Личная эффективность62188

Как организовать себя для успеха в творческих проектах

14 лайфхаков для повышения рабочей продуктивности, если вы работаете сами на себя без строгих дедлайнов. Этих правил придерживались гении разных времен.

Все больше работодателей, осознавая свои выгоды, переводит сотрудников на гибкие графики работы, отдают предпочтение удаленным проектным командам и специалистам-фрилансерам. Все больше людей осознанно и добровольно меняют корпоративный офис на фриланс. Профессии, предусматривающие самозанятость, манят свободой от мучений в пробках, офисной суеты и подковерных игр, бездушной корпоративной культуры и навязанных социальных стандартов. Растет популярность творческих профессий, экспертов-предпринимателей, самозанятых специалистов. Тенденция неудивительна: как утверждает Дэн Кеннеди, автор книги «Жесткий тайм-менеджмент», 98% людей, работающих на дому, становятся гораздо счастливее, сменив присутствие в офисе на удаленную работу, и советуют это сделать всем.

В связи со сложившимся трендом возникает большой интерес к инструментам самоорганизации для реализации творческих проектов, результаты и успех которых зависят от личной продуктивности.

Исследовав эту тему и прочитав десяток книг, я взяла на заметку 14 способов, которые помогли эффективно организовать себя и добиться значимых результатов творческим людям, оставившим свой след в истории человечества. Особенно меня впечатлила книга Мейсона Карри «Режим гения. Распорядок дня великих людей», в которой автор собрал уникальную биографическую информацию об образе жизни и распорядке дня, привычках и ритуалах 162 «гениев». Все другие книги и источники информации только подтверждают инструменты и способы личной продуктивности, к которым интуитивно пришли многие творческие люди, чьи имена упомянуты в этой книге. Итак, вот перечень рекомендуемых способов.

1. Самодисциплина

Это первое, что бросается в глаза при анализе режима дня и образе жизни продуктивных людей творческих профессий. Главный секрет успеха известных на весь мир гениев только в дисциплине и рутинном труде, поглощающем большую часть их времени. Многие из них создавали свои шедевры, следуя на автопилоте распорядку дня. Они сосредотачивались и работали в отведенные часы, не дожидаясь мифической музы, независимо от настроения. Строгий распорядок, доведенный до автоматизма – это сознательный выбор, признак силы воли и амбиций. Хочешь преуспеть – будь дисциплинированным!

2. Сила воли и постоянство

Большинство из гениев были людьми привычки, их распорядок дня не менялся годами, повторяясь изо дня в день. Рабочие часы были определены раз и навсегда у Канта, Чарльза Диккенса, Чарльза Дарвина... Твердая решимость проводить за работой определенное количество рабочих часов, другими словами: «минимально необходимое для успокоения совести», необходимое «не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи», чтобы «не потерять не очень прочную решимость трудиться», «не соскочить в депрессию». Наиболее продуктивные гении отмечают, что им приходилось «воспитывать свой ум», чтобы в рабочие часы работать непрерывно, «сжать зубы и делать по одному шажку каждый раз», «приступить к очередной порции работы лишь в результате усилия воли». Многие их них были уверены, что «если соблюдать режим, не будет никаких особых творческих кризисов и застоя в творчестве». Упорядоченный режим – словно колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы, она ограждает от тирании переменчивых настроений.

Осознавая проблему праздности в творческом труде, многие гении превращали работу в навязчивую потребность. Будучи невероятно продуктивными, все равно считали себя лентяями. Они постоянно боролись с отлыниванием от работы: поиском «правильной ручки», удобного места, хлопотами о создании творческих условий, капризами и угодничеством настроению, оттягиванием момента начала работы, ожиданием «музы» или растрачиванием продуктивных часов. К распорядку дня большинства из них был применим термин «трудоголизм».

Хочешь преуспеть – собери волю и будь постоянен в своей решимости ежедневно идти к цели!

