Личная эффективность41808

Что делать, если умные советы по нетворкингу не работают

Почему стоит с осторожностью использовать советы по расширению деловых контактов и не нужно увлекаться бесконечными знакомствами и мероприятиями?

Когда я начинал свою деятельность в роли топ-менеджера крупного строительного холдинга, прочитав массу литературы по теме нетворкинга, твердо решил включить это умение в свой список сверхзадач по саморазвитию. Понадобилось много лет, чтобы по-настоящему разобраться и понять лично для себя, что нетворкинг может быть как весомой помощью в создании успешной компании, так и значительным препятствием для развития. Расскажу свою историю освоения навыка и поделюсь рекомендациями.

Полная записная книжка, а контрактов ноль

Итак, я решил максимально развить в себе эти совершенно неприсущие мне навыки. Далее на протяжении многих лет я принимал участие в бизнес-сообществах, торгово-промышленных палатах, различных ассоциациях. Посещая бесконечные форумы, семинары, заседания и выступления я накапливал багаж знаний – как себя правильно позиционировать, интересно и ярко выступать, уметь слушать и многое другое.

Через какое-то время, привыкая к подобному общению, я уже мог подойти к незнакомому человеку и свободно заговорить на любые темы, тем более по бизнесу. Со временем подобное времяпрепровождение стало приносить удовольствие: чувство теплого единения с участниками, собственной значимости, умение правильно и красиво излагать свои мысли. В какое-то время даже стало заменять основную деятельность.

Что в результате? Полная записная книжка «полезных» контактов, знакомств, а фактического результата никакого. Я задумался – почему? Все делал по книгам, по правилам, но за год активного нетворкинга ни одного контракта! И с чувством полнейшего разочарования в себе и в «умных» советах совершенно перестал этим заниматься. Решил для себя: «Видимо, что-то делал не так или просто не понял, как это должно работать».

С чего начинается успешный нетворкинг?

Через две недели в поисках нужного телефонного контакта совершенно случайно наткнулся на фамилию давно забытого знакомого. Быстро, в течение секунды, промелькнуло чувство удовольствия от короткой встречи с ним. Какой-то легкий разговор про текущие дела в бизнесе, короткий обмен полуулыбками, означающие единодушие в жизненных позициях. Кнопка вызова нажалась естественно и легко. С этим малознакомым контактом мы теперь совместно участвуем в крупном проекте на партнерских условиях.

Затертая фраза «успешный нетворкинг начинается с себя» воспринимается многими как сверхзадача себя переделать и перевоплотиться в этакого порхающего и лучезарного нетворкера, к которому будут, как бабочки на лампу, слетаться все бизнесмены и инвесторы только с одним желанием – погреться в тепле и лучах остроумно-интересного общения. И тогда уж точно гарантирован успешный проект, приносящий баснословную прибыль. Такая суперэффективная коммуникация просто не может быть провальной! На самом деле, это наивные фантазии.

Приведу в пример известную книгу «Никогда не ешьте в одиночку». Следуя советам авторов, любой руководитель просто обязан для успешного нетворкинга постоянно хотеть и желать бесконечных встреч, совместных обедов и ужинов. Связи и знакомства важны в любом торговом деле, но что если руководитель глубокий интроверт? Представьте, какое напряжение он будет испытывать во время «делового обеда» с малознакомой фигурой, с которой надо построить во время трапезы партнерские отношения, успевать заниматься самопрезентацией, думать и подбирать слова, прилично при этом выглядеть, быть легким, остроумным, выдерживать линию разговора и многое другое. Тут уже не до удовольствия от еды и встречи. Кусок бы изо рта не выпал при разговоре, что, кстати, при таком напряжении часто и очень комично «как назло» и происходит.

Другая сторона это напряжение чувствует, разговор и энергия взаимодействия спазмирована. Захотят ли потом эти люди с удовольствием еще встретиться, тем более, иметь совместное дело? Конечно, нет. Бессознательно будут этого избегать. И зачем нужен такой обед? Это касается любых форм общения, которые происходят вынужденно и вымученно, только потому, что есть такая придуманная обязанность успешного нетворкинга.

Как налаживать деловые связи: 5 советов, проверенных на личном опыте

1. Всегда прислушивайтесь к себе

Изучайте и пробуйте различные инструменты нетворкинга, если считаете, что эти компетенции будут полезными для развития бизнеса. Но учтите: если в попытках наладить новые контакты вы каждый раз испытываете дискомфорт, если по каким-то внутренним причинам вам не нравится «просто общаться на отвлеченные темы» в модных ресторанах, бросайте все это к чертовой бабушке. Люди интуитивно почувствуют ваше напряжение от нежелания общаться.

