Корпоративное обучение1473231

Как трансформировать бизнес-стратегию, чтобы быстрее выйти из кризиса

Ключевая задача бизнеса на сегодня – пересмотр стратегии компании, чтобы быстрее выйти на нужные показатели. Какие шаги нужно для этого сделать?

Стратегическое видение важно как никогда

Несмотря на то, что долгосрочное прогнозирование сейчас выглядит как пустая трата времени, планирование никуда не делось и даже приобрело новые смыслы. Нужно понимать, что и как делать при любом сценарии, в том числе самом негативном. 

Для этого важно определить цели на неделю, месяц и год (хотя бы приблизительно), оставляя возможность для «маневров», и выделить основные задачи на эти периоды.

Например, если конкуренты покинули российский рынок, можно забрать их клиентов себе. Поставьте месячную цель (к примеру, увеличить количество заказчиков на 10%) и разработайте детальный план ее реализации. Можно напрямую выйти на соперников и обсудить условия передачи портфеля, активизировать продажи, маркетинговые активности или даже предложить контракт их сотрудникам, обладающим ключевыми компетенциями.

Если же вы видите, что рынок и объемы вашего бизнеса катятся вниз – включите режим выживания, осознайте четкую связь стратегии, антикризисного плана и оперативности принимаемых решений. В этом случае необходимо: 

Все эти шаги нужно делать уже сейчас. Меры, принятые в ближайшие 18 месяцев, как показывает опыт прошлых кризисов, обусловят развитие бизнеса на многие годы.

Как ускорить позитивные изменения

Опережение отраслевых тенденций – мощнейший рычаг положительного воздействия на экономику. И один из наиболее эффективных шагов – работа с портфелем активов, что обеспечивает создание от 40 до 80% стоимости компаний и может значительно влиять на рост выручки («Strategy Beyond the Hockey Stick» by Chris Bradley, Martin Hirt). Это подразумевает перераспределение ресурсов в прибыльные области, проведение M&A (слияния и поглощения) для ускорения позитивных изменений, избавление от непрофильных активов, инвестирование в развитие мощностей.

Чтобы процесс не останавливался, действуйте так:

  1. Проанализируйте и зафиксируйте точку, в которой находитесь, свои амбиции, ресурсы, бюджет;
  2. Ищите источники для развития, проводите воркшопы с командой – хорошо, если включится режим «здорового конфликта», ведь чем больше мнений, тем объективнее будут стратегические инициативы;
  3. Постройте новую «динамическую» карту приоритетных шагов и активностей, которые в текущих реалиях стоит пересматривать каждую неделю, две, раз в месяц, зависит от масштаба бизнеса.
  4. Вовлекайте в работу все заинтересованные стороны, контролируйте исполнение.

Как реагировать на снижение потребительской способности

Цены растут на все: если и остались люди, которые пока не замечают подорожания, то скоро и они в этом убедятся. А доходы потребителей держатся на прежнем уровне, поэтому многие россияне будут отказываться от привычных ранее товаров и услуг. Как же быть?

1. Помните, что главное – сохранить позиции. На прогрессивный рост сейчас могут рассчитывать единицы, поэтому жертвуйте маржинальностью и лишь потом набирайте обороты. Лучше какое-то время не повышать цены и даже стараться снижать стоимость ваших продуктов – так можно сохранить клиентов и привлечь новых. Например, провести переговоры с клиентами об увеличении своей доли в объеме предоставляемых ваших продуктов/услуг без повышения цен с вашей стороны.

2. Рассмотрите переход в низкоценовые сегменты. К примеру, если раньше вы работали с лучшими заведениями общепита, подумайте о переориентации на кафе среднего или экономкласса. Занимались продажей дизайнерской одежды в элитных бутиках? Есть более дешевые магазины, где представлены товары, которые не сильно бьют по карману потребителя.

3. Сократите ассортимент и сконцентрируйтесь на продуктах и сервисах, которые ближе всего к закрытию человеческих потребностей по пирамиде Маслоу. Спрос на товары длительного пользования падает – люди переходят в режим экономии.

Как оставить только самых эффективных сотрудников и пересмотреть штат

К сожалению, в условиях кризиса оптимизация и перестройка бизнеса сопровождается волной сокращений. Как правило, перед принятием таких решений проводится анализ штатной численности в разрезе функций и реальной загрузки, вклада в развитие компании, определение так называемого «сердца коллектива». Как это сделать?

Два пути выхода из кризиса

Рано или поздно тяжелые времена закончатся, а к нам вернется возможность дальнейшего развития. Чтобы «выстрелить» в этот момент, можно использовать два пути. 

