MBA за рубежом123352

MBA: Азия бьет Европу и Америку

Пятнадцать азиатских бизнес-школ обогнали семьдесят конкурентов из стран Старого и Нового света в рейтинге Financial Times. Почему?

В январе 2018 года газета Financial Times опубликовала ежегодный рейтинг мировых программ full-time MBA – Global MBA Ranking 2018. В него вошли программы 15 бизнес-школ из азиатского региона. Это рекордный показатель за всю историю существования рейтинга. В чем особенности MBA в Азии? Какие перспективы открываются перед выпускниками азиатских бизнес-школ? Об этом – в обзоре Executive.ru.

Школы-лидеры. Версия FT

В 2018 году лидером глобального рейтинга MBA-программ Financial Times стала американская Stanford Graduate School of Business, опередившая франко-сингапурскую INSEAD – лидера предыдущего года. На третьем месте расположилась школа Wharton. А безусловным лидером азиатской части рейтинга стала китайская CEIBS, занявшая восьмую позицию. Всего в рейтинг-2018 вошли семь школ из Китая, четыре из Индии, три из Сингапура и одна из Южной Кореи.

Подход, на основе которого FT ранжирует бизнес-школы, предполагает сравнение финансовых достижений выпускников программ MBA через три года с момента окончания обучения. За ориентир берется среднегодовая зарплата в долларах США, пересчитанная с учетом покупательной способности в разных странах, и приведение доходов менеджеров в разных отраслях к средневзвешенному показателю. Последнее исследование охватило 155 школ и 100 программ full-time MBA.

15 школ Азии в рейтинге Financial Times-2018

Азиатский рейтинг / Глобальный рейтинг

Бизнес-школа

Страна

Средняя зарплата через три года, $

Рост зарплаты за три года, %

1 / 8

CEIBS

Китай

162 858

168

2 / 14

HKUST Business School

Китай

158 119

112

3 / 18

NUS Business School

Сингапур

143 917

134

4 / 22

Nanyang Business School

Сингапур

132 288

125

5 / 28

Indian School of Business

Индия

148 974

164

6 / 31

Indian Institute of Management Ahmedabad

Индия

175 801

101

7 / 33

University of Hong Kong

Китай

128 245

121

8 / 34

Shanghai Jiao Tong University: Antai

Китай

121 635

182

9 / 35

Indian Institute of Management Bangalore

Индия

166 651

114

10 / 39

Renmin University of China School of Business

Китай

100 003

173

11 / 42

Fudan University School of Management

Китай

103 032

175

12 / 43

CUHK Business School

Китай

122 866

108

13 / 49

Singapore Management University: Lee Kong Chian

Сингапур

112 173

134

14 / 51

Sungkyunkwan University GSB

Южная Корея

113 701

93

15 /7 8

Indian Institute of Management Calcutta

Индия

139 244

117

Чем сильны азиатские школы

Успех «азиатов» неслучаен и вполне закономерен. Бизнес-образование в регионе активно развивается на фоне бурного роста экономики. И, несмотря на то, что эти учебные заведения еще достаточно молоды (например, китайская CEIBS была основана в Шанхае в 1994 году, а гонконгская HKUST – в 1991 году), интерес к ним проявляют как потенциальные слушатели, так и будущие работодатели. В Азию направлены огромные международные инвестиции, и бизнес активно поддерживает местные школы.

Популярность азиатских программ full-time MBA подтверждают и результаты исследования Applications Trends Survey Report, проведенного международной организацией Graduate Management Admissions Council (GMAC). Так, в Восточной и Юго-Восточной Азии рост заявок, поданных в 2017 году на двухлетние программы, составил 77%, и на 58% стало больше желающих пройти подобные однолетние программы. А количество заявок на двухлетние программы индийских школ увеличилось на 85%.

