Планирование карьеры1592

Ловушки адаптации: как войти в новую компанию и быстро показать результат

Даже если компания продумала онбординг до мелочей, а у сотрудника был опыт входа в новый коллектив, многое может пойти не плану. Почему так происходит и как это исправить?

Что может пойти не так при адаптации сотрудника: 5 ловушек

1. Регламенты и инструкции есть, но по ним не получается работать

При создании регламентов и инструкций их разработчики часто совершают ошибку – они не смотрят на свое детище со стороны, не анализируют то, как его увидит новый пользователь. Поэтому многие регламенты и инструкции понятны их составителям и тем, кто и так был в теме, а для нового человека они далеко не всегда будут так же доходчивы. Так самостоятельное использование регламента становится невозможным и требуется «проводник».

Другой вариант, когда регламенты есть, они понятны, но ими не пользуются. Например, их ввел кто-то из руководителей, уже покинувших компанию, а оставшиеся не заинтересованы их использовать, хотя официального распоряжения об отмене никто не выпускал. Их продолжают подсовывать новым сотрудникам, те пытаются работать по ним, но постоянно видят, что основной коллектив работает по каким-то другим правилам, сложившимся, но нигде не прописанным.

2. Наставничество есть, а эффекта от него нет

Наставничество сейчас широко распространо. Компании вводят положение о наставничестве, которое регламентирует порядок организации, проведения и оплаты наставничества, его цели и задачи. Но распространены такие проблемы:

3. Есть скрытые связи

В любом сложившемся коллективе есть свои установившиеся скрытые связи и мотивы, учесть их заранее невозможно, так как они могут быть абсолютно не предсказуемыми и порой не рациональными:

Новый сотрудник вроде бы работает по регламентам, вроде бы в интересах проекта и компании, но упирается в стену несогласования и недовольства. При этом выяснить наличие связей быстро невозможно, потому что о таких вещах не принято говорить.

4. Разница в ожиданиях

Речь об ожиданиях компании от нового сотрудника. Реальные ожидания могут значительно и даже кардинально отличаться от озвученных при приеме на работу. А также они могут разниться внутри компании, например, основной руководитель ждет от нового сотрудника одно, непосредственный руководитель – другое, коллеги – третье и так далее.

Варианты ожиданий:

5. Проблемы передачи информации

Работа с информацией: ее добыча, прием, анализ, преобразование, хранение и передача – все это важная часть практически любой работы, а значит, и важный аспект адаптации нового сотрудника. Но, к сожалению, осознанно или не осознанно, старожилы иногда превращают ее в мощный инструмент манипуляции новым сотрудником, причины могут быть разные: из-за личных амбиций, страхов, недоверия, лени.

Манипуляции с информацией могут быть явными и грубыми, например:

Также манипуляции могут быть завуалированными, без откровенного подлога – и их трудно выявить не только сразу, но и в последствии, когда после какого-то происшествия начинается «разбор полетов». Примеры:

Во всех указанных и подобных им случаях информация формально есть, она передана в полном объеме, но работать с ней очень трудно. Это отнимает много времени, легко упустить детали или даже суть, а также велика вероятность ошибок. Такое испытание будет нелегким даже для старожилов, а для нового сотрудника это дополнительный стресс.

Как ускорить процесс адаптации: советы для новых сотрудников

1. Не торопиться с выводами и не рубить с плеча, а дать время и людям к себе привыкнуть, и самому присмотреться и привыкнуть к ним.

2. Получить задачи или сформировать самостоятельно, условно их рассортировать:

Срочные решать оперативно, текущие и застарелые – после периода наблюдения. Это важный этап, проигнорировав который, можно наломать дров, но не стоит его слишком затягивать, одной-двух недель обычно вполне достаточно, чтобы сориентироваться. В этот период лучше воздержаться от активных действий по внедрению своих идей, но сосредоточится на изучении местных идей, принципов, порядков, особенностей, связей.

3. Первое время не предпринимать крупных шагов, масштабных реформ, не делать «революций», но делать небольшие шаги и улучшения, коротко и четко обсуждая их с новыми коллегами – они должны знать, чем занимается новый сотрудник. Резкие и кардинальные изменения, нововведения и сверхвысокая активность, производимая новым сотрудником, для старожилов выглядит как посягательство на стабильность и неуважение ко всему, что было сделано ими.

4. С первых дней проявить наблюдательность, чтобы выявить и учесть в работе возможные подводные камни. Основные из них были описаны выше. Новый сотрудник не обязан подстраиваться, но все же должен учитывать ожидания компании, с которой он на данном этапе связал свою деятельность.

5. Новому сотруднику не стоит извиняться за то, что он задает вопросы, пытается разобраться, докопаться до сути, но лучше пояснять свои действия и свой интерес:

Чем такая тактика полезна:

6. Избегать конфликтов и не «продавливать» новых коллег. Со временем тактика «продавливания» и «управляемого конфликта» может иметь место, но в начале, без знания контекста, скрытых связей и прочих «подводных камней» она может вместо достижения целей уронить авторитет и стать началом затяжных конфликтов.

7. Относиться лояльно к новой среде, избегать критики, выражения недовольства и «нервных срывов». Когда закончится адаптация и работа войдет в спокойное русло, воспоминание о подобных моментах останется и будет долго портить впечатление.

Конструктивнее реагировать нейтрально, но фиксировать моменты, вызвавшие недовольство и по истечении периода адаптации предоставить заинтересованным лицам анализ положения и предложения по улучшению.

Адаптация не равна испытательному сроку

Две базовые вещи, о которых стоит помнить новому сотруднику:

  1. Адаптация – это трудный, но не бесконечный этап, в этот период важно проявить особенное терпение.
  2. Одни и те же действия воспринимаются позитивно от уже привычных людей и вызывают отторжение, если их совершает вновь пришедший человек.

Адаптация не равна испытательному сроку, этот процесс может значительно затянуться, а может стать коротким и завершиться гораздо раньше окончания официального испытательного срока, зависит от компании.

Также этот процесс в большой степени зависит и от самого нового сотрудника – он вполне может облегчить его для себя и быстро и благополучно войти в новую среду.

Читайте также:

Смотреть комментарии