Business Fun49697

Как заработать на хобби: 7 вдохновляющих историй

Мотивирующие истории руководителей о том, как они нашли свои любимые занятия и смогли их монетизировать.

Хобби – это не просто способ отвлечься от работы и рутины. Это еще и любимое занятие, которое вдохновляет и дарит силы, необходимые всем управленцам и предпринимателям. Но иногда удается совместить хобби и бизнес. Как это сделать?

Редакция Executive.ru узнала, какие хобби встречаются у руководителей и как им удалось монетзировать свои увлечения. Публикуем подборку историй.

1. Писательство

Наталья Богатова, владелица маркетингового агентства Create, эксперт Executive.ru

Я с детства любила писать сочинения. И когда объявляли, что надо написать не менее двух страниц, все закатывали глаза, а я пыталась уложиться в шесть. Закатывала глаза уже учительница, которой все это нужно было проверять. Позже я по стечению обстоятельств оказалась в ресторанном бизнесе, причем быстро поднялась до топ-менеджера. Но любовь к написанию текстов все равно осталась. Мы даже начали издавать собственную газету в ресторанном холдинге, где я выступала зачастую и автором, и редактором.

Через какое-то время я начала выступать на отраслевых мероприятиях, и там поступило предложение от одного ресторанного издательства – написать книгу по управлению рестораном. В то время, в начале 2000-х, таких книг еще не было, и я с интересом приняла предложение.

Моя первая книга «Справочник успешного управляющего» разлеталась как горячие пирожки. Ее даже закупали вузы для обучения по специальности «Управление рестораном». Таким образом мое хобби нашло реализацию в параллельной профессии. С тех пор было опубликовано еще 4 книги, я основала свое маркетинговое агентство, в котором с удовольствием работаю как копирайтер, когда есть время. 

Управление бизнесом – занятие стрессовое и энергозатратное. Когда я пишу, кажется, я восполняю истраченные ресурсы, успокаиваюсь. Приятно, что это еще и приносит дополнительный доход.

2. Игра в шахматы

Сергей Жвакин, управляющий партнер Шахматной школы №1

Я заканчивал Школу олимпийского резерва, занимался 10 лет и выполнил норму КМС по шахматам. После этого получил высшее образование, не связанное с шахматами, работал сначала менеджером, а потом и директором по маркетингу в крупной международной кампании и генеральным директором детского парка развлечений.

Продолжал играть в шахматы в небольших турнирах, куда меня приглашали и в интернете. По выходным работал в качестве тренера. В 2015 году мы с моим другом решили попробовать открыть свою школу шахмат. Назвали ее Шахматная школа №1. Официально зарегистрировали товарный знак, сделали сайт, арендовали первое помещение и запустили рекламу о наборе учеников.

На данный момент у нас офлайн-школа, 20 филиалов в Москве и регионах. Некоторые из них открыты партнерами по франшизе. Работает и онлайн-школа, которая показывает наибольший рост сейчас. Мы проводим свои официальные турниры с обсчетом рейтинга. Сильнейшие ученики играют в финале первенства Москвы в своих возрастных группах.

Таким образовм мое хобби стало профессией.

3. Путешествия и финансы

Наталия Иванова, автор международной школы финансовой грамотности и онлайн профессий deFIN

В далеком 2016 году, когда мы с детьми объездили больше 35 стран, а я узнала достаточно много о том, как можно много и бюджетно передвигаться по миру, и решила завести блог.

О социальных сетях я знала только отдаленно, поэтому пробовала все: рекламу у блогеров, бесплатное продвижение и тд. Постепенно мой блог рос и ко мне начали приходить крупные бренды: «Тинькофф», Avisales и другие, связанные с тревел-тематикой.

К 2018 году у меня были не только рекламные интеграции, но просто просьбы разных людей о том, чтобы научить их грамотно пользовать кешбэками и бонусными милями. Дело в том, что по образованию я финансист, и все мои рассказы и блог так или иначе были связаны с денежной темой. Постепенно у меня появился интенсив по бюджетным путешествиям, который перерос в курс. Заработало и сарафанное радио, люди с удовольствием приходили учиться.

Мой доход вырос до 300-400 тыс. руб. в месяц, и все было бы хорошо, если бы не ковид. Туризм рухнул, но вопрос денег людей интересовал всегда. Поэтому мой блог плавно перерос в финансовую сферу, в той, в которой я работаю всю жизнь. Те же кешбэк-карты, финграмотность, ставки по вкладам, инвестиции, криптовалюта – то, что позволило мне добиться пассивного дохода.