Качество образования в топовых вузах Азии сравнимо с Европой и США. При этом многие бизнес-школы поддерживаются государством: скажем, CEIBS была создана китайским правительством совместно с Евросоюзом. И благодаря этому стоимость обучения в странах Азии ниже. Вот лишь несколько примеров без учета расходов на проживание, питание и транспорт:

Для сравнения: по среднемировым меркам стоимость двенадцатимесячной программы full-time MBA, по сведениям FT, составляет $86 тыс. А десятимесячное обучение в сингапурском кампусе INSEAD стоит 82 тыс. евро.

Кроме того, во многих азиатских странах правительство выделяет стипендии и гранты для иностранных студентов. В CEIBS финансовую помощь, покрывающую от 40% до 100% стоимости программы MBA, получают более 70% слушателей, которые закончат учебу в 2019 году. Самые высокие шансы на стипендию в бизнес-школах Азии у кандидатов с обширным опытом работы, высокими результатами GMAT, хорошими рекомендациями, успешным вступительным интервью. Для иностранцев безусловное преимущество – знание китайского или другого азиатского языка.

Ряд европейских и американских университетов открывают в Азии филиалы, создают новые партнерства, позволяющие студентам получить здесь диплом западного образца. Особенно богаты совместными проектами сингапурские университеты. У NUS Business School есть двойные программы с французской HEC, английской London School of Economics and Political Science (LSE), американским университетом Yale. В самом Сингапуре расположены кампусы бизнес-школы Чикагского университета и той же французской INSEAD. И таких примеров становится все больше.

Другая отличительная особенность азиатских бизнес-программ – в их гибкости. В силу своей молодости школы Китая, Индии, Сингапура, Кореи более чутко реагируют на изменения в экономике, нежели их почтенные западные конкуренты. Они ценят западную методологию и перенимают специфику организации учебного процесса, сочетая с материалом, отражающим особенности ведения бизнеса в регионе.

Так, в 2017 году CEIBS усилила цифровую составляющую в своих программах, чтобы повысить конкурентоспособность своих выпускников. Ее слушатели посещают китайские предприятия, а также выполняют проекты, отвечающие текущим запросам компаний, многие из которых связаны с цифровой экономикой и актуальными рыночными трендами: Industry 4.0, IoT, VR и Big Data. «Цифровая революция в Китае изменила способ ведения бизнеса, поэтому мы должны изменить и наш подход к бизнес-обучению», – отмечает профессор Хуан Фернандес, заместитель декана и директор программ MBA в CEIBS.

Кому стоит ориентироваться на Восток

По данным Financial Times, свыше 90% среднестатистических выпускников бизнес-школ Азии находят новую работу или принимают предложения от работодателей в течение трех месяцев после получения диплома. И зарплаты их быстро растут. Так, с 2014 по 2017 год доход выпускников китайской Antai (Shanghai Jiao Tong University) вырос на 182%, а у выпускников Fudan University School of Management и CEIBS этот показатель составил 175% и 168% соответственно.

В HKUST Business School иностранцы составляют порядка 70% слушателей программ MBA, а в NUS Business School – 87%. Высока доля выходцев из разных регионов мира в других школах, участвующих в рейтинге FT. Кому может быть интересно обучение в Азии? В первую очередь, тем, кто планирует в дальнейшем искать работу в одной из стран региона или работать с азиатскими рынками. Так, по статистике CEIBS, около 78% ее иностранных выпускников в 2017 году остались работать в АТР. И это закономерно. В период обучения у слушателей школы есть возможность пройти стажировку в китайских и международных компаниях. Лекции и практические занятия здесь проводят не только профессора с мировым именем, но и топ-менеджеры, консультанты крупных бизнес-организаций. Это дает опыт и более глубокое понимание регионального рынка, позволяет установить полезные деловые контакты, познакомиться с особенностями китайского менталитета и культуры ведения бизнеса.

В самых крупных азиатских школах – таких, как шанхайская CEIBS, гонконгская HKUST, сингапурская NUS Business School, – есть программы на английском языке. Так что, если вы не владеете китайским или языком другой страны, это не станет препятствием.

По материалам: ft.com, topmba.com, gmac.com

Фото: instagram.com

Смотреть комментарии