а не несколько), за счет расходов на организацию (все происходит в цифровой среде), за счет расходов на инфраструктуру кампуса (можно вместо нескольких кампусов содержать один). Автоматизируется много процессов, снижая внеучебную нагрузку, разгружая преподавателей от ручной отчетности.

В Донском техническом государственном университете закупают специальную программу «Авто» для автоматизированного составления учебного расписания и опираются на собственные разработки в подготовке программ дисциплин для составления учебного плана, чтобы преподаватели и лаборанты не занимались этим вручную.

Виды учебных заведений по степени вовлеченности в EdTech

С этой точки зрения можно разделить учебные заведения на три вида. Страна большая, везде разное положение – в некоторых колледжах нет электричества, не то что Интернета. На развитие EdTech в нашей огромной стране потребуется минимум десятилетие.

  1. Пока не задумываются об EdTech. Пытаются все делать по-старинке, «ручками». Образовательная среда консервативна, они так привыкли, им так спокойнее. К сожалению, здесь многое связано с хроническим недофинансированием многих региональных учебных заведений, особенно отраслевых, связанных с сельским хозяйством, культурой. Нет ресурсов, чтобы инвестировать в собственное развитие.
  2. Передовики. Эти наоборот думают, что могут все эффективно построить внутри себя. Есть пара десятков крупнейших вузов, которые пытаются создавать EdTech как внутренние сервисы. У них действуют огромные центры, которые этим занимаются. Это прекрасная лаборатория для стартапов, потому что многие идеи рождаются там. Но проблема в том, что каждый раз приходится изобретать велосипед, многие заведения делают одно и то же, тратят ресурсы и не обмениваются наработками. Следовательно, начинают отставать в развитии, потому что не двигаются вперед, а вынуждены постоянно доделывать то, чего им не хватает – это тупиковый путь. Каким бы большим не был ВУЗ, его масштабов не хватит на то, чтобы стать достаточной площадкой для развития грамотного и современного EdTech-ресурса. Просто нет такого огромного вуза, который сопоставим с общим пространством высшего или среднего профессионального образования России.
  3. Видят необходимость в EdTech. Эти вузы и колледжи думают насчет неких общих решений, но понимают, что сами они их точно не создадут. Здесь начинаются поиски партнеров и выстраивание экосистем. Дело в том, что многие EdTech-сервисы не конкурируют, а дополняют друг друга. Одни лучше работают с контентом, кто-то заточен под электронный документооборот, например 1С, третьи заточены под коммуникацию. И когда они начинают друг с другом взаимодействовать, получаются интересные возможности.

Попытка создать универсальный сервис – это как утка, которая плохо плавает, плохо бегает и плохо летает. Да, она умеет все, но не в той степени, чтобы быть лидером, и лидеры начинают подъедать ее со всех сторон, соединяясь между собой. Университету проще купить трех лидеров, чем работать с «уткой». Так вузы и колледжи начинают кооперироваться между собой – повышается роль отраслевой кооперации и внутри регионов. Возникает целое пространство, которое начинает жить экосистемой EdTech.

Начать внедрять EdTech необходимо уже сейчас

EdTech будет каналом перекачки перспективных абитуриентов из малоэффективных учебных заведений в высокоэффективные. Если отстать на несколько эволюционных шагов сейчас, то можно просто потерять входной поток в обозримом будущем, поэтому пора задуматься, чтобы сохраниться и выжить. Это вопрос выживания региональных вузов и колледжей – то есть глобальный вопрос выживания регионального развития, иначе крупные города все объедят. Если учебное заведение не задумается об EdTech сегодня, то, возможно, через 10 лет у него не будет абитуриентов или придут только двоечники, которые читают по слогам.

Кто заинтересован инвестировать в EdTech

С одной стороны, EdTech – это бизнес, который смотрит на возможности рынка и надеется, что рост образовательного рынка повлечет за собой развитие EdTech, также как рост финансового рынка влечет за собой рост Финтеха: мобильные приложения росли вместе с банками. С другой – поскольку наша образовательная система государственная на 70%, то EdTech – это поле государственного и частного партнерства, соприкосновения государственных и частных интересов, где бизнес помогает решать задачи государства в образовании. А государство за это помогает финансировать проекты: кто-то развивается по подписке, кто-то по грантам, кто-то по целевым участиям, много разных моделей, но в России это поле такого типа взаимодействия. И конечно, третий заинтересованный игрок – это работодатель. Чем больше EdTech смотрит на потребности работодателей, тем больше работодатели заинтересованы инвестировать.

Проблема в том, что отрасль EdTech еще не стала привычной, надо всем доказывать, что она нужна. Это сверхновая звезда, которая пока еще в самом начале своего роста, и ей непросто, потому что ее пока не замечают. Что такое сотовая связь, все поняли, но в начале 1990-х каждой компании сотовой связи приходилось доказывать, что она нужна. Когда автомобиль боролся с телегой, сначала было непросто объяснить – упряжка ехала быстрее, чем первый автомобиль.

Фото: freepik.com

Также читайте:

Смотреть комментарии