Планирование карьеры2958

Когда второе место не поражение, а победа

Чемпионом быть престижно, но иногда выгоднее оставаться в тени. Каковы преимущества ролей второго плана?

Победитель получает все. Расхожее выражение, которое так прочно вошло в обиход, что живет своей жизнью. Все ведь понимают, что призовой фонд нигде «золотом» не ограничивается. Однако нас с детства приучают к стремлению быть лучшими. Самым лучшими!

Своя логика тут есть. Действительно, первое место выглядит заманчиво во всех сферах. Выигрыш часто достается одному победителю:

Более того, сам принцип брендинга заключается как раз в полной, безоговорочной победе. В идеале потребитель вообще не должен задумываться о возможности сменить поставщика. Он настолько привык и так доверяет, что пусть у других лучше ассортимент, ниже цены, какие-то бонусы — все неважно, покупать продолжат там, где брали раньше. У самого лучшего, единственного.

Ирония здесь начинается с того, что сами первые места достаются вовсе не единоличным абсолютным лидерам. Они возглавляют свои компании, группы, направления. Но не факт, что вообще добились бы таких высот в одиночку.

Практически у всех титанов бизнеса есть дублеры. Не статисты-заместители – переложить бумажки с места на место – а как раз таки ключевые роли. Например:

И это абсолютно универсально. Все мировые рок-звезды выступали со своими «бандами». Кто-то написал текст шлягера, другой сочинил музыку, третьи сыграли. Продюсеры, маркетологи, финансовые и гастрольные директора, множество людей. Кто знает, без их участия мы узнали бы имена фронтменов? Не факт.

Короля играет свита

В театре, кино и далее везде действует основополагающий принцип. Одиночка пусть хоть трижды самый гениальный физически не способен настолько высоко выпрыгнуть из толпы, чтобы возвыситься над ней. Его должна поднять на своих плечах команда поддержки.

И речь идет не просто о поддержке, как для покосившегося забора, подпереть чтобы не упал — а о таких выдающихся усилиях, которые запускают звезду на орбиту.

Поэтому «помогают» титаны. Те самые, на плечах которых можно подняться очень высоко и сверкать потом с экранов. Вторые роли, почти безымянные по сравнению со «звездой», часто делают очень много сложной, ключевой, критической работы.

Они занимаются не вторичной рутиной, а изобретают, пробивают, строят, договариваются, отлаживают. Выращивают системы, которыми все в итоге восхищаются.

Известный исторический, а затем и литературный персонаж – кардинал Ришелье – стал собирательным образом таких людей. Они на второй роли, но занимаются при этом очень серьезными, эксклюзивными задачами. Просто предпочитают оставаться в тени. К микрофонам в лучах софитов выйдет другой, все презентует и расскажет.

Кстати, когда-то в позднем детстве я заглянул в тусовку КВН и одно время строчил там сценарии. Помню, был шокирован тем, что артисты на сцене не всегда понимают (!) шутки, которые отыгрывают. Публика в восторге от их остроумия, а они просто говорят чужой текст. Иногда плохо выучили, тогда все может пойти по анекдоту про Поручика Ржевского и шкипера на клипере.

Правда, надо признать что первые роли обычно в курсе происходящего. Башню окончательно им не сносит, они знают, откуда растут ноги их успеха. Авторов, инженеров, дизайнеров прячут за кулисами. Но стараются их не обидеть.

И здесь начинается самое интересное.

Когда выгодно быть вторым

В спорте гонка за лидером используется в качестве тактического приема. Что приводит к комичным ситуациям, особенно наглядно это выражено в велоспорте. Сначала все буквально играют в поддавки. Проигравший не способен ехать настолько медленно, как другие, ему приходится возглавить гонку. А значит, послужить форштевнем и принять на себя основную часть сопротивления воздуха.

Но потом, ближе к финишу сохранившие силы спортсмены, которые крались все время за несчастным, резко рванут к золоту.

Карьеристы тоже часто ведут себя похожим образом. Втираются в доверие к начальству, ходят по пятам, всячески угождают. Но не потому, что им нравится быть на побегушках. Они ловят момент, ждут пока представится шанс выскочить вперед.