3. Вдохновение

Но была и другая, очень немногочисленная категория творческих людей, творящих только в периоды вдохновения. Например, Жорж Сименон, автор 425 книг, в том числе 200 романов, работал приступами, каждый такой период лихорадочной активности длился 2-3 недели, после которого он мог месяцами ничего не писать. В период вдохновения писал по 80 страниц в день, практически не редактируя текст. Рождал свои произведения с легкостью и без титанических усилий, самодисциплины также Дмитрий Шостакович. Композитор и окружающие пугались той молниеносности, с которой сочинялись произведения. Новое произведение целиком складывалось в голове композитора, и он мог с огромной скоростью его завершить, если ему не мешали, выдавая по 20-30 нотных страниц в день, практически без помарок.

В случаях с продуктивной работой только в периоды вдохновения и без усилий – речь, скорее всего, идет о тех 0,01% людей с редким даром гениальности от природы. Другие 99,99% добиваются результатов и даже стают признанными гениями, только благодаря дисциплине, силе воли в постоянстве движения к цели.

4. Увлеченность проектом

Все творческие люди, оставившие после себя культурное наследие, были увлечены проектами, которые реализовывали. Они трудились над ними дни напролет, забывая об отдыхе, сне и пище. Выбором большинства гениев были и такие крайности, как работа «на износ», даже в ущерб здоровью. Например, Айн Рэнд (автор романов «Источник», «Атлант расправил плечи») корпела над созданием книги 12 месяцев на износ, порой несколько дней не ложась спать, создавая по большой главе еженедельно, употребляя при этом стимуляторы (бензедрин), серьезно подорвавшие впоследствии ее здоровье. Еще пример. Оноре де Бальзак, когда начинал писать книгу, режим его дня был суров до жестокости к себе: с шести до часу ночи – сон, с часу ночи семь часов подряд он трудился за письменным столом. В восемь утра он позволял себе лечь и соснуть полтора часа, затем с 9.30 до 16.00 снова работал, поглощая одну за другой до 50 чашек кофе. В четыре часа дня Бальзак отправлялся на прогулку, после шести начинал весь цикл сначала. И так – от книги к книге.

Работа над проектом в ущерб здоровью – сомнительная практика, но важно осознать: без увлеченности у проекта нет шанса на успех. Хочешь преуспеть – берись за дело, которое тебя увлекает, и будь готов самоотверженно над ним трудиться!

5. Любовь к своему делу

Большинство продуктивных в творческом плане людей воспринимали свою работу как «спасительный круг», «навязчивую потребность», считая «скорее, зависимостью, чем призванием». Говоря словами шведского режиссера, писателя, сценариста Ингмара Бергмана «работа – словно поток, разливающийся по пейзажу твоей души. Она спасительна, ибо многое уносит с собой, очищает. Если бы я не работал постоянно, я бы сошел с ума».

Многие гении занимались бы своим делом, даже без необходимости зарабатывать на жизнь. Одним работа давалась легко, для других (и их большинство) это был изнурительный труд, в процессе многочасовых мук творчества и внутренней неудовлетворенности, двигаясь очень незначительными темпами. Например, всего несколько страниц за неделю создавали Фредерик Шопен и Гюстав Флобер. Но все гении все равно признавали, что любят свою работу, в том числе «как лучший способ ускользнуть от жизни». И не променяли бы ее и свой образ жизни ни на что другое. Хочешь преуспеть – работай в сфере и над делом, которое по душе!

6. Продуктивные часы

Биологические часы у всех людей разные: «совы» и «жаворонки», зная себя, не идут против своей природы. Наоборот, они извлекают как можно больше пользы из своего наиболее продуктивного времени, будь-то утренние или ночные часы. По утрам любили работать Томас Манн, Фрейд, Хемингуэй, Генри Миллер, Харуки Мураками, Томас Эдвардс, Джон Мильтон, Вольфганг Гете, Франц Шуберт, Виктор Гюго, Николай Толстой и не только. Многие из них вставали спозаранку (в 4-5 утра), работая по 3-7 часов подряд, к моменту завтрака или обеда был проделан уже огромный пласт работы. Работать ночью предпочитали Генри Грин, Джозеф Корнел, Ференц Лист, Жорж Санд, Фредерик Шиллер, Энн Райс... Некоторые страдали бессонницей и вынужденно использовали это время для творчества.