Не стоит создавать себе выдуманные препятствия, которые необходимо героически преодолевать. Заходить в «область дискомфорта» – это не чудесное личностное развитие, а фантазийная чушь. Любое развитие возможно только при свободном течении энергии. Необходимо просто расслабиться и отнестись с уважением к своему складу личности. Вы такой, какой есть, и другим, в основе своей, уже не будете. Испытайте удовольствие от самого себя. Тихое и незаметное спокойное удовольствие. И не беспокойтесь о том, как окружающие люди это воспримут. Гармоничный человек, принимающий с благодарностью свое внутреннее устройство, притягивает своей умиротворенностью.

2. Будьте избирательны в контактах

Если чувствуете, что спустя 5 минут разговора общение «не зашло», единой волны или химии не появилось, заканчивайте беседу, не обременяя себя правилами «правильного выхода из контакта». Не мучайте ни себя ни собеседника, отыгрывая традиционные вежливо-слащавые социальные роли. Все равно друг друга не обманете.

Люди с первых секунд интуитивно понимают – принесет ли общение удовольствие. Ведь удовольствие – это эволюционная потребность, все остальное (успешный совместный бизнес, проекты) только следствие. Если этого не произошло естественно и легко, не тратьте свою энергию на вымучивание «будущего успеха». Его не будет. При этом чувство глубинного уважения к себе, к собеседнику и к сложившейся ситуации позволит разойтись по своим делам без ощущения внутренней опустошенности.

3. Привлеките эксперта, если чувствуете, что активный нетворкинг – это не ваше

Существуют люди, для которых социальное взаимодействие как воздух. Вся их жизнь соткана из многочисленных контактов, встреч, знакомств, звонков, обмена информации. Они умело и практически на «автомате» собирают нужную и не нужную информацию о текущих событиях, о том, что происходит с другими людьми в области бизнеса. Такие личности просто поражают своей осведомленностью и знакомствами с известными фигурами.

Соревноваться и пытаться за ними «угнаться» точно не стоит – это их «работа» в том, чтобы служить так называемой «склейкой» социального взаимодействия. Такие личности в какой-то момент бывают крайне необходимы. Если есть финансовая возможность, найдите и наймите такого. Только не вздумайте регламентировать его деятельность – не получится.

Если финансовой возможности нет, а такая фигура необходима для развития, предложите партнерство. Его задача – устанавливать деловые контакты от имени вашей компании. Ваша задача после успешного нетворкинга – держать слово и делать дело. Если его слова и обещания останутся только словами и обещаниями, и за ними не последуют реальные действия и результаты, ваша репутация, как владельца бизнеса, будет под угрозой.

4. Не ныряйте в нетворкинг с головой

Когда удастся развить в себе этот навык, будет непросто возвращаться к нудному и тяжелому труду руководителя. Представьте два разных сценария:

Думаю, разница внутреннего состояния и настроя очевидна.

Когда-то, будучи наемным управленцем, я лично наблюдал, как наш собственник компании убегал от проблем бизнеса в теплый и приятный нетворкинг. Горестно было наблюдать и осознавать свое бессилие, когда рушилось то, что создавалось годами. В то время как владелец, от решения которого зависело дальнейшее существование организации, пусть даже эти решения были очень тяжелые и сложные, находился на бесконечных выставках и форумах, рассказывая всем, как выстроить успешный бизнес. Результат – полный развал компании, личное банкротство владельца и его окончательное забытье как успешной фигуры в мире бизнеса.

Не уходите в эту приятную деятельность с «головой». Помните, что есть основная работа, иногда сложная и трудная, но ваша. Нетворкинг – всего лишь один из инструментов, который помогает в работе, но не более того.

5. Собирайте информацию о своей репутации

Получайте обратную связь, желательно через «вторые руки», как вы воспринимаетесь в деловых кругах. Прямые вопросы и попытки это прояснить ни к чему не приведут. Даже наоборот: могут дать иллюзию, что в целом все хорошо. Важно знать, что говорят «за спиной», даже если говорят не в позитивных окрасах – в этом и есть зерно репутации.

Я слышал разные мнения об управленцах и владельцах крупных компаний, и о себе в том числе. Для меня самый большой комплимент в разговорах за «спиной» был следующий: «тяжелый товарищ, сложный в общении, но если уж сказал, что сделает, значит, сделает». Звучит так себе, но суть неплоха. Ведь в бизнесе главное – слово и дело. Остальное может этому способствовать или помогать, в том числе и нетворкинг.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Смотреть комментарии