Уже в 2021 году моя школа получила международную лицензию, а в 2022 лицензию РФ, мы прикрепились и к вузам, и теперь у меня целый штат преподавателей, которые помогают изучать инвестиции, новые профессии, осваивать навыки онлайн подработки – все, что помогает человеку исправить финансовое положение по запросу. 

Если бы я тогда это узнала, то в 2016 году сильно бы удивилась. Не бойтесь реализовываться! Иногда очень сложно предположить, что простое хобби и желание заработать на нем скромные 30-50 тыс. превратится в развивающийся бизнес.

4. Современное домоводство

Диана Ходаковская, общественный деятель, амбассадор семейных ценностей и уюта, автор книги «Дом как маленькое государство»

Писать книгу «Дом как маленькое государство» я начала исключительно для своих детей. Хотела передать дочерям багаж знаний по созданию уюта, выстраиванию отношений, ведению бюджета и другим аспектам взрослой жизни, на который они смогут опереться.

Уже в процессе поняла, что это трудоемкая работа, а информация будет полезна и другим людям, поэтому решилась издать книгу. Я поняла, что учения домостроя сильно устарели, а современных аналогов нет. Причем, как протекционист, я хотела, чтобы это было хорошее издание, которое может занять видное место на полке.

Я поняла, что мне нужна команда и обратилась литературное агентство, где мне помогли структурировать все мысли. Сегодня сложно продвигать продукт без digital-присутствия, поэтому я начала вести YouTube-канал и соцсети в поддержку книги, а маркетологи составляли стратегию пути. За три года работы в этом проекте поучаствовало более 50 человек, которые давали советы и направляли. Чтобы увеличить продажи, часть изданий я оформила в тематических обложках к разным праздникам, в том числе свадьбе и новоселью. Так я создала уникальное коммерческое предложение книги как корпоративный подарок.

Я стала членом союза писателей, и у меня есть книга, которая продается в книжных магазинах и на маркетплейсах, получается, что хобби превратилось в профессию. Я планирую разработать цикл лекций, которые были бы понятны подрастающему поколению, и попытаться внедрить их в школьное образование. В ближайшее время выходит законопроект о введении урока по семьеведению. Хотелось бы в нем поучаствовать, поскольку я детально разобрала эту тему в своей книге. Помимо лекций, хочу сделать детские книжки, адаптированные под разный возраст.

Если есть задача продать результат своего хобби, то нужно об этом рассказать в digital пространстве и сделать это с хорошими фото и красиво. Важна упаковка, причем как в прямом, так и переносном смысле. Люди любят красоту вокруг и хотят к этому прикоснуться.

5. Современное искусство

Александр Зейтц, генеральный директор рекламно-производственного агентства Zeytz

Я собираю современное искусство последние 15 лет, и начиналось это как совсем небольшое хобби. Постепенно коллекция росла, и сейчас в ней более 300 работ. Коммерциализацией своего увлечения я не занимался и даже не рассматривал коллекцию как инвестицию. Цены на картины могут быть непредсказуемы, и у современных художников цена часто определяется маркетинговой активностью, а не действительно высокой художественной ценностью. Картины и скульптуры я выбирал не по принципу потенциального увеличения стоимости, а только «нравится/не нравится».

Это хобби подтолкнуло меня к тому, чтобы начать разбираться в стилях и направлениях, посещать множество выставок и галерей. Постепенно появлялось все больше знакомых из мира искусства. И три года назад удалось совместить основной бизнес — производство и логистику рекламных материалов и сувениров — с моим хобби. Мы открыли направление мерча для музеев и галерей.

Получилось так: во время пандемии представители Пушкинского музея решили создать электронную площадку для реализации товаров, связанных с музейной экспозицией. Это стало отправной точкой для начала сотрудничества. Дополнительными опциями стало желание оптимизировать работу с поставщиками продукции и администрировать продажи. В течение двух лет мы реализовали все поставленные цели и даже запустили совместный с ГМИИ имени Пушкина проект — официальный интернет-магазин Пушкинского музея.

Сотрудничество с музеями — перспективная ниша для роста нашей компании. Если два года назад мы начинали работу с Пушкинским, то сейчас мы сотрудничаем уже с 11 музеями. Сегодня внутри компании есть полноценный отдел, который занимается музейным мерчем, — он растет, развивается и приносит прибыль. Теперь посещение музеев — это еще и профессиональная деятельность, потому что каждый раз я заглядываю в магазин музейной продукции посмотреть или подсмотреть, что еще нового появилось у коллег.

