Когда четыре года назад я всерьез занялась вопросами собственного развития в профессии коуча, я задумалась, чем мне могут помочь концепции Фрейда и его исследования в области бессознательного. Результатом изучения фрейдовских теорий психического аппарата стало не только изменение моего подхода к собственной работе, но и подготовка курса о технике бизнес-коучинга для одного из ведущих вузов России.
Благодаря психоаналитическим теориям и методам, я получила множество дополнительных инструментов для коучинга, расширила свой профессиональный репертуар. А мои клиенты с их помощью находят ответы на свои многочисленные «почему у меня получается именно так, а не как-то иначе?».
Благодаря четырем годам поисков и систематизации своих знаний, я могу выделить пять основных преимуществ психоаналитического метода с точки зрения практической работы бизнес-коуча:
- Развивает способность клиента к саморефлексии.
- Способствует пониманию, как личная история клиента сформировала его способность справляться с текущими бизнес-задачами.
- Дает возможность исследовать отношения между коучем и клиентом в рамках сессии с целью корректировки поведения клиента в его реальной жизни. Проблема клиента разыгрывается в ходе сессии через его отношение к коучу. Это и есть та реальность, которую можно исследовать относительно бизнес-задач клиента.
- Дает понимание важности рабочих отношений коуча и клиента.Создание безопасной среды и доверительных отношений в рамках сессии помогает клиенту говорить о том, что его действительно волнует. Коуч помогает своему клиенту встретиться со страхами, тревогами и внутренними ограничениями. Клиент ищет правду о себе, коуч создает пространство, в котором клиент сможет спокойно обращаться к своим чувствам и конфронтировать их. Таким образом, коуч развивает способность у клиента понимать себя и другого, переносит / связывает эту способность с реальными бизнес-задачами клиента.
- Психоаналитический коуч моделирует для клиента новый способ бытия, мышления и действий, помогает сформировать рефлексирующее коучинговое «я» и понять связь между тем, что происходит в его внутреннем мире и тем, что происходит в реальном мире решения его бизнес-задач, управления и ответственности за людей.
Работа в психоаналитическом подходе состоит из трех основных этапов:
1. Начало. Понимание того, что происходит, и оценка возможности использовать психоаналитический подход в работе с клиентом:
- Способен ли клиент ассоциировать свободно.
- Уровень инсайта: насколько саморефлексивным является клиент, насколько глубоко его понимание себя, насколько подвижна его психика.
- Как клиент относится к коучу: установление или избегание контакта.
- Способен ли клиент вынести интерпретацию, или для него достаточно простого прояснения.
- Способен ли клиент принять интерпретацию и обработать ее во время сессии.
2. Проработка запроса. Работа с переносными и контрпереносными реакциями, которые помогают понять, в чем проблемы клиента, и как он может трансформироваться. Конфронтирование защитит и их интерпретации.
3. Финальная часть. Закрепление, формирование «рефлексирующего я» относительно запроса и организационного контекста, понимания организационной культуры и способов функционирования организации. Коуч трансформирует переносные реакции клиента на организацию.
Есть еще один важный вопрос, связанный непосредственно с методом, – завышенные ожидания от результатов работы. Можно ли с помощью инструментов психоаналитического коучинга кардинально изменить свои поведенческие привычки? Можно ли раз и навсегда разбудить в себе чемпиона, готового побеждать?
Здесь речь идет, скорее всего, о развитии некоторого набора навыков, с помощью которых человек будет стараться разрабатывать свои успешные стратегии, и именно они приведут его к целям, которые им были озвучены коучу. Тогда вопрос, сформулированный в самом начале, может быть уточнен таким образом: может ли коучинг помочь разработать некий набор успешных стратегий для конкретного индивидуума, учитывая только ему присущие психологические возможности и ограничения?
В психоаналитической парадигме изменение поведения достигается через понимание базовых внутренних конфликтов клиента. Признание эмоций в пространстве сессии и связанных с ними бессознательных блоков, которые не позволяют клиенту развить тот или иной навык, помогает осознать воздействие этих эмоций на формирование «нужного» поведения, корректировать его для достижения поставленных целей. И это – про фрейдовскую динамику психики.
А вот дальше – про экономику. Согласно фрейдовской экономической теории, психологическая энергия следует закону сохранения, энтропии и трансформации, которая увеличивает или уменьшает тенденцию к энтропии. То есть психика стремится к получению удовольствия и избеганию неудовольствия любой ценой, что для нашего главного вопроса – может ли коучинг помочь разработать раз и навсегда успешную, присущую только данному индивидууму стратегию поведения – является ключевым. И ответ на этот вопрос однозначен: нет, не может. Сколько ни убеждай свою психику, что в новой стратегии поведения и есть для нее удовольствие, она спустя некоторое время после прекращения работы с коучем, в той или иной форме, все равно будет стремиться к своим давно наработанным паттернам получения удовольствия.
А вот чем действительно может помочь психоаналитический коучинг как инструмент для развития навыков так это:
- Призвать на помощь потенциал эмоций, возникающих у человека в связи с освоением конкретного вида того или иного навыка.
- Помочь клиенту переработать в пространстве сессии чувство тревоги, возникающее в связи с освоением данного навыка.
- Помочь в пространстве сессии осознать переработанные чувства и направить их в сторону корректировки / сдвига поведения, позволяющего достичь поставленные цели.
Обратите внимание скорректировать, но не изменить. Найти дополнительный источник страсти, силы, удовольствия для развития этого навыка, чтобы помочь совершить сдвиг в изменении поведения. В этом случае, реальные ожидания от коучинга могут стать основой для будущей успешной работы.