По контрасту с такими заговорщиками есть настоящие, долгосрочные приверженцы вторых ролей. К ним относятся все те люди, которых я называл выше в качестве примеров. Стив Возняк, похоже, никогда и не помышлял подсидеть другого, более известного Стива. Его вполне устраивало заниматься техническими вопросами, иногда (довольно редко) давать интервью и плавно богатеть. Прямо как Форрест Гамп, который удачно купил акции «какой-то фруктовой компании».

Так вот, именно эти почти бескорыстные узкие специалисты снимают второй слой джекпота:

Главное, делайте свое святое дело дальше. Создавайте уникальные продукты, которые возглавит другой. Развивайте мировые франшизы под чужим логотипом. Готовьте других чемпионов, не себя.

В среде авторов есть шикарный по политкорректности термин: книггер. Так называют тех, кто пишет «под других». Не обязательно книги. Раньше я сам подрабатывал таким образом. Речи, презентации, аналитические статьи. Десятки разных брендов, некоторые публичные личности получили дополнительное признание, подтверждение своей экспертности. А мне неплохо заплатили. Точнее, очень хорошо. Гораздо выше среднего по рынку, потому что вторая роль всегда в цене.

Ну, вернее, не всегда, а начиная с определенного уровня. Рубикон проходит по опыту, практическим навыкам и (что парадоксально) личной известности.

Нюанс в том, что действительно низовые заместители получают не больше пряников, а меньше. Их просто эксплуатируют. Они легко взаимозаменяемы. Это безымянное сырье, те самые трудовые ресурсы, коих почти бесконечно на биржах, рынке труда в целом. Не получится торговаться за условия, если тебя легко заменить запросом к ИИ.

Прежде чем получится выйти на топовых заказчиков с приятным призовым фондом, нужно, чтобы они тебя заметили. В любой сфере, тут все универсально.

Второе важное условие заключается в этом ограничителе, «потолке» для амбиций. Как только вы задумаетесь о сольной карьере, тут же перейдете в статус «Джанго освобожденного». И от заданий по чужой указке, и от гонораров за них.

Резюме

Стремиться вверх нужно, важно, да по-другому и не получится ничем заниматься. Каждый хочет добиться успеха, это нормально и правильно. Вопрос в том, как именно себя позиционировать.

Обратите внимание, речь не о личной карьере, а о подходе к ведению дел в целом. Есть целые бизнесы, которые предпочли остаться в титрах мелким шрифтом. Например:

Практически везде, если приглядеться, под самым красивым и крупным логотипом скрывается еще несколько помельче. Без них ничего бы не было.

Вы можете выбирать, как лучше себя позиционировать. Не обязательно рваться из сухожилий за первое место, можно осознанно ограничиться второй ролью. Заработать достаточно и потом перейти к собственным проектам.

Например, так поступил ни много ни мало целый Китай, а за ним скоро подтянутся еще и страны ЮВА. Они десятилетиями шили, собирали и клепали брендовые продукты под чужими логотипами. Набрались опыта, отладили технологии и теперь включились в гонку за первые призовые места. Забавно, что они еще и былые заказы не потеряли. Мир по-прежнему пытается все производить в Азии. И только потом, с учетом поросших цен, рассматривает другие варианты.

Тут главное не забывать о том, что вторая роль не похуже и нечто из разряда неликвида. Она означает серебряную медаль, которую тоже сначала надо заработать. Но, возможно, стоит ставить такую цель явно, а не в виде разочарования «ну хоть так».

Кроме того, прошлые Олимпийские игры подарили миру еще один ракурс этой темы. Можно быть вторым и первым одновременно. У такого исключения есть имя, это турецкий стрелок Юсуф Дикеч.

Юсуф Дикеч, стрелок, который занял второе место на Олимпиаде-2024
фото: eurosport

Фото в анонсе: кадр из фильма «Мушкетеры», источник: kinopoisk.ru

Читайте также:

Смотреть комментарии