7. Рабочие время-блоки и смена деятельности

Важный способ продуктивности – несколько подходов (циклов) к работе. Чередуя временные блоки непрерывной творческой работы и отдыха или сменой деятельности, можно было значительно увеличить результаты. Циклический подход позволял проводить в общей сложности 7-8, а иногда и по 15-20 часов. Так работали Моцарт, Бетховен, Вольтер, Фрейд, Юнг, Штраус, Рихард Штраус, Симона де Бовуар, Гюнтер Грасс, художники Анри Матисс и Чак Клоуз, Жан-Поль Сартр, Ричард Райт, Джозеф Хеллер, Марк Твен, инженер-изобретатель Грем Белл, Владимир Набоков.

Среди занятий, сменяющих творческий труд, у многих гениев было чтение. Часы для чтения профессиональной или художественной литературы – главный источник притока информации, необходимой для работы подсознания и поиска новых идей.

8. Творческие привычки и ритуалы

Многие гении имели понятные только им ритуалы, привычки, даже причуды, дающие соответствующий настрой на работу. Например, перед началом работы Бенджамин Франклин принимал воздушные холодные ванны. Американский режиссер Вуди Аллен по 45 минут стоял под горячим душем, размышляя над поворотами сюжетов. Его коллега Дэвид Линч практиковал дважды в день 20-минутные трансцендентальные медитации и ни разу за 33 года их не пропустил. Томас Гоббс и Петр Чайковский в перерывах между работой отправлялись на прогулку, где размышляли и создавали творческие идеи, проводя так до пяти часов в день. Американский писатель Уильям Гесс любил перед началом работы несколько часов пофотографировать старые заброшенные районы (разрушения и грязь). Жоржу Сименону были свойственны писательские суеверия. Во-первых, никто не должен был видеть его за работой. Во-вторых, до завершения работы над романом он носил одну и ту же одежду. Пианист, органист и композитор Глен Гульд в дни записей музыкальных произведений и концертов не ел вообще, считая, что от голода обостряются способности.

Перед началом работы одним творческим людям были присущи церемонии кофе- или чаепития, ритуалы раскуривания трубок и сигар. Другие набирались сил от стойки на голове, медитации, молитвы, чтения Библии, плавания, зарядки. Николсон Бейкер для каждого нового романа придумывал новый ритуал, место и время написания.

Многим гениям были свойственны вредные привычки, которые, как им казалось, помогали творить, создавая творческую среду или служа стимуляторами. Это излишние порции кофе и алкоголя, сигарет, сахара, амфетамины, наркотики. Такой образ жизни хоть и давал возможность трудиться на износ по 20-30 часов подряд, но подорвал здоровье и укоротил жизни многих из них – Жана Поля Сартра, Луи Армстронга, Томаса Фаррелла, Фредерика Шиллера и многих других. Не нужно следовать их примеру.

9. Атмосфера рабочего места

Творческим людям немаловажен Фэн-шуй рабочего места, пытаясь обустроить его под свое восприятие творческой обстановки. Например, одна афроамериканская писательница не могла работать дома. Для этих целей она снимала дешевый номер в гостинице и работала ежедневно по семь часов в этих спартанских условиях, ни на что не отвлекаясь. Писатель Ричард Райт с 6 до 10 утра уходил писать в парк. Физик, инженер-изобретатель Никола Тесла, работавший не менее 12 часов в сутки, предпочитал трудиться в кабинете с зашторенными окнами. Немецкого философа Фридриха Шиллера взбадривал и побуждал к творчеству аромат гнилых яблок, ящик с которыми он держал у себя в кабинете. Одни творческие личности любили работать в изолированном пространстве, уединении и полной тишине, другие – под музыку, третьи – нуждались в ощущении суеты. Хемингуэй и Виктор Гюго писали всегда стоя. Сомерсет Моэм ставил стол у глухой стены, чтобы ни на что не отвлекаться.

