Планирование карьеры1446154

Диверсификация карьеры: как маркетологу стать гендиректором

Что делать маркетологу, который хочет выйти за границы своей специализации и стремится управлять бизнесом? В каких отделах поработать, какие навыки развивать?

Глобально у маркетологов есть два пути развития карьеры – специализация и диверсификация. Поделюсь наблюдениями о том, когда нужно определяться, по какому пути идти.

Специализация и диверсификация

Первый путь подходит тем, кто видит себя только в маркетинге, второй – тем, кого привлекает управление бизнесом в целом. Переход в другие отделы возможен и для дженералистов (кто выбрал диверсификацию), и для специалистов. Главное отличие – дженералистам он необходим.

Я в маркетинге уже более 20 лет. На протяжении почти всего этого времени была не только маркетологом, но и руководителем: в мои задачи входило развитие команд и сотрудников. Мой опыт подсказывает, что делать выбор можно не раньше, чем через 3 года после начала работы в маркетинге. За это время человек понимает, из чего состоит маркетинг и как он связан с другими направлениями бизнеса, определяет свои сильные стороны и формирует интересы. Когда в голове сложилась полная картина, можно выбирать между специализацией и диверсификацией, определяться с целями и даже переходить в другие отделы.

Я наблюдаю, что молодые специалисты торопятся с решениями и постоянно хотят перемен. Поэтому, предполагаю, что диверсификация будет набирать обороты, а сроки – сокращаться. Пример этому – лидерские программы, которые часто предлагают студентам и выпускникам западные компании. За 3 года участники успевают поработать в нескольких функциях, получить разные компетенции и проявить себя в нескольких проектах.

Диверсификация карьеры предполагает стремление к управлению бизнесом – позиции генерального директора компании на локальном, региональном или глобальном уровне. На этом уровне человеку требуются глубокое понимание бизнеса и умение управлять командами. Следовательно, нужно получить разнообразный опыт работы. В этом случае маркетинг – этап развития карьеры, а не основное направление.

В каких отделах нужно поработать для диверсификации

Однозначного ответа нет. Я рекомендую учитывать:

На решение о развитии карьеры влияет не только сотрудник – план развития разрабатывается совместно с руководителем и HR-менеджером. В плане учитывается все перечисленное выше.

Для роста до генерального директора важно развить следующие soft-навыки:

Также важно наличие харизмы – умение притягивать и вдохновлять окружающих, воздействовать на них. Хорошая новость – харизму тоже можно развить.

Обычно список отделов, в которых нужно поработать потенциальному генеральному директору, выглядит примерно так: маркетинг, финансы, продажи, бизнес-планирование, производство, реже – HR-отдел. Вы уже в маркетинге, поэтому список сокращается на одну позицию. Однозначного порядка прохождения отделов нет: зависит от компетенций сотрудника и доступности альтернативных способов получения знаний и навыков.

Альтернативы

Если нет желания или возможности переходить во все отделы, самая очевидная альтернатива – участие в кросс-функциональных проектах и управление проектными командами. В западных компаниях таких возможностей много: запуск новой упаковки, разработка новых продуктов, разработка кастомизированных решений для клиентов. Если таких проектов нет, вариант – работа с ключевым клиентом или кратковременный переход в другую функцию.

Еще в моей практике появлялись такие роли как Project Management Officer – фасилитатор трансформационных проектов, который работает с советами директоров. Маркетологи умеют работать в режиме многозадачности, поэтому часто успешны на таких ролях. Этот опыт позволяет получить широкий бизнес-кругозор и продемонстрировать руководству лидерские качества.

Другая альтернатива – тренинги и курсы. От корпоративных до MBA. Хороший вариант – краткосрочные и долгосрочные дополнительные профильные программы. Например, для понимания принципов категорийного менеджмента, как в случае с финансами, может быть достаточно пройти профильный курс и в дальнейшем набирать сильных специалистов в команду.

Что делать, если маркетолог хочет в будущем управлять бизнесом

  1. Оценить свои сильные стороны и области для развития.
  2. Поставить карьерные цели.
  3. Составить план карьерного развития совместно с руководителем и HR-менеджером.
  4. Законтрактовать с руководителями отделов, куда маркетолог будет двигаться, возможность и необходимость перехода.
  5. Составить план обучения – корпоративные тренинги, профильные курсы, МВА.
  6. Участвовать в кросс-функциональных проектах, которые дают нужные компетенции.
Смотреть комментарии