1. Изменить позиционирование бизнеса: кейс Booking Holdings

Модифицировать стратегию и провести коренное «перепозиционирование» бизнеса, как в конце 1990-х сделал Booking Holdings (Priceline.com).

В одной из публикаций CB Insights Research описывается посткризисное возрождение интернет-компании Priceline.com. Точкой отсчета стала весна 1999 года, когда на волне бурного развития сетевой коммерции, «доткомов», Priceline.com, используя инновационную модель ценообразования при продаже авиабилетов, достигла пика своего успеха и $990 за акцию.

Компания активно масштабировалась и, помимо авиабилетов, включила в перечень предлагаемых услуг бронирование отелей, аренду авто, а также дополнительные опции – продажу бензина, доставку продуктов и даже ипотечное кредитование. Все это поддерживалось агрессивной рекламной политикой, в том числе кампаниями на ТВ с участием известного в те годы канадского актера Уильяма Шатнера.

Однако, несмотря на вдохновляющие успехи конца 1990-х, Priceline.com не смогла избежать последствий стагнации сферы интернет-коммерции, известной как «крах доткомов». Расширение профиля за рамки чисто туристической деятельности не принесло ожидаемых результатов – компания оказалась в проигрышном положении по сравнению с узконаправленными сервисами турфирм и авиаперевозчиков. За очень короткий срок котировки акций Priceline.com обрушились и уже к концу 2000-го достигли минимума в $5. Усугубил ситуацию и общеотраслевой кризис авиаперевозок, закономерно последовавший за трагедией 11 сентября 2001 года.

Но после стремительного падения компания выжила и под названием Booking Holdings функционирует до сих пор, в отличие от большинства интернет-сервисов первой волны, завершившейся лопнувшим «пузырем доткомов» в конце 1990-х. Залогом возрождения после тотального краха стал отказ от непрофильных услуг, повлекший сокращение персонала, и возврат к туристической сфере с активным поглощением наиболее перспективных конкурентов.

После теракта 11 сентября, в наибольшей степени ударившего именно по авиаиндустрии, фирма переориентировалась на гостиничный сектор, который сохранял высокую рентабельность и был востребован всегда – независимо от конъюнктуры на рынке перевозок. Для расширения географии своего присутствия компания поглотила крупные сервисы из Европы – Active Hotels и Booking.com, что по сей день считают событиями, коренным образом изменившими глобальную туриндустрию. Благодаря этому она не только стала активным игроком на европейском рынке, но и смогла расширить спектр предложений, вернув себе лидирующие позиции.

Исследователи отмечают, что основными причинами, по которым Priceline.com (Booking Holdings) избежала участи многочисленных исчезнувших в 2000-х «доткомов» и сумела возродиться в новом качестве, являются терпение руководства и четкий алгоритм действий. Более 10 лет компания реализовывала стратегию по восстановлению утерянных позиций, что было достижимо только при условии верности выбранному курсу и отказа от скоропалительных решений в пользу постоянства и стабильности.

2. Точечно скорректировать стратегическое управление

Это позволит работать, как раньше, и развиваться даже в условиях неопределенности. На самом деле, чтобы выстоять в кризис, не всегда нужны фундаментальные изменения. Реалистично оценивать необходимость таких преобразований – гораздо важнее. Для этого нужно:

Помните: кризис – это не только новые вызовы, обстоятельства, рыночные условия, но и новые возможности. В такие периоды важно определить тренды и изменения, которые происходят в вашей отрасли и нише, чтобы адаптироваться быстрее всех и как минимум остаться на плаву, а как максимум – увеличить свою долю на рынке и нарастить маржинальность. Тестируйте различные гипотезы, чтобы понять, что «топит» бизнес, а что выводит его на более высокий уровень. Стройте актуальные стратегии и не бойтесь действовать! 

Очевидно, что текущая ситуация уже привела к тектоническим сдвигам в экономике, которая за последние 70 лет не испытывала столь резких скачков ВВП и всплесков неопределенности. Этот кризис необычен, беспрецедентен, к нему никто не был готов. К тому же до сих пор тянется шлейф пандемийных проблем, от которых бизнес пока не оправился. Кризисы в буквальном смысле создают и разрушают корпорации – вот почему так важны стратегии, которые вы разрабатываете сегодня, а также скорость их реализации. Это уникальный шанс реанимировать компанию и получить недоступные ранее возможности.

Читайте также:

Смотреть комментарии