Идея и предназначения творческих привычек, ритуалов и Фен-шуя рабочего места понятна: они должны создавать творческий настрой на работу. Хочешь преуспеть – создавай свои творческие привычки, ритуалы, атмосферу рабочего места! И пусть они будут понятны только тебе, даже смешны для наблюдающих со стороны, важно, чтобы они не наносили вред здоровью и гармонизировали творческое пространство.

10. Спортивные нагрузки

Для поддержания продуктивного режима требуется не только «дисциплина ума, но и физическая крепость тела». Осознавая этот неоспоримый факт, многие из творческих гениев разбавляли рабочую рутину спортивными упражнениями: энергичными или долгими 2-3-часовыми прогулками, зарядкой, плаванием, пробежками, верховой ездой, и даже, как Набоков, – охотой на бабочек, пробегая по 25 км за день. Многие творческие люди, осознавая пользу спортивных нагрузок на состояние не только тела, но и ума, сохраняли спортивные привычки на протяжении всей жизни. Харуки Мураками, например, занимаясь бегом четверть столетия, популяризируя его пользу, даже написал книгу «О чем я говорю, когда говорю о беге». Хочешь преуспеть – уделяй время спорту и здоровью тела!

11. Соблюдение рабочих «норм»

Быть эффективным большинству творческих людей помогают «нормы» – количество отработанных часов, написанных страниц или слов. Например, Жорж Санд писала ежедневно не менее 20 страниц в день. Дневная норма 2000 слов была у Чарльза Диккенса и Стивена Кинга, 1000-1500 слов – у Сомерсета Моэма, 7 страниц – у Эдмунда Уилсона. Хочешь преуспеть – устанавливай свои ежедневные нормы продуктивности!

12. «Всеоружие»

Боясь пропустить вдохновение, большинство творческих людей «всегда во всеоружии». Они носят с собой или держат под рукой блокнот или диктофон, чтобы в пути или даже ночью не пропустить важные мысли и сделать заметки. Подсознание не отдыхает ни днем, ни ночью и нередко решения и озарения случаются во сне или за другими видами деятельности. Важно иметь возможность писать везде, где тебя озарит мысль. В современном мире девайсы и программы (например, Evernote) позволяют вносить пометки и порции контента в любое время. Хочешь преуспеть – делай заметки и не пропускай моменты озарений!

13. Договор с собой (с вознаграждением)

Большинство творческих людей не воспринимали радости жизни за должное и само собой разумеющееся. Они служили им вознаграждением за часы непрерывной работы или завершенную ее часть. Даже банальный перерыв на прием пищи, чашку чая или кофе, прогулку или даже алкоголь – нужно было заработать согласно негласному договору с самим собой. Хочешь преуспеть – вознаграждай себя за работу! Не алкоголем, конечно.

14. Контроль над похитителями времени

Жизнь многих из гениев целиком сводилась к работе, творчество всегда было на первом месте вплоть до утраты связей с праздными друзьями, уединенным образом жизни, даже отшельничеством. Так жили композитор Бенджамин Бриттен, Чарльз Дарвин, Харуки Мураками и многие-многие другие. Безжалостно и осознанно с близкого окружения вычищались праздные друзья и все те, кто не знал цены ни чужого, ни своего времени. Харуки Мураками считал, что главные отношения в его жизни «отношения с читателями, которым все равно, какой у тебя режим дня, лишь бы очередная книга была лучше предыдущей».

Не призываю следовать уединенному образу жизни и отшельничеству: к нему склонны и в нем счастливы интроверсивные типы творческих личностей, довольствуясь обществом только самых близких людей. Но взять под контроль похитителей времени – обязательное условие продуктивности и успеха не только в творческих проектах. Ведь большинство людей и второстепенных дел отнимут у вас столько времени, сколько им позволите.

Возьмите на заметку эти способы самоорганизации. И спустя несколько лет регулярной и продуктивной работы (правило 10000 часов никто не отменял!) вы сможете гордиться многими сильными профессиональными результатами и законченными проектами.

Смотреть комментарии