Планирование карьеры1365322

Как начать работать в IT и сделать карьеру мечты

Как получить первую работу в IT и что делать, чтобы продвинуться дальше?

Странно, что в детстве нам давали читать книги со спойлерами и не предупреждали, что потом будет неинтересно. Сейчас, когда все идет как по ноткам многих антиутопий, мы в том числе стремительно катим на «Машине времени» Герберта Уэллса в дивный мир будущего, где есть разнорабочие морлоки и процветающие элои. То есть трудовые ресурсы и штучный товар на рынке труда, белая сахарная кость. Айтишники.

Они уже сами почти перестали дергаться, когда их так называют (хотя это примерно похоже на обращение к архитектору: эй, глиномес!). Потому что быть айтишником в наше время почетно, а еще очень выгодно. И кстати, есть определенная доля правды в таком обобщении, потому что помимо разработчиков, ранее известных как программисты, появилось много других профессий, входящих в пул элоев. 

Все в IT получают гораздо выше остального рынка, в разы. И, скорее всего, это до сих пор растущий тренд. Мы же видим, что происходит. Глубина проникновения автоматизации давно перестала доставлять удовольствие, теперь речь идет о физическом выживании всех остальных профессий. 

Иронично, что и разработчиков тоже автоматизируют. Таких проектов уже очень много. Вот самый краешек волны:

Рефакторингом кода называется его актуализация. То есть оживление программ из прошлого на современной компьютерной технике, под новые операционные системы, платформы, прочий электронный фарш. Это абсолютно не похоже на поиграться в ретро-стрелялки для удовольствия. 

Например, только на древнем Коболе написано от 43% кода в западных банковских системах до 95% в банкоматах. Ежедневно 3 триллиона (!) долларов проходит через устройства под управлением Кобола. При том, что это один из первых массовых языков программирования, и средний возраст специалистов по нему приближается к 60 годам. Они поддерживают 240 млрд строк кода, без которых новомодные красивые инновации превратятся в металлолом с пластиком. В транспорте, логистике и промышленности похожая ситуация. Причем архаичных языков несколько.

В США до половины федерального IT-бюджета расходуется не на разработку нового софта, а на оживление и поддержание работоспособности уже написанного. Для того, чтобы понять насколько все это сложно и дорого — рефакторинг программного обеспечения Commonwealth Bank of Australia занял 5 лет и обошелся больше чем в миллиард австралийских долларов. 

А выбросить и написать с нуля невозможно. Это примерно как снести все города и построить лучше, поскольку сейчас новые прекрасные технологии. Оно так не работает, ресурсно никто даже не рассматривает всерьез. 

Вот почему мы сейчас находимся в уникальном и в целом выгодном (для людей) положении. Когда в нас еще нуждаются, и у кожаных мешков есть шансы прокормиться — даже в мире, недобро мигающем светодиодами все более умных компьютеров.

Да, уже могут автоматизировать почти все что угодно. Автопилоты для машин на дорогах общего пользования, авто-повара, юристы, художники, кто угодно. Сейчас реальны ситуации, когда робот-менеджер формирует рабочее место, робот-HR ищет робота-работника и весь этот механический зоопарк живет своей жизнью почти (ключевое слово) автономно.

Вот в этом «почти» – миллиарды, триллионы бабла, которое льется на IT во всем мире. Уже не важно, какие оклады, да вам их утроят в пару кликов, если вы способны решать проблемы или хотя бы оттягивать сбои. 

Менее приятный, но тоже практичный момент. Автоматизация становится выгодной, начиная с определенного, ненулевого уровня. Вот почему конвейерные линии, где футуристические роботы что-то паяют, свинчивают, чуть не проектируют дополнены толпами людей, выполняющих куда более простые задачи. Они обходятся дешевле, вот почему.

Об этом стоит фоном задуматься — как так получилось, что железка и тем более софт стоит дороже гуманоида с десятками лет образования, жизненным опытом, творческой жилкой и вот так он еще умеет (смешно цокает языком). Да, наверное поэтому. Специализация решает.

Так вот, есть две позиции для работы будущего вообще и в IT в частности:

Давайте рассмотрим оба варианта с практической точки зрения. 

Как стать одним из них – айтишником?