6. Строительство юрт

Александр Кормишин, маркетолог онлайн-сервиса «Мегаплан»

Построил своими руками несколько юрт. Последнюю юрту построил для сдачи в посуточную аренду. Продолжаю стройку и скоро запущу вторую юрту для аренды.

Эти юрты производятся в России, собираются как конструктор за несколько дней без учета подготовки фундамента. Сначала я самостоятельно построил юрту на своем дачном участке. Мне понравился сам процесс стройки и создания чего-то своими руками. Вместе с юртой я попал в сообщество строителей таких юрт, там мы делимся построенными проектами, как для себя, так и для аренды, опытом эксплуатации, находим пути решения проблем. После успешного тестирования такого формата жилища в самых разных условиях, в том числе в сильный минус зимой, и выявления всех плюсов и минусов, я решил построить еще одну юрту, теперь уже для коммерческих целей.

Самое важное в моих строительных проектах — это земля. Для сдачи юрты в аренду я нашел очень удачное место. Важным требованием с моей стороны было наличие управляющей компании на территории, которая сможет заняться всей деятельностью по взаимодействию с гостями, уборками, обслуживанием, так как я не планировал в этом участвовать. После согласования всех условий, разработки проекта и закупки всего необходимого я занялся непосредственно стройкой.

На вопрос, стало ли хобби моей профессией, могу уверенно ответить, что не стало. Я не хочу заниматься этим делом постоянно и профессионально. Мне нравится погружаться в процесс стройки на время, а далее получать эмоции от реализованного проекта и положительные отзывы от тех, кто его посетил, попробовал. Именно такой формат строения, как юрта, позволяет не завязнуть надолго в стройке, реализовывать его параллельно с основной деятельностью. На самые ответственные моменты я брал отпуск на основном месте работы.

Из ближайших целей — реализовать последний проект юрты на 8 человек и выйти с ним на окупаемость. Возможно на этом и остановлюсь. По идее то, что сделано с душой, чаще может быть в перспективе востребовано и приносить доход. Но для начала нужно протестировать в реальных условиях востребованность этого продукта или услуги, а после запуска не ожидать сверхприбылей.

7. Экспертименты со вкусами

Иван Бортников, основатель бренда Nastoyevsky

Мое хобби – создавать уникальные и натуральные спиртные напитки. Но прежде чем я поделюсь с вами этой историей, хочу отметить, что это рассказ о страсти к ингредиентам, натуральным вкусам и экспериментам, а не о пьянстве.

Что это за хобби? Алкоголь всегда присутствовал на моей жизненной орбите, подобно верному спутнику. Встречи с друзьями, походы в бары, настольные игры, пикники на природе – все это сопровождалось атмосферой веселья и свободы. Но все изменилось, когда я начал экспериментировать с различными способами приготовления напитков.

Мне надоело пить, условно, виски с колой, и я начал пробовать смешивать алкоголь с разными натуральными соками ягод, добавлять ингредиенты вроде ванили или корицы, экспериментировать с рецептами коктейлей. Но это было не то. Не более, чем мне могли предложить в хорошем московском баре, это не вызывало никаких эмоций или непривычных ощущений.

Однажды я оказался у друга в гостях. Вкус его настоек из фруктов так поразил меня, что я не мог забыть этот аромат и ощущения, которые он вызвал во мне. Это стало для меня источником вдохновения и стимулом продолжить свои эксперименты с натуральными ингредиентами.

Когда я впервые попробовал свои собственные настойки и угощал ими своих друзей, их восторженная реакция меня поразила. Они оценили вкус напитков не меньше, чем я сам. Это стало для меня сигналом, что этим можно поделиться с миром.

Мои первые шаги были экспериментальными и часто неудачными. Я проводил множество тестов, и каждый неудачный результат был для меня уроком. Эти эксперименты научили меня правильному подходу к созданию продукта, который порадовал прежде всего меня самого по качеству и вкусу. Сейчас мы в компании до сих пор, на мой взгляд, далеки от идеальной формулы, но постоянно работаем над ее совершенствованием.

С течением времени мое хобби превратилось в мой бизнес. Подарочные наборы бренда стали не просто продуктом, а возможностью создавать особенные моменты и радовать людей. Подарить им новый опыт и эмоции. Мы постоянно работаем над улучшением рецептур, качества и внешнего вида наших подарочных наборов.

Моя формула очень проста: важно иметь страсть и настойчивость, чтобы дойти до конечной цели и найти себя. И пробовать из раза в раз находить в себе силы при неудачах, которые будут сопровождать нас всю жизнь, на всех ее этапах.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.

Подать заявку в Лигу экспертов

Читайте также:

Смотреть комментарии