Корпоративное обучение99732

Как изменился рынок корпоративного образования в 2022 году

Результаты исследования: как в российских компаниях изменились отношение к развитию сотрудников, бюджеты, инструменты и подходы к обучению персонала.

Наша компания работает в сфере оценки и тестирования сотрудников уже 11 лет, и мы можем сказать точно: в любой кризис компаниям просто необходимо заниматься обучением персонала. Эти слова легко подтвердить при помощи Google Trends и Яндекс Wordstat: пики по запросу «Обучение сотрудников» приходятся на 2008-2009 годы, 2014-2015 и март 2022 года.

Почему обучение персонала – это важно?

Как минимум, потому что:

Все эти пункты приобретают особый смысл в условиях экономии и поисков новых вариантов оптимизации бюджета. Поэтому мы с интересом следим за рынком корпоративного обучения и решили провести собственное исследование, как этот рынок поменялся за последние месяцы.

Участники исследования

В нашем исследовании приняли участие CEO, HR-менеджеры, HRBP, руководители корпоративных центров обучения и L&D/T&D-специалисты из 107 компаний различных сфер: IT, производств, ритейла, недвижимости, фармацевтики, банков, HoReCa, авто, рекламы и образования. 21% респондентов работает в компаниях со 150-300 сотрудниками в штате, 15% – с 300-1000 людьми, 36% – с 1000-10 000, а 8% – представители корпораций с +10 000 сотрудников.

В 30% опрошенных компаний программы обучения отсутствовали и до текущего кризиса. Основные причины отсутствия программ – небольшое число сотрудников (в среднем, до 150) и ограничения в бюджете (по 50%), а самый актуальный вызов – непонимание, что будет с бизнесом в ближайшее время (33%). В качестве других причин респонденты упомянули отсутствие соответствующих бизнес-задач и опыта в проведении обучения.

В каждой второй компании бюджеты на обучение упали

Главное, что нам было интересно в рамках исследования – выяснить, как внезапно разразившийся кризис повлиял на бюджеты обучения. В результате картина оказалась довольно предсказуемой, хотя 7% компаний не просто не снизили бюджеты, а даже выделили на развитие сотрудников дополнительные суммы. 43% респондентов отметили, что бюджеты остались прежними.

Со снижением затрат на обучение столкнулись в каждой второй компании. При этом самый популярный вариант – полное обнуление бюджетов (14%). В 10% случаев затраты упали на четверть, в 8% – больше чем в 2 раза. Особенной корреляции размера компании с изменениями бюджетов нам заметить не удалось.

Интересно, что несмотря на падение бюджетов, в 35% компаний возросли сами объемы – учиться и учить стали чаще. Это значит, что:

  1. Бизнес оптимизирует затраты и выжимает максимум из своих текущих ресурсов (в том числе, интеллектуальных).
  2. Стремительно меняющаяся ситуация требует дополнительно адаптировать сотрудников и развивать у них определенные компетенции.

Этому была посвящена вторая часть нашего опроса.

Крупные компании думают об импортозамещении, а небольшие о продажах

Мы спросили у CEO компаний и HR-специалистов о том, изменились ли корпоративные программы обучения за последние три месяца. В результате, только в 30% компаний кризис никак не отразился на развитии сотрудников. 36% респондентов признались, что изменения в программах уже вступили в силу, а еще 34% – что они запланированы.

В крупных компаниях (+1000 сотрудников) респонденты отметили следующие тренды:

В небольших компаниях (50-300 сотрудников) нам удалось выявить такие закономерности:

Популярные форматы и трендовые темы обучения

В целом, многие знакомые тенденции в обучении сохранились до сих пор. Так, тренд на дистанционное образование все еще силен: в 24% компаний практикуется только такой формат. Еще 59% респондентов отметили, что их сотрудники обучаются гибридно – как очно, так и онлайн. В обоих случаях HR-специалисты используют полноценные LMS-платформы или системы для массового тестирования и оценки персонала.

Интересно, что самым популярным инструментом обучения среди наших респондентов стали командные тренинги (71%). Следом расположились привычные для «дистанта» видеоуроки и электронные курсы (по 65%). Наставничество практикуют в 59% компаний, вебинары используют в 47%. Немного отошли на второй план популярные раньше бизнес-игры (41%) и коучинг (29%), скорее всего, это связано с их высокой стоимостью.

Весенний кризис отразился и на темах обучения. В числе самых популярных – топики, направленные на руководителей: управление изменениями (65%) и командами (47%), стратегический менеджмент (37%) и антикризисное управление (21%).

Самая популярная тема для рядовых сотрудников – это стресс-менеджмент, который упомянули 53% респондентов. Среди лидеров также оказались темы, направленные на повышение компетенций и навыков сотрудников: профессиональные знания (59%), продажи и переговоры (59%), повышение личной эффективности (43%), кросс-функциональное взаимодействие (43%), продуктовые тренинги (41%) и стандарты безопасности (29%).

Результаты исследования

Даже в условиях санкций и урезанных бюджетов российские компании понимают, насколько важно вкладываться в обучение сотрудников. Отечественные организации чаще будут фокусироваться на внутренних ресурсах и экспертизе – это отличная стратегия, которая не только позволит сэкономить, но и воспитает лидеров и собственных менторов. Важно при этом не забывать о профессиональном развитии сотрудников. Рано или поздно любой кризис заканчивается, а побеждают самые гибкие и адаптированные к новым условиям.

Инфографика: StartExam

Также читайте:

Смотреть комментарии