Может показаться, что получить какую угодно работу в IT не такая уж и сложная задача. Однако на самом деле так и есть! Это реально, причем довольно быстро и без особых хлопот. Путей много, вот пара тропинок:

К этому можно добавить любые другие способы узнать хоть что-то практическое. Вы будете готовы, как только помимо «Кто его сюда пустил?! У нас же есть свежий бэкап?» услышите «Очень криво, но переделывать некогда». Все, это значит, что вы в деле! Страшная айтишная правда в том, что любые проекты на любом уровне делаются именно так. Когда просто некогда переделывать говнокод, и он уже не падает сам хотя бы достаточно долго, чтобы можно было отбежать в сторону после сдачи. 

Ну и конечно вам пригодятся такие мелочи, как: 

Все разработчики – интроверты, но это не мешает им общаться по проектам, тусить на хакатонах, мутить стартапы, выступать публично, сниматься в кино, становиться рок-звездами. Как пелось в детской песенке: без нетворкинга чуть-чуть, а с друзьями – много. 

Наконец, последний хинт, который может стать первым. Не обязательно программировать, чтобы стать айтишником. Можно тестировать чужой код, прекрасно себя при этом чувствовать, наслаждаться привилегиями IT и хоть релоцироваться на все готовенькое. Вообще без программирования! Как в том анекдоте про критика чужого кода – ишь QA какая. Это работает.

Прицел в облака

В мире IT есть свои заклинания. Вообще вся индустрия пропитана мистикой. Языки программирования – как дневники чернокнижников. Определенные последовательности символов приводят к разным чудесам. Причем опытные заклинатели способны так виртуозно выражаться, что их вообще никто не понимает. Кроме компов! Магия. 

Но есть особенные выражения, которые парализуют волю даже у самых сильных. Вот несколько из них:

Это бренды мечты. Многие мечтают туда попасть, и двери, в принципе, открыты. У выпускников вузов есть ненулевые шансы. Можно пойти через стажировку, бомбить по вакансиям, пока не возьмут. Или занимать первые места на хакатонах, сделать интересный проект (необязательно крупный). Засветиться как-то. Бесконечное количество вариантов с низкой, к сожалению, вероятностью. 

Потому что конкуренция очень высокая, а медийная мощность у новичков маленькая. Даже если вам вдруг будет чего о себе сказать, не факт, что услышат. При всем акценте на корпоративную культуру вокруг личности, если честно, это вряд ли личность кандидата. Скорее, других лиц, уже давно работающих в компании, возможно, даже с первого дня или раньше. 

Поэтому для более-менее уверенного, планомерного внедрения в крупный IT-бренд лучше быть уже состоявшимся разработчиком с более-менее понятной карьерой и внушительным опытом. Но и тогда предстоит запастись терпением, чтобы пройти все сита придирчивого отбора. 

Схема в целом такая:

И так далее, с вариациями. В эпоху до н.э. (начала эпидемии) интервью, начиная с технического, часто были on-site, то есть с приглашением в офис. Так можно было сгонять через полмира, пообщаться с интересными людьми, проглотить слезы от «мы с вами свяжемся» и отвезти домой очередную порцию брендированных сувениров. 

Сейчас все перекочевало в онлайн, стало более технологичным и менее человечным. Но всегда помогут знакомства, это официально подтверждают сами представители брендов. Хороший референт отведет чуть не за руку прямо к офферу. И вы можете познакомиться с полезным человеком на любом мероприятии, даже онлайн. Вот почему важно быть если не публичным, то на публике.

Кстати, полное отсутствие соцсетей говорит не о целеустремленности и работоспособности кандидата, а о том что вы — темная лошадка. Это может стать проблемой. В самом начале легко попасть под отсев. 

Итак, рецепт успеха довольно простой:

Ничего сложного. Правда, по статистике Dado Ruvic/Reuters, в Google принимают примерно 0,2% из тех 3 млн желающих, которые ежегодно подают резюме. Но какое удовольствие в легком выигрыше? Весь кайф как раз в том, чтобы получить заветное место в элитном опенспейсе, обойдя соперников со всей планеты!

IT ведь не про деньги, это игра. И единственный способ проиграть в нее — просто не участвовать.

Читайте также:

Смотреть комментарии